Насколько ж/д транспорт России включен в мировую ESG–повестку

РБКБизнес

Андрей Лисицын: «Наши клиенты смогут выбирать безопасный для экологии маршрут»

Беседовал Владимир Чубаров

Насколько российский железнодорожный транспорт включен в мировую ESG-повестку, зачем крупнейшему в стране работодателю проводить год экологии и как мировой тренд на устойчивое развитие способен дать вторую жизнь путешествиям на поездах, «РБК Трендам» рассказал Андрей Лисицын, начальник департамента экологии и техносферной безопасности РЖД.

РБК: Сегодня многие компании стали активно развивать ESG-направление. Почему вопросы экологии, социальной политики и корпоративного управления оказались важными и для РЖД?

А.Л.: Последние несколько лет РЖД четко и последовательно ориентировала свою деятельность в направлении ESG-принципов. В 2007 году компания стала участником Глобального договора ООН. Именно в это время была сформирована первая Экологическая стратегия ОАО «РЖД», в 2009 году она была утверждена. Присоединившись к целям устойчивого развития, мы сразу же приступили к их реализации в своих проектах и Экологической стратегии до 2020 года.

Сегодня тема устойчивого развития и ESG стала звучать более четко благодаря поддержке медиа и мирового сообщества. Мир меняется, и запрос общества к бизнесу растет: люди видят, что происходит с климатом, потреблением ресурсов, экологической обстановкой, и хотят видеть ответные действия компаний. Мы, как крупнейший работодатель и перевозчик в стране, не можем оставаться в стороне от подобных запросов и, разумеется, развиваемся в соответствии с мировыми трендами.

К 2020-му нам удалось реализовать все проекты в рамках нашей Экологической стратегии, и мы поняли, что будем ставить на будущее более амбициозные задачи, связанные с улучшением экологической обстановки и комфортом пассажиров.

РБК: Транспортному сектору сложнее или, наоборот, проще внедрять экологические проекты?

А.Л.: Возможно, для кого-то прозвучит удивительно, но железнодорожный транспорт — это самый экологичный транспорт из возможных. К примеру, выбросы от перевозки грузов авиатранспортом в 70 раз выше, чем поездом. В целом же деятельность РЖД производит менее 1% выбросов среди всей транспортной отрасли России.

Уже сегодня мы можем гордиться тем, что углеродный след от перевозки 1 т груза на 1 км составляет всего 7,8 г — это один из самых низких показателей среди крупных железнодорожных компаний мира. Однако работа в этом направлении предстоит большая и многоступенчатая. В частности, предстоит переход от дизельного топлива в пользу как электрической тяги, так и альтернативных видов топлива (газ, водород).

Железнодорожный транспорт открыт для инноваций. Сейчас ведется серьезная работа по цифровой трансформации, развиваются квантовые технологии. За примером здесь можно обратиться к совершенно бытовой ситуации. Любой клиент РЖД сегодня легко может сесть на поезд без бумажного билета, а на электронной версии будет написано, насколько меньше ваш углеродный след при выборе именно ж/д транспорта.

Если говорить о грузоперевозке, то у нас работает экологический калькулятор, где каждый может рассчитать углеродный след при перевозке своего груза. В будущем клиенты даже смогут выбирать наиболее безопасный для экологии маршрут перевозки и получать документальное подтверждение этому.

Сложность мы видим только в планируемых масштабах и тиражировании наших проектов. Они всегда проходят ряд этапов: от разработки до внедрения, и это порой занимает больше времени, чем мы можем изначально закладывать.

РБК: Ваша компания сформулировала свою Экологическую стратегию до 2030 года. Это довольно большой документ. А каким из заявленных инициатив РЖД уделяет особое внимание?

А.Л.: В фокусе у нас целый ряд мероприятий по модернизации подвижного состава. Например, меняя энергоносители на экологичные, мы также сделали стратегическую ставку на увеличение доли газа. Речь о газотурбовозах, первые образцы которых сейчас эксплуатируются на Свердловской железной дороге.

Также мы разрабатываем состав на водороде, первый опытный образец которого появится в 2024 году на Сахалине. Этот регион выбран пилотным для отработки углеродного регулирования, и мы будем рады предоставить такую разработку, которую мы делаем совместно с «Росатомом».

Отдельно хотел бы отметить наши планы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба. Сюда входят грунт и ж/д пути, загрязненные нефтепродуктами, а также загрязненные емкости, резервуары и части территорий. Таких объектов в нашем реестре сейчас около 300, и мы планируем привести в порядок каждый.

И, конечно же, в приоритете изменений и совершенствований у нас инфраструктура. Состояние поездов и другой железнодорожной техники, установка шумозащитных экранов, укладка бесстыкового «бархатного» пути — лишь малая часть всего комплекса решений.

РБК: В Экологической стратегии также сказано, что РЖД стремятся поддерживать и развивать «зеленые» преимущества железнодорожного транспорта. Расскажите подробнее о них.

А.Л.: Среди всех требований к подвижному составу сегодня первое место занимают экологические. Среди экологических требований — снижение уровня шумового воздействия. Пока что эта задача еще полностью не решена в мире, но РЖД понемногу приближают тот момент, когда шум от вагонов будет снижен до санитарных норм в 55 дБ. Для этого мы ищем инновационные решения и активно привлекаем неравнодушных инженеров и компании. Считаю, что необходимо дальнейшее ужесточение требований к подвижному составу в части шума. Так, недавно мы начали устанавливать новые шумозащитные экраны на Куйбышевской железной дороге, а также начали применять композитные шины-замедлители вагонов для сортировочных горок в Люблино.

Разумеется, для нас, как крупного перевозчика, важно учиться работать с отходами. Мы планируем использовать около 90% отходов промышленного производства вторично. Работая в этом направлении, мы также закупаем биоразлагаемые пакеты и упаковку, ртутьсодержащие лампы меняем на другие типы осветительных приборов.

Среди других «зеленых» преимуществ отмечу наше развитие в сфере возобновляемой энергетики. К примеру, вокзал в Адлере оснащен солнечными панелями для выработки электричества, которое идет на обслуживание здания. Планируется, что таких вокзалов будет больше.

РБК: 2021 год РЖД объявили годом экологии. Какими результатами вы можете поделиться? Что получилось, а что еще предстоит сделать в наступающем году?

А.Л.: Во-первых, нам удалось снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 2,7 тыс. т, или на 8%.

Во-вторых, мы реализовали 21 проект по биоразнообразию нашей природы. Например, спонсировали научную экспедицию РАН по исследованию байкальской нерпы, изготовили 12 искусственных мест гнездования для орлана-белохвоста на территории Кабанского государственного природного заказника, а также установили систему постоянного видеонаблюдения за гнездом дальневосточного аиста на территории государственного природного заповедника «Болоньский».

В-третьих, на всех железных дорогах в течение года проходили различные конкурсы (более 150) и акции по экологической тематике (более 200). Среди них были уборка берегов водоемов, парков, посадка деревьев, устройство экологических троп, конкурсы на лучшее структурное подразделение железной дороги.

Пожалуй, в качестве итога этого года экологии я могу назвать то, что РЖД одержали победу в пяти номинациях в рамках Третьего Всероссийского конкурса по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер — экология». Эта награда отражает нашу осознанную и ответственную позицию перед нашей страной и обществом. Поэтому год экологии — это только начало.

РБК: Вы отметили, что в РЖД работают вместе с дочерними предприятиями более 1 млн человек. Насколько активно?

А.Л.: Я могу с уверенностью сказать, что в РЖД никто не остается в стороне от важных общественных действий. У нас в компании более 85 тыс. сотрудников занимаются корпоративным волонтерством, и мы поддерживаем все их начинания и проекты. Например, многие сотрудники РЖД участвовали во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна — 2021», организованном Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского и структурными подразделениями филиалов РЖД. Результаты этого мероприятия впечатляют: высажено более 110,5 тыс. деревьев, убрано 2,6 га загрязненных территорий.

РБК: Как вы думаете, каким будет мир к 2030 году, когда многие крупные российские и зарубежные компании, и РЖД в том числе, смогут достичь своих целей в рамках ESG-стратегий?

А.Л.: Уверен, что к этому времени мы сможем более эффективно использовать наши ресурсы, поддерживая здоровый баланс в стране и на планете. Предполагаю, что технологии в целом станут дружественнее к окружающей среде, а ответственное отношение бизнеса приведет к тому, что экокультура станет неотъемлемой частью нашего общества.

Благодаря экологической повестке нас ждет «зеленое» и светлое будущее, комфортное для проживания нас и наших детей.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О спорт, ты сон О спорт, ты сон

Поднять себя в 6 утра на тренировку или поспать подольше?

Men’s Health
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Красочный кульбит Красочный кульбит

Компания «Пигмент» запустила в Ленинградской области два завода

Эксперт
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Жизнь после апокалипсиса Жизнь после апокалипсиса

Мировые газовые рынки демонстрируют признаки выхода из отраслевого кризиса

Эксперт
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Морская прогулка Морская прогулка

Интерьер в эклектичном стиле, вдохновленный островом Санторини

SALON-Interior
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Это не шутки: что такое мемкоины Это не шутки: что такое мемкоины

Можно ли разбогатеть на меме с собачкой или лягушонком

VC.RU
Укрощение рубля Укрощение рубля

Как Россия в очередной раз справилась с американскими санкциями

Деньги
Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же» Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же»

В 90-х годах казалось, что российский кинематограф закончился

Коллекция. Караван историй
Строить меньше и дольше Строить меньше и дольше

Девелоперы и банки не собираются снижать цены на новостройки

Монокль
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком

Почему женщины после рождения ребенка никогда не чувствуют себя счастливыми?

Psychologies
Почему у одних самолетов крыло находится в нижней части фюзеляжа, а у других в верхней: 15 неочевидных причин Почему у одних самолетов крыло находится в нижней части фюзеляжа, а у других в верхней: 15 неочевидных причин

От чего зависит расположение крыльев у самолетов?

ТехИнсайдер
Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России

Почему возникает рассеянный склероз и как современная терапия помогает людям?

СНОБ
8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют 8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют

Как эффективно использовать архетипы для развития вашей истории?

ТехИнсайдер
Храп — это нормально, а прививки вызывают аутизм: мифы о здоровье, в которые многие продолжают верить Храп — это нормально, а прививки вызывают аутизм: мифы о здоровье, в которые многие продолжают верить

Устаревшие представления о здоровье, в которые мы до сих пор верим

ТехИнсайдер
Что нас ждет в Новом году Что нас ждет в Новом году

Символом 2025 года станет Зеленая Змея. Как встретить таинственную хозяйку года?

Лиза
Бог есть свет: Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии» Бог есть свет: Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии»

Глава из романа Дмитрия Лукьянова «Год в Чувашии»

СНОБ
Позаботьтесь о своем пушистом товарище: как правильно чистить игрушки для собак и зачем вообще это нужно Позаботьтесь о своем пушистом товарище: как правильно чистить игрушки для собак и зачем вообще это нужно

Как мыть игрушки из разных материалов — плюша, пластика, каната или резины.

ТехИнсайдер
Сами себя заработают Сами себя заработают

Если копить никак не получается, пора изучить все скрытые возможности денег

VOICE
Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве

Художник Александр Сорокин — о любимых местах в Москве и кино

СНОБ
Открыть в приложении