Успехи одного эксперимента
По легенде создатели флагмана обозначали его как Experimental Jaguar, а к запуску сократили слова до знаменитых букв XJ. Эксперимент следует признать успешным: самый шикарный Jaguar отмечает 50-летие.
Историки все еще спорят, почему именно 1968 год оказался таким революционным. Мир вдруг вспыхнул накопленным недовольством и взбунтовался против властей и порядков. Волнения прокатились по странам от Америки до Китая, основательно расшатав неповоротливую политику и устои общества. Стало модно быть молодым, свободным и прогрессивным.
Jaguar XJ дебютировал осенью на автошоу в Париже и как по заказу пришелся к настроениям года. Фирма уже не раз сочетала буржуазное благополучие с передовыми разработками в небольших моделях. Но тут особый случай: явился новаторский по замыслу флагман. XJ сохранял классический дух и при этом, казалось, был освобожден от лишней тяжести каких-то былых условностей. Такое очень британское комфортное бунтарство. И впредь в самой представительной модели Jaguar всегда старались объединить традиции с интересной инженерией.
Седан, плиз!
Для руководителя фирмы Уильяма Лайонза вторая половина 60-х была непростой. Jaguar пришлось объединять с компанией British Motor Corp., а та вскоре и сама вошла в состав British Leyland. Однако первый XJ рождался еще под прямым руководством Лайонза. Кстати, сэр Уильям тогда уже был посвящен в рыцари за достижения в автопроме Британии. И вот с истинно рыцарской гордостью он боролся за независимость инженерной школы, лично сформировал техническое задание главному инженеру Бобу Найту. Тому самому гениальному Найту, который на спор за пять фунтов стерлингов разработал оптимальную заднюю подвеску для спортивного E-Type меньше чем за месяц.
Jaguar XJ Series I — это изящный кузов, низкий центр тяжести, независимая задняя подвеска, реечное рулевое, дисковые тормоза, два топливных бака. Публике модель отрекомендовали как изысканный экипаж с управляемостью E-Type. Ехала новинка и впрямь интересно, что отмечали ведущие автомобильные журналы. Особой технической приманкой были рядные 6-цилиндровые моторы и автоматическая коробка в стандарте. А в 1972 году появился V12, и на тот момент XJ считался единственным в мире массовым седаном с двигателем такой конфигурации и заодно самым быстрым в классе. Клиенты хвалили технику, но жаловались на тесноту задней части салона. Поэтому под конец выпуска первой серии добавились