Рассказ Юрий Беккера «Не/праздничная история»
По случаю Дня святого Валентина Юрий Беккер написал рассказ о любви в Москве в наши дни. «Сноб» публикует первую часть
В каждом новом году нас поджидают события неотвратимые, настолько привычные и неизменно повторяющиеся, что их явлению абсолютно не удивляешься и воспринимаешь как должное, как обыденный результат естественного хода вещей: смена времен года, повышение налогов, ожесточенные споры по поводу Дня всех влюбленных — настоящий ли это праздник? Нужен ли особый день, чтобы рассказать любимой женщине о чувствах? Подарить безделушку с забавным сердечком и просто посмотреть в глаза.
Просто посмотреть в глаза.
Казалось бы, такая мелочь — просто посмотреть в глаза… помолчать и улыбнуться, не отрывая друг от друга взгляд… улыбнуться только ей… Казалось бы — мелочь, но как же не часто творим мы такие мелочи в торопливой повседневности, растрачивая время на что угодно, кроме того, что действительно важно. И в какой-то момент начинаем считать, что любовь близкого человека — это настолько естественно, что не обязательно вспоминать о ней постоянно.
Куда она денется?
///
Что же касается Ярослава Мухина, то он, в свои двадцать восемь, в любви разбирался хорошо, но однобоко, что естественно для холостяка его возраста: с серьезным упором на техническую сторону вопроса. Если вы понимаете, что я имею в виду. Друзья считали, что во всем виноват скоропалительный брак, случившийся где-то между Сочинской олимпиадой и чемпионатом мира по футболу — учитывая значимость упомянутых событий, точные даты начала и окончания несчастливого мухинского эксперимента никто не запомнил, но я думаю, что Славка был просто-напросто не готов к серьезным отношениям, и два лишних штампа в паспорте ничего в нем не изменили.
Тогда не изменили.
И раз уж мы заговорили о паспорте, то сделаю важное, на мой взгляд, уточнение: родился наш скромный герой тринадцатого февраля, и начиная с определенного возраста, День всех влюбленных встречал в настроении скорее меланхолическом, активнее налегая на минералку, чем на вино и сладкое, и может быть именно этим объясняется тот факт, что у Славки никак не получалось проникнуться романтическим настроением праздника. Но он старался. Старался каждый год, как правило, с разными претендентками, но в тот день, о котором я хочу рассказать, Мухин стараться не планировал — не мог. Он возвращался домой от… Славка никогда не рассказывал, каким образом получилось, что празднование дня рождения привело его туда, откуда он ехал, а мы не спрашивали. Важно было то, что он ехал домой один и почему-то на метро. Тоже немаловажный факт, потому что под землю Славка спускался не часто. Тем более — будучи весьма усталым после трудного дня и бурной ночи. Как его занесло в метро, Мухин объяснял путано.
«Меня как на веревке потащило к станции. Сначала думал пройтись по улице, прогуляться, проветрить голову и там вызвать такси, а потом решил спуститься под землю. Не знаю почему…»
Слушатели усмехались, а я… нет. Потому что знаю, что так бывает. Не часто, но бывает, когда вдруг начинаешь испытывать непреодолимое желание что-то сделать, иногда — совсем неожиданное, например отправиться куда-нибудь, причем не важно, запланирована поездка или нет — ты к собственному изумлению понимаешь, что тебе нужно, обязательно нужно оказаться там. Во чтобы то ни стало. Если потребуется — вопреки обстоятельствам. Потому что нужно. Непонятно зачем, но очень-очень нужно. И ты берешь билет и едешь… или с необъяснимым вожделением ожидаешь заурядной, в общем, поездки, считая дни и даже часы… и в результате получаешь от судьбы невероятный, невозможный подарок. А в редчайших случаях тебя ждет настоящее Чудо. Но для этого должно сильно повезти…
Так бывает.
Я об этом знаю и не удивился тому, что Славку потянуло под землю — так должно было случиться, потому что выйдя на «Площади Революции», чтобы перейти на «зеленую» ветку, Славка неожиданно увидел Ее…
Разумеется, в тот момент он еще не знал, что увидел Ее, он всего лишь обратил внимание на невысокую девушку со связкой воздушных шаров. Черных воздушных шаров с крупной белой надписью «Не праздник!» которые девушка бесплатно раздавала прохожим. Несмотря на воскресный день, народу на станции было много и раздача халявы шла активно: люди брали шарики, не особенно задумываясь над тем, что на них написано, а девушка благодарно улыбалась им, опустив маску на подбородок. Улыбалась очень искренне и открыто.
Улыбалась так, что Славка не смог не спросить:
— Почему «не праздник»?
— Потому что праздника нет, — объяснила девушка, выдавая шарик прохожему.
— Почему? — удивился Мухин. Не то, чтобы он был большим поклонником Дня всех влюбленных и желал вернуть ему светлое звание праздника, но другие темы для разговора отсутствовали, а уходить не хотелось.
— Почему вы спрашиваете? — осведомилась в ответ девушка.
По ее тону Славка понял, что настаивать на том, что четырнадцатое февраля все-таки праздник не следует, а поскольку заканчивать разговор он не собирался, пришлось пустить в ход главный козырь:
— У меня вчера был день рождения.
— Поздравляю, — почти равнодушно произнесла девушка, расставаясь с очередным шариком.
— И вот я еду домой…
— У вас вчера был день рождения, а вы едете домой сегодня?
— Да, — ответил Славка. — Что не так?
— Просто спросила, — пожала плечами девушка.
— Завтра понедельник, нужно на работу, поэтому возвращаюсь сегодня, — объяснил Мухин, понимая, что говорит явно не о том. — И вдруг вижу — вы раздаете шарики…
— Они не имеют к вам отношения.
— А если я возьму один?
— Возьмите.
— Но тогда я соглашусь с тем, что праздника нет.
— Сегодня, — уточнила девушка.
— Какая разница? — Мухин вздохнул. — Ведь это грустно — когда нет праздника. Или кто-то празднует, а к нему подходят и говорят, что праздника нет.
— Но ведь его нет.
— Но ведь они празднуют. — Славка кивнул на прохожих. — Кто-то из них ждал этого дня несколько недель, а то и месяцев. Им весело и я не вижу смысла убеждать их в том, что…