Сегодняшний мир — с его малой предсказуемостью, взаимозависимостью экономических, социальных процессов и экосистем, ростом бедности и военных конфликтов, истощением природных ресурсов — требует качественно иного типа мышления и навыков, отвечающих принципам и целям устойчивого развития. На первый план выходит образование.

РБК

Устойчивое образование / Тенденции

Четыре тренда современного образования

Сегодняшний мир — с его малой предсказуемостью, взаимозависимостью экономических, социальных процессов и экосистем, ростом бедности и военных конфликтов, истощением природных ресурсов — требует качественно иного типа мышления и навыков, отвечающих принципам и целям устойчивого развития. На первый план выходит образование.

Текст: Ксения Татарникова

Выражение «образование в интересах устойчивого развития» (ОУР) впервые прозвучало в 1992 году на Всемирном саммите Земли в Рио-де-Жанейро. Тогда более 170 стран подписали программу действий по общемировому устойчивому развитию «Повестка дня на XXI век» (Agenda 21). В главе 36 этого документа подчеркивалось, что ключевая стратегия устойчивого развития — образование.

Десять лет спустя на Всемирном саммите Земли в Йоханнесбурге по инициативе Японии период с 2005 по 2014 год был объявлен Декадой образования в интересах устойчивого развития. За эти годы в разных странах на всех континентах удалось внедрить абсолютно новые подходы в образовании и добиться того, что идея устойчивого развития начала завоевывать мир. На данный момент в образовании наметились четыре основных тренда в этом направлении.

Не только экология

Идеи устойчивого развития во многих странах, в том числе в России, впервые были представлены в рамках курсов экологии в средней и высшей школе, поэтому между ОУР и экологическим образованием часто ставят знак равенства. На самом деле образование в интересах устойчивого развития включает также экономическую и социальную составляющие и пронизывает все дисциплины, как в области естественных наук, так и в экономико-социальных и гуманитарных направлениях.

«Цель и главное отличие образования в интересах устойчивого развития от традиционного — развитие компетенций, которые позволяют личности анализировать собственные действия с точки зрения их социального, культурного, экономического и экологического влияния на настоящее и будущее, — говорит Марко Рикманн, профессор Университета Фехта (Германия) и один из ведущих мировых экспертов по образованию в интересах устойчивого развития. — ОУР берет начало в смежных образовательных концепциях, таких как экологическое образование, образование в области прав человека, разрешения конфликтов и других. Его следует понимать как неотъемлемую часть качественного образования».

ЮНЕСКО определяет ОУР как образование, которое «дает возможность принимать осознанные решения в интересах сохранения окружающей среды, экономического процветания и справедливого общества для настоящих и будущих поколений, уважая при этом культурные различия между народами».

Яркий пример образования в интересах устойчивого развития — полугодичные курсы инженеров для электростанций, работающих на солнечной энергии, организованные для женщин из сельских районов Африки, в которых жители испытывают дефицит электроэнергии и рабочих мест. Женщины проходят курсы в Индии при поддержке неправительственной организации Tostan, а затем возвращаются на родину и обучают других женщин из соседних районов. Подобные проекты обеспечивают сельские области источником возобновляемой энергии, а женщины получают возможность стабильного заработка и становятся предпринимателями в своих сообществах.

80% руководителей высшего звена в политике, бизнесе и социальной сфере, от которых зависят важнейшие решения, являются выпускниками университетов
20 тыс. — примерно столько вузов действуют в мире. Каждый год в них проходят обучение 150 млн студентов
50% — на столько за последние 10 лет выросло число студентов на планете
Фото: AP

Непрерывность, неформальность и всеохватность

Образование в интересах устойчивого развития — это не только школа, училище или вуз с программами и курсами, но в первую очередь просвещение и воспитание в духе устойчивого развития. Оно начинается в раннем возрасте в семье и продолжается на протяжении всей жизни человека — дома, во время учебы, на работе, в общении с соседями и друзьями, через средства массовой информации, курсы и семинары, музеи и выставки.

В связи с этим образовательные проекты по гражданскому просвещению, повышению финансовой грамотности, истории искусств или, скажем, интеграционные практики, укрепляющие доверие между местным населением и мигрантами, также способствуют устойчивому развитию.

Исследования показывают, что дети четырех—пяти лет уже способны понимать и осваивать принципы устойчивого развития и хотят участвовать в решении проблем сообщества, района, города, в котором живут.

Школьники и студенты в разных странах не просто изучают теорию. При поддержке преподавателей, привлекая на помощь чиновников, фермеров, районные и международные организации, они организуют проекты по экономии электроэнергии в своем учебном заведении, утилизируют мусор, экономят воду, переходят на экологичные виды транспорта, разбивают сады и огороды с редкими видами овощей, фруктов и трав, которые потом готовят в школьной столовой и забирают домой, разрабатывают инновационные способы очистки воды в реке по соседству или сохранения близлежащего лесопарка. Многие школы, вузы и даже детские сады получают престижные «зеленые» сертификации и борются за верхние строчки в мировых экорейтингах учебных заведений.

У современного образования исчезают границы. Преподаватели и учащиеся из разных стран обмениваются опытом, методами обучения, удачными проектами (в том числе через интернет), устраивают конференции, организуют партнерские программы и курсы предпринимательства в интересах устойчивого развития для молодежи и других уязвимых слоев населения — в итоге появляются новые «зеленые» рабочие места и социально ориентированные компании.

Переворот в отношениях учеников и преподавателей

Ключевые проблемы устойчивого развития — изменение климата, снижение рисков, связанных с природными катастрофами, устойчивое потребление и производство, сохранение биоразнообразия и ликвидация бедности — сложны, противоречивы и очень тесно переплетаются между собой.

В связи с этим важно не просто получить знания, но в первую очередь развить у себя новое мышление и навыки, необходимые для существования в малопредсказуемом будущем. Ученик может сделать это только самостоятельно, поэтому становится центром образовательного процесса, а учитель — его помощником и партнером, а не просто источником знаний.

На первый план выступают новые методы обучения, их цель — переход от преподавания к активному познанию. Вместо описания и объяснения проблем учащимся предлагают моделировать и прогнозировать сложные ситуации и учиться преодолевать их негативные последствия, развивать системное и перспективное мышление, всесторонне оценивать информацию, уметь находить выход в условиях противоречивости и неизвестности, анализировать и получать знания путем исследования и собственных открытий, эффективно сотрудничать, искать пути решения проблем на стыке традиций и инноваций, ориентироваться между различными научными и гуманитарными дисциплинами.

Партнерство образования и бизнеса на новых условиях

По данным ЮНЕСКО, за последние десять лет десятки тысяч компаний по всему миру приняли на себя обязательства по устойчивому развитию. Представители почти 200 мультинациональных корпораций входят во Всемирный совет по бизнесу в интересах устойчивого развития (World Business Council for Sustainable Development, WBCSD). Организация сотрудничает с 64 странами, представляющими больше 35 тыс. национальных компаний и 19 млн сотрудников.

Все компании столкнулись с нехваткой технических знаний и специалистов по разным направлениям устойчивого развития — в первую очередь таким, как снижение вредные выбросов в атмосферу на всех этапах производства, а также ведение отчетности по устойчивому развитию. Все чаще, столкнувшись с конкретной проблемой, они обращаются в вузы с предложением совместно разработать учебную программу или курс, по окончании которых студентов приглашают на работу в компании. Еще один вариант партнерства — совмещение учебы и практики, когда обучение чередуется с работой на производстве, за которую учащиеся получают зарплату.

В результате сотрудничества между частным сектором, государственными и некоммерческими организациями во многих странах рождаются учебные курсы «зеленых» специальностей и ремесел — они дают возможность людям с низкими доходами сменить профессию и получить работу, а компаниям — пригласить на производство необходимых специалистов.

Бизнес-школы, по мнению деловых экспертов, пока очень медленно реагируют на меняющуюся среду. Согласно международному опросу, проведенному под эгидой ЮНЕСКО, 76% бизнес-руководителей уверены, что решение проблем устойчивого развития — неотъемлемая часть бизнес-стратегии компании, но только 8% из них считают, что бизнес-школы дают соответствующие знания и навыки в этой области.

Традиционно бизнес и крупная промышленность выступают спонсорами «зеленых» образовательных проектов в школах и вузах, обеспечивая им финансовую и техническую поддержку. Еще одно направление сотрудничества — финансирование вузовских исследований и инноваций в области экологического производства. Такие проекты есть у многих крупных компаний. Например, крупнейший химический концерн Covestro активно сотрудничает со средними и высшими учебными заведениями по вопросам образования в интересах устойчивого развития. «Один из наших недавних проектов — разработка одежды для людей с инвалидностью из высокотехнологичных тканей, — говорит Албена Васильева, руководитель направления коммуникаций и устойчивого развития «Сovestro Россия». — Одежда была создана в рамках воркшопа, организованного Covestro, российским проектом Bezgraniz Couture и Британской высшей школы дизайна для команды студентов различных дисциплин из пяти немецких вузов. Кроме того, уже 10 лет на территории нашего завода в Германии действует проект «Химическая лаборатория» для школьников старших классов —за один день в заводской лаборатории им нужно разработать, произвести и представить на рынок новый продукт (чехол для телефона, пластиковая посуда и пр.). Мы ставим себе задачу разбудить у школьников интерес к химии, независимо от того, какую профессию они выберут в будущем, показать, как она может позитивно влиять на экологию и улучшать качество жизни людей».

В разных странах ОУР интерпретируют по-разному, и прогресс пока очень неравномерен. Кроме того, проблемы устойчивого развития варьируются от государства к государству, а значит, знания и навыки для их решения тоже будут отличаться. Но главная тенденция — рост популярности «зеленого» мышления и устойчивого развития как в образовательной, так и в бизнес-среде. ОУР — не альтернатива традиционному обучению и не очередная его разновидность, а новый, более высокий уровень образования, к которому постепенно должен прийти весь мир.

Впереди планеты

Япония, Германия, Швеция и Нидерланды достигли самых больших успехов в области ОУР. В этих странах образование за последние десять лет стало реальным фактором устойчивого развития. Их опыт — национальные программы ОУР, методики преподавания (от детских садов до университетов), новые курсы и специальности, проекты сотрудничества между учебными заведениями и бизнесом — перенимают другие страны. В числе государств, которые активно внедряют принципы образования в интересах устойчивого развития, называют также Китай, Индию, ряд арабских и скандинавских стран.

Доклад Брунтланн

Фото: Bloomberg

Привлечь внимание широкой общественности к идее устойчивого развития впервые удалось премьер-министру Норвегии. В 1983 году Гру Харлем Брунтланн возглавила работу Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, а в 1987 году выступила со знаменитым итоговым докладом «Наше общее будущее» (известен также как «Доклад Брунтланн»), после которого мир заговорил об устойчивом развитии. В докладе подчеркивалось, что нынешнее состояние общества ведет к неустойчивому будущему, оставляя все больше людей за чертой бедности и одновременно истощая биосферу, что грозит мировой экологической катастрофой. В докладе намечались основные пути достижения устойчивого развития.

Цели в области устойчивого развития

Источник: Организация Объединенных Наций (www.un.org)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От аналитики до киберспорта От аналитики до киберспорта

Какие инновации используются в баскетболе

РБК
Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми» Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми»

Мы сами способны выбирать оттенки, которыми будем писать картину своей жизни

Караван историй
«Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли…» «Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли…»

А. С. Грибоедову 230 лет

Знание – сила
Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь

Чем занимается дочь Сергея Супонева и почему она не стала заменой отцу

Maxim
«Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг «Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг

Почему выдуманные романы могут сказаться не только на дружеских отношениях?

Psychologies
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет

Зачем ученые отправили в суборбитальный полет кучку базальтовых бусин

N+1
«Надо видеть следующую вершину» «Надо видеть следующую вершину»

Чем схожи покорение горных вершин и ведение бизнеса?

Ведомости
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения 6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения

Почему от посудомоечной машины плохо пахнет: причины и их устранение

ТехИнсайдер
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Новый роман Новый роман

7 черт партнера, которые должны насторожить в начале отношений

Лиза
Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч

Дэвид Линч был человеком без возраста и с особым чувством юмора

СНОБ
Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора» Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора»

Почему голливудский фильм «Анора» стал сенсацией в мире кинематографа

Psychologies
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3 Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3

Починить автомобиль по страховке часто невозможно из-за самих страховщиков

РБК
Komatsu показала лунный экскаватор и подводный бульдозер Komatsu показала лунный экскаватор и подводный бульдозер

Подводный электрический робобульдозер и макет лунного беспилотного экскаватора

N+1
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
«Ия, бросай всех и выходи за меня замуж!» — говорил Ефремов Саввиной «Ия, бросай всех и выходи за меня замуж!» — говорил Ефремов Саввиной

Я не актриса и по характеру, и по воспитанию

Коллекция. Караван историй
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
Эффект сеульского красавца: почему актеры и певцы из Кореи так нравятся девушкам Эффект сеульского красавца: почему актеры и певцы из Кореи так нравятся девушкам

Почему актеры и певцы из Кореи так привлекательны для женщин?

Psychologies
Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире

Чем людей привлекает остров, более чем на 80% покрытый льдами?

ТехИнсайдер
5 вредных привычек, которые заставляют нас стареть быстрее 5 вредных привычек, которые заставляют нас стареть быстрее

Ряд привычек может пагубно сказаться на состоянии нашего организма

Psychologies
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп

Что общего у трех знаменитых Калкинов и как они пробивали путь в большом кино

СНОБ
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Открыть в приложении