Как фуд-стартаперу найти деньги, покупателей и партнера для того, чтобы запустить настоящий бизнес.

РБК

Сетевые рестораны / Тенденции

В поисках Большого Брата

Как фуд-стартаперу найти деньги, покупателей и партнера для того, чтобы запустить настоящий бизнес.

Текст Ирина Лаврова

Небольшим фуд-стартапам сложно найти инвестиции и самим масштабироваться: кроме денег, для того чтобы начать полномасштабный бизнес, нужны, например, умение работать с большим и маленьким потоками посетителей, с торговыми сетями, ресторанами, понимать технологию производства. В венчурные фонды предпринимателю, который хочет продавать самые вкусные бутерброды, мед-крем с орехами или вовсе запустить производство органических йогуртов, идти бесполезно: они работают чаще всего с принципиальными инновациями, предпочитая IT, биомед, e-commerce или «железо». Если их и интересуют фуд-стартапы, то главным образом сервисные, например по доставке еды.

«Если речь идет о фуд-стартапе, в основе которого лежит не точка питания, а сервис, то найти деньги достаточно просто — надо лишь запуститься, и инвесторы сами выйдут с предложениями», — уверяет директор по маркетингу стартапа по доставке еды «Голод» Тимурмалик Эльмурадов. Еще один вариант — стартап, похожий на американский Soylent, — порошок, который, как обещают, должен заменить еду вообще.

Фото: getty images Russia

Инновационный продукт

А вот если стартап придумал, например, как можно заменить химическую добавку каким-то натуральным ингредиентом или изобрел новый способ производства рапсового масла, то ему прямая дорога в акселератор Generation S — проект Российской венчурной компании. В этом году у него появилось новое направление — AgroBioTech & Food, курирует которое один из крупнейших масложировых комбинатов России — компания ЭФКО, которую все знают по бренду майонеза «Слобода».

«Наша компания ищет новые драйверы роста, в том числе проекты, которые за счет концептуального решения позволяют повысить эффективность производства или могут стать основой для запуска новых направлений бизнеса, — говорит генеральный директор инновационного центра «Бирюч — НТ» (R&D центра ЭФКО) Татьяна Санина. — В первую очередь речь идет об инновациях в области промышленных биотехнологий и производства продуктов питания, поэтому мы активно сотрудничаем со стартаперами. Где-то даем ребятам рекомендации, как необходимо скорректировать проект, чтобы он начал приносить прибыль. Если же видим хороший коммерческий потенциал и эффективную команду, то готовы помочь привлечь инвестиции или предоставить таким командам самые широкие возможности для роста и развития внутри нашей компании». По словам Саниной, в прошлом году ЭФКО выступила индустриальным партнером трека BiotechMed и нашла для себя несколько интересных команд. В этом году компания продолжила сотрудничество с акселератором — на этот раз уже в рамках трека AgroBioTech & Food.

Фото: getty images Russia

Повелители гранолы

Более «человеческие» бизнесы принимают в центре кулинарных стартапов Mabius, который создал в 2014 году совладелец еще одного крупного производителя, Нижегородского масложирового комбината (НМЖК), и российский партнер азиатского агропромышленного холдинга Wilmar International Ltd Иван Сидорок. Сейчас Mabius сменил партнера, вместо НМЖК в работе акселератора участвует один из крупнейших агропромышленных комплексов — компания «Агрико» (пока в качестве индустриального партнера). Иван Сидорок по-прежнему остается владельцем акселератора, но теперь это его личный проект.

Сюда приглашают производителей мучных изделий, сухих завтраков, десертов, выпечки, сладостей, снеков, соусов. В центре Москвы работает лаборатория, где можно «обкатать» идею производства и его технологию. Кроме того, в акселераторе обещают помочь разобраться с документами и упаковкой. Взамен Mabius создает с перспективными компаниями ООО и берет в нем долю от 5 до 50%.

В портфеле Mabius — фрустики «Marc & Фиса», в которые акселератор вложил 3 млн руб. и которые можно увидеть на полках магазинов. Сейчас Mabius вышел из проекта — владелица «Marc & Фиса» Александра Шафорост решила развивать проект сама, и Mabius конвертировал инвестиции в заем. Сейчас акселератор активно раскручивает новый проект: консервы из камчатского королевского краба шеф-повара и директора центра Mabius Андрея Рывкина — King Claw.

«Мы сможем помочь нашим проектам выйти в китайский ретейл, что дорогого стоит. Это наша главная цель — использовать российские инновационные идеи и сырье, которое сейчас, после падения национальной валюты, очень дешевое, сертифицировать в Европе, но продавать в Китае. Войти в Китай сейчас мечтает весь мир», — говорит Иван Сидорок. Еще одна причина ориентации рынка сбыта на Китай, поясняет владелец Mabius, в том, что в России рынок премиальных продуктов резко падает и сужается до размеров Садового кольца. По его словам, сейчас у акселератора отобраны пять проектов для тестовой инкубации, в том числе соусы, снеки для спортсменов и гранола из пророщенной гречки.

Тусовка для еды

Для стартапера в Москве один из самых простых способов протестировать свой бизнес — участие в маркетах еды или выход на фуд-корт в торговых центрах и на рынках. Именно там формируется комьюнити, которое потом помогает находить и новые площадки для раскрутки бизнеса, и частных инвесторов, и идеи для совместного продвижения товаров.

Одна и самых известных площадок — маркеты «Местной еды», неочевидные, но вполне рабочие варианты — Даниловский рынок или «Экомаркет» в Коньково. Денег тут не дадут, зато за небольшую плату стартапер получит площадку, где сможет протестировать свой продукт на реальных потребителях. «Именно как к тесту мы и просим участников подходить к событию, — говорит Анастасия Громова, менеджер некоммерческого проекта «Местная еда». — Подать заявку на маркет может любой желающий, но вот попасть смогут лучшие». Участники проходят два этапа отбора: визуальный (описание, фото, активность в соцсетях) и дегустации.

Летом 2016 года был запущен pop-up «Местной еды» — проект, который должен объединить крупных рестораторов, инвесторов, арендодателей и фуд-стартаперов, которые хотят открывать корнеры внутри ресторанов и магазинов, точки на крытых рынках, островки в бизнес-центрах. Со стратегическими партнерами, которые предоставляют аренду, условия каждый обсуждает индивидуально: прибыль стратегам может приносить как арендная плата, так и доля от прибыли или выручки.

Фото: getty images Russia

«Тестирование своих бизнес-возможностей на подобной площадке — это действительно важно, особенно для точек общепита, ведь чаще всего новые ресторанные проекты открывают люди без профильного образования, пришедшие из совершенно других отраслей», — говорит Сергей Миронов, совладелец ресторана «Мясо & Рыба», основатель «РестКонсалт». Подобного рода сотрудничество решает сразу несколько проблем и иногда стоит дороже денег, ведь даже если ваш продукт очень хорош, попасть в крупные сети супермаркетов или ресторанов очень непросто.

Производитель напитка «Фитогуру», владелица рынка «Экомаркет» и сети магазинов «Город-сад» Дарья Лисиченко рассказывает, как сама столкнулась с тем, что хотя в целом с новым продуктом легко было попасть на полки крупных торговых сетей, сети не видели в здоровом питании большой перспективы. Дарья решила за символическую плату сдавать фуд-стартаперам корнеры на «Экомаркете» по выходным: те предлагали новые виды десертов, кулинарию, шоколад, отвечающие концепции здорового питания. «Бизнес-целей было несколько: во-первых, так расширялся ассортимент рынка. Во-вторых, эти корнеры привлекали на него принципиально другую аудиторию. В-третьих, в выходные рос трафик», — рассказывает Дарья Лисиченко. По ее словам, искать стартапы ей не пришлось: работали старые связи в стартап-тусовке и сарафанное радио.

Советы бывалых

Елена Пономарева, редактор портала «Бибосс» «На фестивалях еды легко затеряться среди разнообразия необычных продуктов, а вот если найти площадку для себя в каком-нибудь известном ресторане или концептуальном кафе, то есть вариант быть замеченным, а значит, и найти потенциального инвестора».

Даниил Мордовской, управляющий директор Delivery Club «Когда продукт достиг приемлемого качества, уже можно начинать прозванивать рестораны, искать ответственных за ассортимент и договариваться о личной встрече. Я бы постарался устроить дегустацию и показать свой продукт максимальному количеству людей».

Ольга Зиновьева, основатель фуд-стартапа Elementaree «Если вы креативны и амбициозны, попробуйте поучаствовать в реалити-шоу на телевидении «Акулы бизнеса». Это своеобразный конкурс, где предприниматели презентуют идеи и пытаются убедить жюри из инвесторов профинансировать проект. Я была участником этого шоу, и один из членов жюри стал инвестором второго раунда».

Деньги на прокорм

В 2016 году на рынке foodtech-стартапов (проектов, которые работают на стыке food- и e-commerce, чаще всего в сфере доставки еды) состоялось несколько крупных сделок:

— конструктор еды Elementaree получил в рамках третьего раунда инвестиций $500 тыс. от частного инвестора (ранее были закрыты раунды на $200 тыс. и $300 тыс.);

— сервис доставки еды по запросу «Голод» привлек посевные инвестиции в размере $50 тыс. от частного инвестора;

— сервис доставки ингредиентов и продуктов «ШефМаркет» привлек в рамках четвертого раунда инвестиций $1,3 млн от российского венчурного фонда AddVenture и японского фонда Mitsui & Co;

— сервис доставки еды из ресторанов FoodFox привлек $1 млн от венчурного фонда Target Global.

РБК+ «Сетевые рестораны» (16+)

Тематическое приложение
к журналу «РБК» является неотъемлемой
частью журнала «РБК» № 10/2016
Распространяется в составе журнала
Материалы подготовлены редакцией
партнерских проектов РБК+
Партнеры: ООО «Чайхона»
Реклама
Учредитель: ООО «БизнесПресс»
Издатель: ООО «БизнесПресс»
Директор ИД РБК: Ирина Митрофанова
Главный редактор партнерских
проектов РБК+: Наталья Кулакова
Выпускающий редактор: Андрей Уткин
Редактор РБК+ «Сетевые рестораны»:
Наталья Савинская
Дизайнер: Алексей Баранов
Фоторедактор: Алена Кондюрина
Корректоры: Татьяна Поленова,
Маргарита Тарасенко
Главный редактор журнала «РБК»:
Валерий Владимирович Игуменов
Рекламная служба:
(495) 363-11-11, доб. 1342
Коммерческий директор издательства РБК:
Анна Батыгина
Директор по продажам РБК+:
Евгения Карлина
Директор по производству:
Надежда Фомина
Адрес редакции: 117393, Москва,
ул. Профсоюзная, 78, стр. 1

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот за рулем: каким будет беспилотный транспорт ближайшего будущего Робот за рулем: каким будет беспилотный транспорт ближайшего будущего

Новые стандарты безопасности для автономного транспорта

Forbes
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Расписание света Расписание света

«Дом и виноград» — арт-пространство, где на входе выдают домашние тапочки

Seasons of life
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц

Инженеры создали маску, способную изменять форму лица и цвет кожи

N+1
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Открыть в приложении