Правонарушений на борту самолетов год от года становится больше

РБКОбщество

Как приземлить дебошира

Правонарушений на борту самолетов год от года становится больше, говорит международная статистика. Как переломить негативную тенденцию?

Текст: Алексей Лоссан

Во всем мире сформировано немало досье на пассажиров, поведение которых представляет реальную угрозу соседям, экипажу и даже безопасности полетов. Законодатели планомерно ужесточают меры наказания за подобные нарушения и расширяют допустимые способы ограничения свободы воздушных хулиганов. В США, например, за нападение на бортпроводницу может грозить лишение свободы на срок более десяти лет.

В России два года назад ввели уголовную ответственность именно за хулиганство на любом виде транспорта, в мае 2017-го полгода колонии-поселения за пьяный дебош на рейсе Тель-Авив — Москва получил Евгений Петрухин. Впрочем, даже угроза уголовного преследования останавливает пока не всех, в том числе людей известных. В декабре 2018 года стало известно о буйном поведении артиста Алексея Панина на борту самолета из Стамбула в Москву, а в апреле текущего года с рейса Барнаул — Москва сняли нетрезвого актера Александра Панкратова-Черного. Подобное наблюдается и за рубежом. В 2008 году с рейса British Airways из Лондона в ЛосАнджелес вывели в наручниках фотомодель Наоми Кэмпбелл, из-за которой вылет был задержан на два часа, а в 2011 году актер Алек Болдуин был снят с рейса American Airlines из Лос-Анджелеса в НьюЙорк, после того как отказался выключить мобильный телефон.

Пассажир нон грата

Согласно статистике Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) за 2017 год, один случай буйного поведения пассажира приходится на 1053 полета, тогда как годом ранее этот показатель был почти в полтора раза лучше — 1424 полета. Эксперты признают, что реальная ситуация может быть еще хуже, поскольку не все авиакомпании делятся информацией такого рода.

Случаи агрессивного поведения на борту IATA делит на четыре уровня: первый означает словесную агрессию или несоблюдение инструкций экипажа; второй — физическую агрессию по отношению к попутчикам или членам экипажа, а также повреждение салона; третий — угрозу жизни, в том числе предъявление оружия на борту; и наконец, четвертый уровень — намеренное проникновение в кабину экипажа или угроза захвата воздушного судна. В 2017 году абсолютное большинство нарушений (86%) относилось к первой категории, ко второй — 12%, к третьей — 3%, а к четвертой — 50 инцидентов. При этом доля нарушений третьей категории выросла за год в три раза, а четвертой категории — в 2,5 раза. По данным IATA, три наиболее «популярных» нарушения на борту — невыполнение требований безопасности (49% всех инцидентов), интоксикация, например алкогольное опьянение (27%), и курение (24%). Согласно опросу общественного мнения, проведенному компанией Rockland Dutton Research and Consulting по заказу IATA, 32% пассажиров в мире сталкивались с неадекватным поведением других пассажиров на борту, а 80% опрошенных считают, что против нарушителей нужно возбуждать уголовные дела.

Руководством по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также IATA для экипажей воздушных судов определен порядок применения средств сдерживания. Это смирительные средства, которые можно не снимать даже после посадки, пока нарушитель не будет передан сотрудникам полиции.

Такие средства все чаще используются зарубежными авиакомпаниями.

Если согласно опросу, проведенному в 2009 году, только четыре авиакомпании международного альянса SkyTeam использовали на борту воздушного судна средства сдерживания для борьбы с авиадебоширами, то на сегодняшний день уже все члены альянса, кроме «Аэрофлота», применяют такие средства. Например, Delta Air Lines использует металлические наручники, China Eastern и Xiamen Airlines — специальные ремни, а Korean Air — электрошокеры. Члены экипажа раз в два-три года проходят в центрах по авиационной подготовке перевозчиков обучение, как противодействовать дебоширам на борту.

Черные списки

В России использование смирительных средств в полете вне закона. При этом отечественные перевозчики неоднократно выступали с инициативой разрешить использовать спецсредства против деструктивных пассажиров.

Пока основным инструментом российских авиакомпаний для борьбы с дебоширами на борту остаются так называемые черные списки.

В июне 2018 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дает правовые основания на составление реестра пассажиров, перевозку которых авиакомпания может ограничить. По словам доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Теймура Зульфугарзаде, эта мера является на сегодняшний день наиболее действенной, так как происшествие легче предупредить, чем устранять негативные последствия. Если же инцидент произошел, но нет существенного ущерба для здоровья, а также жизни пассажиров или персонала, для дебошира может наступить административная ответственность. В соответствии с ч. 6 ст. 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна может повлечь штраф 2–5 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток, уточняет Теймур Зульфугарзаде. «Исключениями являются статьи, связанные с терроризмом, например угроза взрыва, применения оружия, угона, — в таких случаях может наступать уголовная ответственность, даже в случае устной угрозы», — уточняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, комментируя изменения в Воздушном кодексе, говорил, что законодатели изъяли очень многие пункты из предложений авиаперевозчика. Например, компания настаивает на более жестких мерах, минимум три года отказа в перевозке. Еще в ноябре 2016 года крупнейший российский авиаперевозчик предложил внести изменения в Воздушный кодекс, разрешив использование спецсредств на борту, однако, обращает внимание Олег Пантелеев, «экипаж по-прежнему не может применить к нарушителям никаких мер, кроме увещеваний».

В апреле 2019 года «Аэрофлот» провел конференцию по проблемам противодействия деструктивным пассажирам. Как заявил заместитель генерального директора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров, особенно опасны ситуации, когда в отношении экипажа воздушного судна применяются запугивание и физическое насилие. «Необходимо предоставить членам экипажа право использовать средства сдерживания, расширить перечень оснований для включения нарушителей в черный список, увеличить срок нахождения авиадебошира в черном списке с одного года до минимум трех лет», — говорит Владимир Александров.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Каннский фестиваль открылся фильмом Джима Джармуша “Мертвые не умирают” — пронзительной историей о том, что и мы, и наши кумиры  разлагаемся на протяжении всей жизни — но это не повод стрелять нам в мозг. Корреспондент Esquire на фестивале Егор Москвитин Каннский фестиваль открылся фильмом Джима Джармуша “Мертвые не умирают” — пронзительной историей о том, что и мы, и наши кумиры  разлагаемся на протяжении всей жизни — но это не повод стрелять нам в мозг. Корреспондент Esquire на фестивале Егор Москвитин

«Мертвые не умирают» — фильм о том, что мы разлагаемся на протяжении всей жизни

Esquire
Хаб с глобальными амбициями Хаб с глобальными амбициями

Реконструкция аэропортов России должна стать стимулом к экономическому развитию

РБК
Зачем тебе пахать? Как мужчины воспринимают карьерные успехи женщин Зачем тебе пахать? Как мужчины воспринимают карьерные успехи женщин

Мужчины относятся негативно к коллегам-женщинам

Forbes
Устроиться в «Газпром» престижнее, чем в стартап Устроиться в «Газпром» престижнее, чем в стартап

Леонид Богуславский — об инновационном бизнесе в России

РБК
Мишель Лами о своей инсталляции на Венецианской биеннале Мишель Лами о своей инсталляции на Венецианской биеннале

Художница Мишель Лами рассказала о новом проекте с боксерскими грушами

Vogue
Инновации требуют либерального общества Инновации требуют либерального общества

Феномен инновационного центра связан исключительно с людьми

РБК
Семейный подряд Семейный подряд

Анна и Софья Ардовы о слезах и конфликтах из-за денег

StarHit
«SWIFT позволяет дотянуться до любой точки мира» «SWIFT позволяет дотянуться до любой точки мира»

О том, куда SWIFT будет двигаться от платежей и финансовых сообщений

Эксперт
Атмосферное давление: тест Lexus LC 500 Атмосферное давление: тест Lexus LC 500

В мире остается все меньше машин с двигателями мощностью под 500 лошадиных сил

Популярная механика
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
Глотка дьявола Глотка дьявола

Водопады Игуасу определенно входят в пятерку самых красивых и самых мощных

АвтоМир
Оттепель: поколение гениев Оттепель: поколение гениев

Хрущёвская либерализация подарила миру целую коллекцию шедевров

Дилетант
6 фактов о здоровых отношениях, которые полезно знать 6 фактов о здоровых отношениях, которые полезно знать

Как отличить здоровые отношения от представлений о них

Psychologies
8 самых красивых актрис кино для взрослых (от Мии Малковой до Саши Грей) 8 самых красивых актрис кино для взрослых (от Мии Малковой до Саши Грей)

В этом списке — самые красивые актрисы взрослых фильмов!

Playboy
Куда переезжает Майкл Корс Куда переезжает Майкл Корс

Дизайнер показал свой новый особняк на побережье Мексиканского залива

Vogue
Авиакомпании попросили Минтранс заново проверить Superjet Авиакомпании попросили Минтранс заново проверить Superjet

Sukhoi Superjet 100 будет проверен на соответствие требованиям сертификата

Forbes
Что интересного будет в Android 10 Q и какие смартфоны получат обновление Что интересного будет в Android 10 Q и какие смартфоны получат обновление

Какие функции будут у Android 10 и когда выйдет новая ОС

CHIP
Алкогений: Олег Даль Алкогений: Олег Даль

Олег Даль — талантливый неврастеник с внешностью злого эльфа

Maxim
Кто такая Шэрон Тейт и почему о ней надо знать Кто такая Шэрон Тейт и почему о ней надо знать

Об актрисе, которую Марго Робби играет в «Однажды... в Голливуде»

Vogue
Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3 Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3

10 лет назад, в мае 2009 года, был прекращен выпуск биплана Ан-3

Популярная механика
Экран покажет нас Экран покажет нас

Научим сохранять лицо в инстаграме и YouTube

Glamour
Цена славы Цена славы

Ведущие «Дома-2» откровенно рассказали о кознях и отсутствии личной жизни

StarHit
Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие

Рианна и главы известных брендов на страже равенства и инклюзивности

Vogue
16 идей и советов, которые помогут простить обиду 16 идей и советов, которые помогут простить обиду

Продолжая возмущаться из-за нанесенной нам обиды, мы истощаем себя

Psychologies
Пожарная реставрация Пожарная реставрация

Споры о том, как реставрировать символ Франции — знаменитый собор Нотр-Дам

Огонёк
6 самых громких скандалов в истории ММА (кто кого назвал «цыпленком»?) 6 самых громких скандалов в истории ММА (кто кого назвал «цыпленком»?)

Всем интересны скандалы, пока они сами в них не замешаны

Playboy
8 самых отвратительных блюд этого года, от которых у тебя пропадет аппетит 8 самых отвратительных блюд этого года, от которых у тебя пропадет аппетит

Гастрономические эксперименты не всегда бывают удачными

Playboy
Детокс: чем так полезно сезонное очищение организма Детокс: чем так полезно сезонное очищение организма

Красота начинается с вашей тарелки

Psychologies
Цифровой психоз Цифровой психоз

Социальные сети способны свести вас с ума

GQ
Открыть в приложении