О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБКHi-Tech

Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ, изменении зрительских предпочтений, а также о том, как в телевидении используются ИИ и нейросети, рассказывает директор «ЧЕ!» Елена Карпенко

Беседовал Георгий Сыпченко

Елена Карпенко, директор телеканала «ЧЕ!» с 2018 года. Ранее работала в «СТС Медиа». Карьеру на телевидении начинала в ВГТРК

Нелинейное ТВ, мистический контент и турецкие сериалы

РБК: Какие ключевые изменения сейчас происходят в российском телевидении?

Е. К.: Растет конкуренция с нелинейным телевидением, которое дает возможность смотреть контент с разных носителей, в записи, со стриминговых платформ и т.д. Однако просмотр ТВ лидирует в суточном объеме просмотра видео, занимая долю более 80%, что не сравнимо ни с онлайн-платформами, ни с видеосервисами. При этом телеканалы диверсифицируют способы доставки контента зрителю, выходят в соцсети и на онлайн-платформы.

Кроме того, в последнее время отрасль стала активнее создавать свою продукцию, делая упор на кино и сериалы. А «ЧЕ!» еще до пандемии сделал ставку на собственное производство. И сегодня сетка канала на 80% состоит из своих программ.

РБК: Какому контенту в 2023 году отдавал предпочтение зритель?

Е. К.: До 2022 года интерес аудитории к развлекательному контенту на ТВ оставался стабильным. После изменения геополитической ситуации произошли некоторые трансформации:

  • резко, в два раза, вырос спрос аудитории на информационно-аналитический контент;
  • в 2022-м наблюдалось снижение спроса на развлекательные ТВ-программы. Во второй половине 2023 года интерес к ним возвращается;
  • российское кино набирает популярность. Так, «Чебурашка» и «По щучьему велению» добились масштабных успехов в кинопрокате;
  • аудитория ностальгирует, и крупные телеканалы возвращаются к своим успешным сериальным хитам. Например, коллеги из СТС сняли продолжение «Папиных дочек»;
  • увеличился спрос на мистический контент. Проекты с мистической направленностью стали выходить не только на каналах с соответствующим позиционированием, а почти на всех площадках. Я говорю о сериалах «13-я клиническая», «Территория», «Вампиры средней полосы», «Библиотекарь», о программах «Экстрасенсы. Битва сильнейших» на ТНТ и «Голоса ушедших душ» на «Домашнем». Мы также реагируем на этот тренд, но встраиваем его в ДНК канала «ЧЕ!». Так, нашим новым проектом стала «Антимагия», реалити — разоблачение в сфере магических услуг;
  • телеканалы также экспериментируют с турецкими и азиатскими сериалами. Но пока такой контент не приживается ни у кого, кроме канала «Домашний», где он традиционно транслировался.

РБК: Вы не переориентировались на Азию после 2022 года?

Е. К.: После ухода мейджоров существенных изменений в контентной политике у нас не было. Мы продолжаем разрабатывать собственные форматы и развивать свою вселенную телегероев. У нас уже сформировалась линейка экшен-реалити — проекты «Решала», «Охотники», «Опасные связи», «Заступницы». В 2023 году прибавилась «Антимагия», в 2024-м запустим проекты «Притворщики» и «Найди по ID». Для небольшого канала с ограниченными ресурсами такой объем оригинального контента — большое достижение. Мы закупаем контент лишь точечно для праздничных и выходных дней.

ИИ для ТВ и нейросети-сценаристы

РБК: Насколько технологично российское телевидение? Можно ли его сравнивать с такими продвинутыми отраслями, как банкинг или e-commerce?

Е. К.: Это совершенно разные отрасли. Банкинг и e-commerce ориентированы на оказание услуг и, соответственно, поддержание инфраструктуры: логистики, хранения и защиты персональных данных, онлайн-платежей и т.д. Наша производственная цепочка состоит из создания контента, разных способов его доставки до зрителя и рейтингов, то есть системы измерений и оценок со стороны зрителя. По производственной части телевидение исторически— самая технологически развитая отрасль с сильной школой инженеров, графических дизайнеров, IT-специалистов. Российское телевидение сейчас—это лучшие решения для информационных и аналитических программ, развлекательных шоу. Посмотрите, как выглядит любая новостная программа, насколько технологичны студии, трансляции матчей или интеллектуальные шоу. Это инфографика, графика, моушен-дизайн, дополненная реальность.

РБК: Используют ли российские телекомпании новейшие технологии, такие как ИИ и нейросети?

Е. К.: Наш маркетинг пользуется ИИ для обработки больших объемов данных, сбора основной информации. Естественно, эти данные потом проверяют специалисты, без этого не обойтись.

Кроме того, мы используем ИИ для поиска и обработки визуальных базовых элементов эфирной графики. Например, часть графики в проекте «Антимагия» прорисовывалась с помощью нейросетей. А при взаимодействии с потенциальными мошенниками из этических соображений мы используем фотографии «людей», которые сгенерировала нейросеть. Сгенерированные портреты также полезны для кастинга: режиссеры могут задать нужные параметры внешнего вида их героев, что упрощает работу кастинг-директорам.

Еще один пример — наши коллеги из СТС сделали сериал «Сидоровы». Сценарий к нему полностью написала нейросеть.

РБК: Существуют ли ИИ-решения, заточенные под доставку или под просмотр контента?

Е. К.: Сейчас некоторые онлайн-кинотеатры активно занимаются внедрением функции поиска контента на основе ИИ. Алгоритмы помогают пользователю сформировать персонализированную подборку контента согласно его вкусам и предпочтениям. Человек по сути своей ленив, и в определенный момент у каждого заканчивается лимит принятия решений. В этот момент хочется, чтобы кто-то сделал выбор за тебя. Так что все вновь возвращаются к принципу эфирного телевидения и построения программной сетки. Даже в сервисах, где одним из главных конкурентных преимуществ был самостоятельный выбор контента, сейчас тестируются сетки вещания, которые составлены с помощью ИИ. Но по сути своей они являются традиционной телевизионной программной сеткой.

Основа медиапространства и технологии будущего

РБК: Какое будущее ждет телевидение?

Е. К.: Телевидение придумали 100 лет назад, за это время сильно изменились способы доставки контента зрителю. Но самым главным по-прежнему остается контент. Это основа всего медиапространства. Если контент качественный и интересный, его будут смотреть на любых устройствах.

Я думаю, что и в дальнейшем будет развиваться тренд на экосистемы, на синтез телекома, IT-компаний, телеканалов и творческих команд. Творчество и технологии продолжат сближение. Например, на зарубежных рынках IT-компании покупают студии и телеканалы, встраивают их в свои экосистемы.

РБК: Какие технологии будут определять облик телевизионной отрасли через 5–10 лет?

Е. К.: Их несколько. Например, гибридное телевидение, то есть смешение традиционных и диджитал-форматов. Хороший пример здесь — шоу «+100500» с интернет-звездой Максимом Голополосовым. Проект, созданный для YouTube, удалось интегрировать в традиционный формат телевидения. А в новом сезоне у нас будет премьера от создателей «+100500», где ведущей будет девушка.

Кроме того, увеличится скорость интернета и мощность сигнала. Все это улучшит качество картинки и скорость загрузки видео.

Из-за изменений в структуре потребления контента появилась необходимость в общепринятой системе измерений, которая учитывала бы потребление контента на всех площадках. Думаю, эти технологии появятся в ближайшем будущем и станут общей «валютой» на рынке.

Распространятся портативные технологии. Например, переносные проекторы, которые позволят смотреть кино или спортивные трансляции на природе, в путешествии в формате HD или 4K.

Фото: пресс-служба телеканала «ЧЕ!»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Четыре способа вернуться к себе Четыре способа вернуться к себе

Разные виды психотерапии – разные пути, ведущие к внутренней зрелости

Psychologies
Крабле-бумс Крабле-бумс

Вся правда о крабовых палочках

Лиза
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока

Продукция китайского оборонно-промышленного комплекса для ближневосточных стран

Обозрение армии и флота
Нужны ли мигранты российскому «оливье» Нужны ли мигранты российскому «оливье»

Первым запросом после теракта было ужесточение контроля за миграционным потоком

Монокль
Дружба с Канье Уэстом и сотрудничество с мировыми брендами: чем известен дизайнер Гоша Рубчинский Дружба с Канье Уэстом и сотрудничество с мировыми брендами: чем известен дизайнер Гоша Рубчинский

Чем прославился российский дизайнер Гоша Рубчинский  — в материале «Сноба»

СНОБ
Пока живу — эволюционирую Пока живу — эволюционирую

Может ли эволюционировать организм, все гены которого необходимы для жизни?

Знание – сила
Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06 Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06

Для чего существовал номер 06 в СССР? Давайте вспоминать!

ТехИнсайдер
9 лучших кукольных советских мультфильмов 9 лучших кукольных советских мультфильмов

Кукольные мультфильмы из СССР, которые вы посмотрите с удовольствием

Maxim
«У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть «У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть

Стали ли мы менее жестокими, чем наши предки? Спорный вопрос

Psychologies
Головная боль Головная боль

Какой бывает головная боль и как с ней справиться?

Здоровье
Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового

Урбанист Мария Туркина — о том, как взрастить из горожан блогеров

СНОБ
Фиби Уоллер-Бридж: Смех и слезы аристократки Фиби Уоллер-Бридж: Смех и слезы аристократки

Пока Фиби шла к успеху, слез было пролито немало…

Караван историй
Игра в молчанку Игра в молчанку

Почему мужчины замыкаются в себе после ссоры и как разрешить конфликт

Лиза
«Армяне не хотели придавать карабахскому вопросу статус межгосударственных территориальных претензий» «Армяне не хотели придавать карабахскому вопросу статус межгосударственных территориальных претензий»

Тридцать лет переговоров о судьбе Нагорного Карабаха в интервью с политологом

Монокль
Тонкая работа. Операция по замене сустава или инъекции? Что выбрать при лечении коленей Тонкая работа. Операция по замене сустава или инъекции? Что выбрать при лечении коленей

Одни из самых эффективных способов избавления от болей в коленях

Лиза
Губительная зацикленность на ипотеке Губительная зацикленность на ипотеке

Льготная ипотека привела к резкому удорожанию жилья и усилила дисбалансы

Монокль
Банковская «цифра» для экспортера Банковская «цифра» для экспортера

Что сегодня позволяет получать господдержка российского экспорта

РБК
Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским» Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским»

Игорь Миркурбанов о своем новом спектакле-концерте и песнях Сергея Наговицына

Монокль
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
IBM разработала квантовый чип на 1000 кубитов IBM разработала квантовый чип на 1000 кубитов

IBM представила чип Condor, который содержит 1121 сверхпроводящий кубит

ТехИнсайдер
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя

Хочешь знать, как работает таро и почему сбываются прогнозы астрологов?

VOICE
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Наука и жизнь
Завал на работе Завал на работе

Как все успевать и грамотно снизить нагрузку на работе

Лиза
Внешняя торговля: друзья и недруги Внешняя торговля: друзья и недруги

Страновая и товарная структура экспорта и импорта стабилизировалась

Монокль
Город в городе Город в городе

Как девелоперы прокачивают полицентричность в любом районе Петербурга

Собака.ru
Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена

Теперь электронный парамагнитный резонанс можно измерять и с одной молекулы

N+1
Дом Cердца Дом Cердца

Как старое здание в колониальном стиле превратить в пространство для творчества

Seasons of life
Бизнес с восточным акцентом Бизнес с восточным акцентом

Новые возможности требуют учитывать особенности ведения бизнеса с партнерами

РБК
Открыть в приложении