Строительство портов позволит производителям конкурировать на мировом рынке

РБК

Борьба за экспортную независимость

Строительство собственных портовых мощностей позволяет российским производителям удобрений конкурировать на мировом рынке, снижая зависимость от соседних стран, которые контролируют ключевые инфраструктурные объекты.

Текст Софья Володина

На экспорт отправляется 70% производимых в России минеральных удобрений — крупнейшими их потребителями являются Бразилия, Китай, Украина, США и Индия, отмечают эксперты НИУ ВШЭ. В условиях обострения конкуренции на мировых рынках удобрений, наметившегося в последние годы, российским производителям удается удержаться на плаву благодаря богатой сырьевой базе, низким ценам на энергоносители и огромным производственным мощностям, оставшимся еще со времен СССР. Сдерживающими факторами являются устаревание оборудования (эту проблему призваны решить программы модернизации, запущенные рядом крупнейших производителей) и длинное логистическое плечо до потребителей и портов отгрузки.

Действительно, возникшие в советское время заводы строились в условиях иной, единой инфраструктуры и на иных экономических основаниях. Если современные экспортно ориентированные мощности в Китае и США изначально закладываются вблизи логистических центров, то в СССР они прежде всего тяготели к источникам сырья. Кроме того, играл роль и геополитический фактор — производства, имевшие двойное назначение (например, аммиака, используемого для производства взрывчатки), должны были быть удалены от границ страны. С распадом же СССР источники грузопотоков оказались по одну сторону границы — в России, а порты и экспортные терминалы, как правило, имевшие четкую специализацию, — по другую, на территории Украины и Прибалтики.

Опасное партнерство

В условиях критической важности инфраструктуры такая зависимость от партнеров (как показывает практика — не всегда дружественно настроенных) вынуждает производителей удобрений искать альтернативные транзитные маршруты, переориентировать грузоперевозки на российские порты и строить собственные перевалочные мощности.

В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», принятой в 2010 году, стимулировалось развитие портовых терминалов и инфраструктурных объектов на подходах к ним. В результате уже к 2015 году доля российского грузооборота, переваливаемого через порты зарубежных стран, сократилась вдвое, с 17 до 8,4%, а к 2030 году, как предполагается, она не будет превышать 4%.

В последние годы российские производители удобрений также активно вкладывались в создание перевалочных мощностей. В 2013–2015 годах они приобрели или ввели в эксплуатацию значительное число активов в российских и зарубежных портах, в первую очередь на Балтике. Сейчас собственные специализированные мощности для перевалки удобрений есть у всех ключевых игроков рынка — «Уралхима», «Акрона», «Еврохима», «ФосАгро» и «Уралкалия». Например, «ФосАгро» в 2015 году запустило перевалочный терминал «Смарт балк терминал» в порту Усть-Луга, перенаправив туда грузопотоки, которые прежде шли в порты Финляндии, Эстонии и Латвии, и значительно снизив тем самым логистические расходы.

Ведущий российский производитель товарного аммиака также реализует собственный инфраструктурный проект — строительство терминала в порту Тамани.

Одной из особенностей «Тольяттиазота» является то, что он изначально строился как экспортно ориентированное предприятие: инвестором выступил американский бизнесмен Арманд Хаммер, а рассчитываться завод должен был поставками готовой продукции. Для этого в конце 1970-х годов был построен уникальный аммиакопровод Тольятти — Одесса, самый мощный в мире. Его протяженность составляет 2417 км, труба проходит по территории Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Белгородской областей, а после пересечения границы Украины продолжает путь через Луганскую, Харьковскую, Запорожскую, Днепропетровскую, Николаевскую, Херсонскую и Одесскую области. Российский участок обслуживает ОАО «Трансаммиак», украинский — УГП «Укрхимтрансаммиак ». Пропускная мощность аммиакопровода составляет до 2,5 млн т в год, конечным пунктом назначения выступает Одесский припортовый завод, где происходит перевалка удобрения на морские суда.

Сейчас через аммиакопровод транспортируется порядка 60% производимого «Тольяттиазотом» аммиака, однако логистический процесс осложняется регулярными конфликтами с украинской стороной. «Одной из задач строительства терминала было снижение зависимости от украинского транзита: украинцы всегда были не самыми простыми деловыми партнерами», — поясняет председатель совета директоров «Тольяттиазота» Петр Орджоникидзе. По его словам, раз в два-три года у компании возникает конфликт с «Укрхимтрансаммиаком» по поводу тарифов, причем в качестве механизма давления украинский оператор использует полное перекрытие аммиакопровода — последний раз это произошло в декабре 2016 года.

Открытое море

Решение возвести собственный терминал в порту Тамани было принято руководством предприятия еще в начале 2000-х годов, однако активная фаза строительства началась в 2015 году, после включения объекта в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Проект также внесен правительством РФ в схему территориального планирования в области федерального транспорта и «дорожную карту» развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне до 2020 год. Строительство осуществляется за счет собственных средств компании, общий объем инвестиций превысит $300 млн. Мощность терминала позволит осуществлять перевалку 2 млн т аммиака и 3 млн т карбамида в год. Он объединит в себе три блока: береговой перевалочный комплекс, гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до 50 тыс. т (для этого уже построена специальная эстакада, уходящая в море на 2,5 км), и комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. К порту проведена железнодорожная ветка длиной 36 км, построена автомобильная дорога. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 2020 год.

Уникальность Тамани по сравнению с другими черноморскими портами заключается в его глубоководности и наличии естественного укрытия из-за формы бухты. Порт, способный принимать самые тяжелые суда, откроет российским экспортерам доступ ко всей акватории Черного и Средиземного морей, а его географическая близость к Керченскому проливу позволит объединить транспортную инфраструктуру с возводимым мостом в Крым.

Одной из проблем, с которой столкнулся «Тольяттиазот» при реализации проекта, стал судебный спор с администрацией Краснодарского края, тянущийся с 2014 года. Краевые власти считают часть инфраструктурных построек возведенными незаконно, в компании же заявляют, что все необходимые разрешения на строительство были получены. Арбитражный суд Краснодарского края и апелляционная инстанция встали на сторону администрации, однако в сентябре нынешнего года Арбитражный суд Северо-Кавказского ФО удовлетворил кассационную жалобу «Тольяттиазота» и направил дело на новое рассмотрение. По словам Петра Орджоникидзе, судебный процесс — вопрос важный, но не системный: «От его решения не будет зависеть, быть проекту или не быть. В администрации края не раз заявляли, что проект поддерживают, поэтому хотелось бы, чтобы их слова не расходились с делом, и они бы заняли более конструктивную позицию».

В компании рассчитывают, что после ввода терминала в эксплуатацию какую-то часть транзита через территорию Украины удастся сохранить — вероятно, украинские партнеры, утратив нынешнюю монополию, станут сговорчивее. В противном случае вся экспортная логистика «Тольяттиазота» может быть замкнута на Тамань.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подвиг маркетолога Подвиг маркетолога

Мы собрали успешные истории бизнес-хакеров, которые нашли обходные пути

Maxim
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Данила Козловский Данила Козловский

Писатель Цыпкин задает режиссеру Козловскому наводящие вопросы

Maxim
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Открыть в приложении