Правонарушений на борту самолетов год от года становится больше

РБКОбщество

Как приземлить дебошира

Правонарушений на борту самолетов год от года становится больше, говорит международная статистика. Как переломить негативную тенденцию?

Текст: Алексей Лоссан

Во всем мире сформировано немало досье на пассажиров, поведение которых представляет реальную угрозу соседям, экипажу и даже безопасности полетов. Законодатели планомерно ужесточают меры наказания за подобные нарушения и расширяют допустимые способы ограничения свободы воздушных хулиганов. В США, например, за нападение на бортпроводницу может грозить лишение свободы на срок более десяти лет.

В России два года назад ввели уголовную ответственность именно за хулиганство на любом виде транспорта, в мае 2017-го полгода колонии-поселения за пьяный дебош на рейсе Тель-Авив — Москва получил Евгений Петрухин. Впрочем, даже угроза уголовного преследования останавливает пока не всех, в том числе людей известных. В декабре 2018 года стало известно о буйном поведении артиста Алексея Панина на борту самолета из Стамбула в Москву, а в апреле текущего года с рейса Барнаул — Москва сняли нетрезвого актера Александра Панкратова-Черного. Подобное наблюдается и за рубежом. В 2008 году с рейса British Airways из Лондона в ЛосАнджелес вывели в наручниках фотомодель Наоми Кэмпбелл, из-за которой вылет был задержан на два часа, а в 2011 году актер Алек Болдуин был снят с рейса American Airlines из Лос-Анджелеса в НьюЙорк, после того как отказался выключить мобильный телефон.

Пассажир нон грата

Согласно статистике Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) за 2017 год, один случай буйного поведения пассажира приходится на 1053 полета, тогда как годом ранее этот показатель был почти в полтора раза лучше — 1424 полета. Эксперты признают, что реальная ситуация может быть еще хуже, поскольку не все авиакомпании делятся информацией такого рода.

Случаи агрессивного поведения на борту IATA делит на четыре уровня: первый означает словесную агрессию или несоблюдение инструкций экипажа; второй — физическую агрессию по отношению к попутчикам или членам экипажа, а также повреждение салона; третий — угрозу жизни, в том числе предъявление оружия на борту; и наконец, четвертый уровень — намеренное проникновение в кабину экипажа или угроза захвата воздушного судна. В 2017 году абсолютное большинство нарушений (86%) относилось к первой категории, ко второй — 12%, к третьей — 3%, а к четвертой — 50 инцидентов. При этом доля нарушений третьей категории выросла за год в три раза, а четвертой категории — в 2,5 раза. По данным IATA, три наиболее «популярных» нарушения на борту — невыполнение требований безопасности (49% всех инцидентов), интоксикация, например алкогольное опьянение (27%), и курение (24%). Согласно опросу общественного мнения, проведенному компанией Rockland Dutton Research and Consulting по заказу IATA, 32% пассажиров в мире сталкивались с неадекватным поведением других пассажиров на борту, а 80% опрошенных считают, что против нарушителей нужно возбуждать уголовные дела.

Руководством по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также IATA для экипажей воздушных судов определен порядок применения средств сдерживания. Это смирительные средства, которые можно не снимать даже после посадки, пока нарушитель не будет передан сотрудникам полиции.

Такие средства все чаще используются зарубежными авиакомпаниями.

Если согласно опросу, проведенному в 2009 году, только четыре авиакомпании международного альянса SkyTeam использовали на борту воздушного судна средства сдерживания для борьбы с авиадебоширами, то на сегодняшний день уже все члены альянса, кроме «Аэрофлота», применяют такие средства. Например, Delta Air Lines использует металлические наручники, China Eastern и Xiamen Airlines — специальные ремни, а Korean Air — электрошокеры. Члены экипажа раз в два-три года проходят в центрах по авиационной подготовке перевозчиков обучение, как противодействовать дебоширам на борту.

Черные списки

В России использование смирительных средств в полете вне закона. При этом отечественные перевозчики неоднократно выступали с инициативой разрешить использовать спецсредства против деструктивных пассажиров.

Пока основным инструментом российских авиакомпаний для борьбы с дебоширами на борту остаются так называемые черные списки.

В июне 2018 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дает правовые основания на составление реестра пассажиров, перевозку которых авиакомпания может ограничить. По словам доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Теймура Зульфугарзаде, эта мера является на сегодняшний день наиболее действенной, так как происшествие легче предупредить, чем устранять негативные последствия. Если же инцидент произошел, но нет существенного ущерба для здоровья, а также жизни пассажиров или персонала, для дебошира может наступить административная ответственность. В соответствии с ч. 6 ст. 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна может повлечь штраф 2–5 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток, уточняет Теймур Зульфугарзаде. «Исключениями являются статьи, связанные с терроризмом, например угроза взрыва, применения оружия, угона, — в таких случаях может наступать уголовная ответственность, даже в случае устной угрозы», — уточняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, комментируя изменения в Воздушном кодексе, говорил, что законодатели изъяли очень многие пункты из предложений авиаперевозчика. Например, компания настаивает на более жестких мерах, минимум три года отказа в перевозке. Еще в ноябре 2016 года крупнейший российский авиаперевозчик предложил внести изменения в Воздушный кодекс, разрешив использование спецсредств на борту, однако, обращает внимание Олег Пантелеев, «экипаж по-прежнему не может применить к нарушителям никаких мер, кроме увещеваний».

В апреле 2019 года «Аэрофлот» провел конференцию по проблемам противодействия деструктивным пассажирам. Как заявил заместитель генерального директора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров, особенно опасны ситуации, когда в отношении экипажа воздушного судна применяются запугивание и физическое насилие. «Необходимо предоставить членам экипажа право использовать средства сдерживания, расширить перечень оснований для включения нарушителей в черный список, увеличить срок нахождения авиадебошира в черном списке с одного года до минимум трех лет», — говорит Владимир Александров.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От большого к малому От большого к малому

Если ты хочешь лидерства, то должен бежать вдвое быстрее других

РБК
Как Cartier Tank стали культовыми часами, которые носят уже 100 лет Как Cartier Tank стали культовыми часами, которые носят уже 100 лет

Между прочим, на создание этой модели мастеров действительно вдохновил танк

GQ
Двадцать молодых и перcпективных Двадцать молодых и перcпективных

РБК публикует уже четвертый список героев завтрашнего дня

РБК
Ракета Вассерфаль: упущенный шанс Гитлера Ракета Вассерфаль: упущенный шанс Гитлера

В чем была ошибка министра вооружений Германии Альберта Шпеера

Популярная механика
Производство талантов Производство талантов

Не надо копировать Кремниевую долину

РБК
Обзор игры Tropico 6: государственный переворот на пляже Обзор игры Tropico 6: государственный переворот на пляже

Tropico 6 - ламповая строительная стратегия для любителей красочных пляжей

CHIP
Мечта путешественника Мечта путешественника

Предприниматель из Новосибирска создал единую сим-карту для 200 стран

Forbes
«Если нет планов на 50 лет, ты их не проживешь»: как Филипп Генс продолжил дело отца «Если нет планов на 50 лет, ты их не проживешь»: как Филипп Генс продолжил дело отца

Филипп Генс — о своем отце, компании и эволюции в бизнесе

Forbes
Рожденные побеждать Рожденные побеждать

Александр Кохановский создал одну из самых успешных киберспортивных команд

Forbes
Пошли по кривой. Почему зарплаты в России падают раньше, чем в Европе Пошли по кривой. Почему зарплаты в России падают раньше, чем в Европе

В России пик заработной платы приходится на 35-40 лет. Почему так происходит?

Forbes
Первая технологическая война Первая технологическая война

Удастся ли Китаю вернуть себе статус самой мощной цивилизации мира

Эксперт
Качели для инвестора: как заработать на нестабильном рынке Качели для инвестора: как заработать на нестабильном рынке

Инструменты, которые позволяют получать доход и во время падения индексов

Forbes
Рейтинг смарт-часов 2020 года: 7 лучших моделей Рейтинг смарт-часов 2020 года: 7 лучших моделей

Обзор не самых дешевых, но очень функциональных умных часов

CHIP
Даг Сатцман: «Потребителю нужен бренд, который отражает его ценности» Даг Сатцман: «Потребителю нужен бренд, который отражает его ценности»

Почему важно разграничивать работу и отдых и стоит ли читать бизнес-книги?

GQ
13 самых ожидаемых фильмов июня: от «Людей Икс» до «Людей в черном» 13 самых ожидаемых фильмов июня: от «Людей Икс» до «Людей в черном»

Много зловещих кукол, драма о гибели «Курска» и байопик Элтона Джона

Playboy
На злобу дня На злобу дня

Бесят наряды младшей сестры? Друзья бойфренда? Песни Бузовой?

Glamour
От рейтинга бога к рейтингу богочеловека От рейтинга бога к рейтингу богочеловека

Что происходит с оценкой Владимира Путина россиянами

Forbes
Балет о Габриэль Шанель и еще пять спектаклей июня Балет о Габриэль Шанель и еще пять спектаклей июня

Светлана Захарова в Большом театре, «Нэнси» Ивана Вырыпаева в «Современнике»

Vogue
Главная роль. Почему британская монархия нуждается в Меган Маркл Главная роль. Почему британская монархия нуждается в Меган Маркл

Меган Маркл — сериальная актриса, феминистка с темным цветом кожи

Forbes
Мал витамин, да дорог Мал витамин, да дорог

Как хранить и готовить продукты, чтобы удержать в них больше витаминов?

Лиза
Как российский бизнес и рубль пострадают от торговой войны США и Китая Как российский бизнес и рубль пострадают от торговой войны США и Китая

От торговой войны между Китаем и США могут пострадать сырьевые компании

Forbes
Бороться, бежать, замереть: от чего зависит наше поведение в чрезвычайной ситуации Бороться, бежать, замереть: от чего зависит наше поведение в чрезвычайной ситуации

От чего зависит наша реакция на опасность и как предугадать свои действия при ЧП

Forbes
Мышьяк, лезвие и воск: как менялась мода на интимные стрижки Мышьяк, лезвие и воск: как менялась мода на интимные стрижки

Начиная с самых древних времен женское тело всегда было предметом вожделения

Cosmopolitan
Россия сокращает расходы на оборону. Что это значит для экономики Россия сокращает расходы на оборону. Что это значит для экономики

Россия не вошла в первую пятерку государств по оборонным расходам

Forbes
Аликс Фридберг: «Мне нравится винтаж, но с ним главное не переборщить» Аликс Фридберг: «Мне нравится винтаж, но с ним главное не переборщить»

Героиня этого номера получила «Эмми» за образы сериала «Большая маленькая ложь»

Grazia
Настоящая магия Настоящая магия

Легендарный «Дозор» Сергея Лукьяненко выходит на большую сцену

OK!
Включите цвет: собираем компьютер на комплектующих Gamdias Включите цвет: собираем компьютер на комплектующих Gamdias

Системный блок может быть не только производительным, но и очень эффектным

CHIP
На Alfa Future People впервые появится транс-сцена На Alfa Future People впервые появится транс-сцена

Alfa Future People теперь одно из главных событий года в транс-музыке

Cosmopolitan
Джендри Уотерс (Джо Демпси): «Дискомфорт, что испытывал я во время съемок постельной сцены, передался зрителям» Джендри Уотерс (Джо Демпси): «Дискомфорт, что испытывал я во время съемок постельной сцены, передался зрителям»

Актер рассказал Esquire о съемках последнего эпизода и будущих проектах

Esquire
Каковы реальные последствия Чернобыльской катастрофы Каковы реальные последствия Чернобыльской катастрофы

Как действует радиация на человека и сколько жизней унес Чернобыль

Популярная механика
Открыть в приложении