Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

РБКБизнес

Между небом и землей

Выручка АО «Международный аэропорт Шереметьево» в период с 2014 по 2018 год увеличилась почти в три раза: с 20,24 до 57,98 млрд руб. 64% этих денег принесли неавиационные доходы

Автор: Оксана Гончарова

На фото: Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

В 2018 году Шереметьево обслужил 47,1% от всего объема пассажирских перевозок московского авиационного узла, приводят цифры в пресс-службе компании. Неуклонно с 2014 года росло и количество взлетно-посадочных операций (ВПО). В 2018 году на долю Шереметьево приходилось 46,4% всех ВПО, производимых в московском авиационном узле. «Сумма инвестиций в объекты развития Шереметьево за период с 2010-го по 2018 год составила более 100 млрд руб. Привлеченные средства позволили осуществить строительство новых терминалов и других объектов инфраструктуры, что дало Шереметьево возможность стать лидером в России и одним из крупнейших аэропортов Европы», – говорит генеральный директор «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») Михаил Василенко.

Росту пассажиропотока Шереметьево во многом способствовал приход в аэропорт ряда новых авиакомпаний. Так, новые региональные рейсы из Шереметьево в Екатеринбург, Симферополь и Сочи открыли в марте прошлого года «Уральские авиалинии». В этом году о переводе рейсов из Домодедово в Шереметьево объявили авиакомпании Vietnam Airlines и Brussels, открыла в аэропорту свои рейсы Belavia, запустили полеты грузовых самолетов «Турецкие авиалинии».

Как итог, число обслуженных пассажиров с 2014 по 2018 год выросло с 31,6 млн до 45, 8 млн человек, а совершенных ВПО — с 255 тыс. до 357 тыс. Переводить свои рейсы в Шереметьево собираются и некоторые другие компании — например, начиная с весны будущего года это сделает Japan Airlines (JAL), которая сейчас летает из Домодедово.

Важной предпосылкой для увеличения выручки стала консолидация активов аэропорта, которая произошла в 2013−2017 годах, считают представители Шереметьево. В результате была образована группа компаний реорганизованного АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), объединяющая авиационную и неавиационную деятельность, в том числе хэндлинг (наземное обслуживание авиакомпаний), управление VIP-залами, магазинами беспошлинной торговли, парковками, рекламой, топливно-заправочным комплексом и системой обработки грузов.

После консолидации у Шереметьево появилась возможность генерировать дополнительную выручку и за счет других направлений — например, наземного обслуживания авиакомпаний. Так, если раньше крупнейший клиент Шереметьево — «Аэрофлот» — занимался им самостоятельно, через собственное подразделение, то после консолидации, в начале 2019 года, эту функцию поэтапно передали компании «Шереметьево Хэндлинг».

Правда, быстрый рост пассажиропотока не обошелся без проблем: в мае-июне, в начале высокого летнего сезона, некоторым пассажирам пришлось ждать багаж по несколько часов и даже вылетать без него. «Багажный коллапс» привел к увольнениям в руководстве «Шереметьево Хэндлинг», которая ранее не выполняла такого объема работ (сейчас она обслуживает 80–90% всего пассажиропотока аэропорта).

«Аэрофлот» в помощь

Росту выручки Шереметьево способствовали два основных фактора — стратегическое партнерство с «Аэрофлотом», который является миноритарным акционером аэропорта, и дерегулирование в 2016 году аэропортовых тарифов в московском авиаузле, что позволило увеличить доходы и сделать бизнес прибыльным, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». Шереметьево обслуживает рейсы национального перевозчика России — авиакомпании «Аэрофлот», что, конечно же, влияет на финансовые показатели аэропорта, соглашается Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

На «Аэрофлот» приходится 75% всего пассажиропотока Шереметьево, и если говорить об успехах самой авиакомпании, то по итогам 2018 года она перевезла 55,7 млн пассажиров и заняла 18-ю строчку списка главных игроков мирового авиационного рынка, поднявшись на две позиции по сравнению с 2017 годом (по данным рейтинга «Лидирующие авиационные группы» британского издания Airline Business — ведущего международного отраслевого ресурса). На рост выручки аэропорта влияет и общая конъюнктура рынка авиаперевозок, говорит Борисов: в период с 2014 по 2018 год он вырос на 18% (в пассажиро-километрах).

Взаимодействие с «Аэрофлотом» — первое из трех приоритетных направлений работы с авиакомпаниями, рассказали в пресс-службе «Шереметьево». Следующий приоритет — развитие партнерства с другими авиакомпаниями альянса SkyTeam, куда, кроме «Аэрофлота», входят международные авиаперевозчики Air France, Czech Airlines и др., а также другими авиационными альянсами.

Наконец, в компании считают важной работу с азиатскими авиакомпаниями. Прежде всего китайскими: Шереметьево первым из российских аэропортов получил сертификат China Friendly, который подтверждает высокие стандарты обслуживания пассажиров из КНР. На сегодняшний день Шереметьево занимает первое место в мире по трансферу между Россией и КНР и является единственным аэропортом Европы, обслуживающим сразу восемь китайских авиакомпаний. Последние годы наблюдается устойчивый рост спроса на азиатском направлении.

Терминальное решение

В 2014 году, когда стало ясно, что инфраструктура аэропорта приблизилась к пределу своей пропускной способности, была разработана и принята долгосрочная программа развития до 2026 года, рассказали в пресс-службе аэропорта. Развитие аэродромной инфраструктуры также стало возможным благодаря концессионному соглашению с Росавиацией сроком на 49 лет. Соглашение предусматривает привлечение частных инвестиций. В рамках договоренности в строительство и реконструкцию авиационной инфраструктуры АО «МАШ» инвестирует 61 млрд руб. «На самом деле государству выгодно вкладываться в такие объекты, как Шереметьево, ведь аэропорт — крупный налогоплательщик», — отмечает Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт».

Сумма инвестиций в проекты развития АО «МАШ» за период с 2010 по 2018 год составила более 100 млрд руб., рассказали в пресс-службе Шереметьево. В настоящее время терминальные мощности аэропорта позволяют обслуживать свыше 55 млн пассажиров, а основной грузовой оператор Шереметьево — ООО «Москва Карго» — способен обрабатывать до 380 тысяч тонн грузов ежегодно». На протяжении последних десяти лет среднегодовой прирост пассажиропотока составляет 11,7%.

В течение последующих десяти лет он чуть замедлится и составит 7% ежегодно, что связано с постепенным насыщение рынка, выравниванием дисбаланса между Московским авиационным узлом и регионами, а также перераспределением пассажиропотока в сторону местных аэропортов и новых хабов. В начале следующего года будет введен в строй новый терминал «С» (первый этап) на 20 млн пассажиров ежегодно. А в сентябре этого года запланировано открытие третьей взлетно-посадочной полосы.

Неавиационные доходы

Значительную долю выручки Шереметьево получает от неавиационного направления. В 2018 году авиационные доходы компании составили лишь 34%. Другие 28% дало наземное обслуживание, 25% — розничная торговля и услуги, 9% — поступления от аренды (согласно консолидированной финансовой отчетности компании за 2018 год). «Рост неавиационных доходов — мировая тенденция, — комментирует Пантелеев из «АвиаПорта». — Все международные аэропорты развивают это направление бизнеса уже несколько десятков лет».

У Шереметьево, по мнению эксперта, в этой области большой потенциал. Во-первых, развитию неавиационного направления способствует общий рост пассажиропотока и, в частности, международных перевозок. Во-вторых, через аэропорт проходит большой поток трансферных пассажиров, у которых достаточно времени, чтобы прогуляться по торговым площадям и сделать покупки. В-третьих, у аэропортовых предприятий благодаря обновленному закону «О таможенном регулировании» появилась возможность открывать магазины беспошлинной торговли в зонах прилета. В Шереметьево они работают с этого года.

Еще один немаловажный фактор — более удобная инфраструктура и большие площади новых терминалов. Например, в терминале «B» (более 110 тыс. кв. м), который был введен в эксплуатацию в мае 2018 года, до 94% коммерческих площадей сданы в аренду. Как пояснили в пресс-службе аэропорта, площади сдаются под магазины, заведения общепита, сервисные компании и офисные помещения. Компания планирует разместить большое количество магазинов и заведений общепита и в новом терминале «С» (планируемая площадь — свыше 123 тыс. кв. м).

Росту бизнеса МАШ в том числе способствуют заработки аэропорта в смежных отраслях, говорит Олег Пантелеев. К примеру, в Шереметьево построен третий автозаправочный комплекс, которым владеют компания ЛУКОЙЛ и АО «МАШ».

Аэропорт нового поколения

В Шереметьево понимают, что управлять аэропортом при постоянно растущем пассажиропотоке не получится без внедрения инновационных решений, позволяющих наладить работу внутренних служб и все бизнес-процессы. Сегодня в аэропорту для каждого процесса написана технологическая карта, рассказали в пресс-службе предприятия. Она представляет собой математическую модель, с помощью которой можно детально рассчитать на ближайшие десять лет потребности аэропорта в технике, людях и других ресурсах.

Еще в 2011 году с учетом опыта аэропорта Цюриха и лондонского «Хитроу» в российском аэропорту был создан Центр управления аэропортом (ЦУА). Он помогает администрировать все бизнеспроцессы, координировать действия подразделений аэропорта и сторонних организаций, в том числе — в случае возникновения кризисных ситуаций.

Система совместного принятия решений, которую аэропорт развивает совместно с «Аэрофлотом» и Московским центром автоматизированного управления воздушным движением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в реальном времени предоставляет всем партнерам Шереметьево плановую, расчетную и фактическую информацию о статусе полета и обслуживании самолета.

Работа программы основана на базе данных «Синхрон» (собственная разработка Шереметьево), в памяти которой хранится вся ключевая для работы аэропорта информация — расписание воздушных судов, технологические графики под каждую авиакомпанию, временные интервалы, установленные по каждой операции для каждого сотрудника. У сотрудников, задействованных в обслуживании самолетов, пассажиров и багажа, есть специальные планшеты, куда приходят уведомления и где они могут посмотреть всю необходимую информацию.

Стратегическая цель международного аэропорта Шереметьево — до 2026 года войти в топ-10 крупнейших авиационных хабов мира. Эксперты считают, что успех аэропорта будет зависеть не только от его собственных усилий: огромную роль сыграет весь рынок, а транспортная отрасль сейчас находится в системном кризисе. «Без существенных мер господдержки можно ожидать новых потрясений и колебаний, — рассуждает Борисов. — Кто-то от них выиграет, кто-то — проиграет, поэтому как бы ни были захеджированы риски, сегодня лучше сфокусироваться на показателях экономической эффективности».

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как превратить регион в перспективное туристическое направление Как превратить регион в перспективное туристическое направление

Как в России возникают новые точки притяжения для путешественников

РБК
А действительно нужно ходить в душ каждый день? А действительно нужно ходить в душ каждый день?

Да, мы всерьез задались вопросом, как часто нам нужно мыться

GQ
Выставочный образец Выставочный образец

Анна Дычева-Смирнова — о бьюти-трендах 2025, ИИ и будущем российских брендов

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Нефть, петроглифы, ветер: зачем ехать на Апшеронский полуостров Нефть, петроглифы, ветер: зачем ехать на Апшеронский полуостров

По просьбе «РБК Стиль» журналист Ирина Рубанова съездила в Азербайджан

РБК
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
Сексуальные и смешные: самые горячие красавчики из КВН Сексуальные и смешные: самые горячие красавчики из КВН

Смех – это сила, которой сложно не покориться

Cosmopolitan
Уличное дело Уличное дело

В сентябре на Sotheby’s пройдёт онлайн-аукцион работ Бэнкси

Robb Report
Почему Грета Тунберг — самая настоящая современная героиня Почему Грета Тунберг — самая настоящая современная героиня

Активизм Греты Тунберг важен для нашего будущего далеко не только из-за климата

РБК
Спортсмен года: Александр Овечкин Спортсмен года: Александр Овечкин

Звездный форвард «Вашингтон Кэпиталз» переписывает историю мирового хоккея

GQ
4 главных причины, почему у тебя все время случаются провалы на работе 4 главных причины, почему у тебя все время случаются провалы на работе

Пора детально разобрать проблему провалов на работе

Playboy
«Я не ставлю себе задачу вдохновлять»: Билл Гейтс о меняющемся имидже и зависти к Стиву Джобсу «Я не ставлю себе задачу вдохновлять»: Билл Гейтс о меняющемся имидже и зависти к Стиву Джобсу

Миллиардер Билл Гейтс рассказал о своем отношении к Стиву Джобсу

Forbes
Мышечная усталость: почему тело устает, даже если ничего не делает Мышечная усталость: почему тело устает, даже если ничего не делает

Что происходит в теле, когда мы накапливаем эмоциональные переживания

Psychologies
«Независимые банки решили уничтожить»: Дерипаска раскритиковал Центробанк и суды «Независимые банки решили уничтожить»: Дерипаска раскритиковал Центробанк и суды

Олег Дерипаска выступил на Восточном экономическом форуме во Владивостоке

Forbes
Освободиться от предубеждений и стать хорошим родителем Освободиться от предубеждений и стать хорошим родителем

Как наши убеждения мешают нам быть хорошими родителями

Psychologies
ЦБ вышел на уровень «нейтральной ставки». Как власти будут влиять на экономику дальше? ЦБ вышел на уровень «нейтральной ставки». Как власти будут влиять на экономику дальше?

Почему теперь станет сложнее прогнозировать планы Банка России?

Forbes
Опасный дейтинг: эксперты назвали самые незащищенные приложения для знакомств Опасный дейтинг: эксперты назвали самые незащищенные приложения для знакомств

Почти все популярные у россиян дейтинговые приложения уязвимы для хакеров

Forbes
«Женщина в городе» и «Клоун в капюшоне»: что покупать в Париже на ярмарке La Biennale Paris «Женщина в городе» и «Клоун в капюшоне»: что покупать в Париже на ярмарке La Biennale Paris

Что в топах продаж и сколько это стоит

Forbes
Звездный десант Звездный десант

Брэд Питт считает съемки в триллере "К звездам" самыми сложными в своей карьере

Grazia
Как согреть квартиру, пока не включили отопление Как согреть квартиру, пока не включили отопление

Каждую осень во многих российских квартирах становится очень холодно

Популярная механика
Хватит стоять на месте! Хватит стоять на месте!

Как замотивировать саму себя?

Лиза
Агенты вливания Агенты вливания

Санкции ужесточаются, но бизнес иностранных компаний в России растет

Forbes
Что не так с российским e-commerce. Пять китайских уроков Что не так с российским e-commerce. Пять китайских уроков

Российский рынок онлайн-ретейла быстро растет, но у него есть несколько проблем

Forbes
7 признаков, что отношения не сложатся 7 признаков, что отношения не сложатся

Вы влюблены и готовы представить c партнером долгую и счастливую жизнь

Psychologies
Певица Люся Чеботина: «Мне для счастья не хватает любящего парня» Певица Люся Чеботина: «Мне для счастья не хватает любящего парня»

Эту яркую девушку ты неоднократно видела в Instagram

Cosmopolitan
Ремонт своими руками: выбираем недорогой хороший шуруповерт Ремонт своими руками: выбираем недорогой хороший шуруповерт

Как выбрать недорогой, но при этом надежный шуруповерт

CHIP
Алина Ботановна: «Я готова гастролировать с концертами» Алина Ботановна: «Я готова гастролировать с концертами»

О сложностях в блогерстве, личной жизни, первом треке и творческих планах

Cosmopolitan
Что делать с машиной после ДТП. Инструкция Что делать с машиной после ДТП. Инструкция

Когда нужно и не нужно вызывать ГИБДД, кто должен эвакуировать автомобиль

РБК
«Оскар» за отцовство «Оскар» за отцовство

От чего оберегают детей Лепс, Чадов и Лазарев

StarHit
Почему за Эди Слиманом — будущее Celine Почему за Эди Слиманом — будущее Celine

Вторая коллекция Эди Слимана для Celine получилась необуржуазной

Vogue
Не сажайте миллениала на цепь: как создать идеальный офис для поколения Y Не сажайте миллениала на цепь: как создать идеальный офис для поколения Y

Как должно выглядеть рабочее место миллениала

РБК
Открыть в приложении