Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех

Согласно оценкам Smart Ranking, выручка российских финтех-компаний из топ-100 по итогам первой половины 2025 года выросла почти на 16%, превысив 129 млрд рублей. Сегмент перевода средств лидирует по росту. Все больше компаний из таких сфер, как e-commerce, логистика или каршеринг, интегрируют платежи, кредиты и другие финансовые сервисы в свои экосистемы, а также делают пользователям персональные предложения. Встроенные финансы — новый стандарт клиентского пути, указывают участники рынка, добавляя, что растет частота и детализация перечислений, таким образом бизнес все чаще платит за конкретные действия
Интеграция и автоматизация
В первом полугодии 2025-го выручка финтех-компаний из топ-100 составила более 129 млрд рублей — это на 15,71% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, следует из данных отчета аналитического агентства Smart Ranking. Лидер рынка по размеру выручки за отчетный период — «ЮMoney» (14,13 млрд рублей, +16,38%), в топ-3 также входят Saby (10 млрд рублей, +31,24%) и «Банки.ру» (7 млрд рублей, 14,78%).
Лидером по росту год к году во II квартале стал сегмент перевода средств — показатель вырос больше чем на треть относительно того же периода 2024 года, указывают в Smart Ranking. «Действительно, видим значительный рост количества платформ для переводов — в первую очередь как тренд, старательно продвигаемый маркетплейсами», — согласен директор малого и микробизнеса Альфа-банка Денис Осин. Скачок в переводах особенно показателен, полагает ведущий бизнес-архитектор департамента «Банки и финансы» «Рексофт» Мария Мееревич — по ее мнению, привычка платить «внутри пути клиента» превращается в новый стандарт и отражает устойчивую цифровизацию платежей и переводов, особенно в сегменте B2B и платформенных решений.
Среди основных рыночных тенденций аналитики выделяют продолжение активного развития embedded finance (бесшовная интеграция финансовых услуг в нефинансовые платформы и приложения) и персонализированных решений. Все большую популярность, по их мнению, набирает модель «финансы как услуга», позволяющая встраивать платежные и кредитные функции в сторонние платформы — от маркетплейсов до каршерингов.
Кроме того, налицо ставка игроков на гиперавтоматизацию, продолжают в Smart Ranking: участники рынка продолжают бороться за сегмент малого и микробизнеса, предлагая решения «одного окна» — с интеграцией бухгалтерии, налогообложения, эквайринга и расчетов. «Автоплатежи, ИИ-бухгалтеры и голосовые помощники становятся новым стандартом в нише», — указывают эксперты.
Финтех растет за счет ускоренной автоматизации расчетов внутри компаний, расширения embedded finance и смещения потребительского поведения в онлайн, делится своими наблюдениями по итогам первой половины 2025 года генеральный директор платформы для выплат самозанятым и физлицам ReStaff Андрей Рыженков. Отсюда, по его словам, растет потребность в «доставке денег» внутри продуктов. «Консолидация усиливает масштаб у крупных провайдеров, при этом появляются отраслевые решения там, где финтех раньше почти не применялся, например, во фрилансе и проектной занятости. Отдельный вклад дает блок трансграничных платежей: санкционные ограничения сформировали новые боли и спрос на легальные технологичные маршруты», — рассуждает Рыженков.