Под давлением космических амбиций хайтек мифология пошла первыми трещинами

QuattroruoteАвто

Илоново дело

Илон Маск, глава Tesla и SpaceX. Согласно биографии авторства Эшли Ванса, в 2013 году электромагнат собирался продать компанию Ларри Пейджу, сооснователю Google: сделка отменилась буквально в последний момент.

Задержка поставок Model 3, рекордные убытки, выпуск сомнительных облигаций... Уж не для того ли эксцентричный владелец Tesla перенес презентацию модели Roadster на более ранний срок, чтобы хоть немного взбодрить минорную реальность? Тогда сейчас весьма подходящий момент подтвердить обещания фактами: действительно ли компания из Пало-Альто способна создать спортивный электромобиль, способный разгоняться до 400 км/ч и проезжать 1000 километров на одной зарядке?

Если у тебя трудности, говори об успехах и поднимай ставки. Отвлекай внимание от тревожных цифр и увлеченно рассказывай о том, что греет сердца верующих (запас хода, лошадиные силы, ньютон-метры). В самый сложный для Tesla момент, если не учитывать близость банкротства в 2013 году (была даже разработана стратегия продажи части компании), Илон Маск будто забыл о производственных сложностях с Model 3. И вытащил из шляпы не одно, а сразу три чуда: второе поколение Roadster, одного из самых быстрых серийных автомобилей в истории; Semi, электротягач с запасом хода 800 км на одной зарядке; первые эстетические наработки нового пикапа, анонсированного романтическим тизером. Все три продукта увидят свет не раньше 2019-2020 годов. И это по самым оптимистичным расчетам. В середине ноября 2017-го, после оглашения финансовых результатов третьего квартала (убытки составили $671 млн, а по итогам года — $1,4 млрд), Маск бодрой походкой взошел на сцену в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, чтобы вновь перевести стрелки в небо, совместив презентацию грузовика и родстера второго поколения.

Под давлением космических амбиций хайтек мифология пошла первыми трещинами

Между шоу и реальностью

Возвращение к истокам (первый Roadster дебютировал в 2008 году) не удивляет — «камбэк» идеально вписывается в рассказ Маска о грандиозном и прямо-таки фантастическом будущем. И не важно, идет ли речь о полете на Марс, вакуумном поезде Hyperloop, тоннелях под Лос-Анджелесом или прямо-таки космических суперкарах, построенных на основе технологий ракет Falcon и орбитальных капсул Dragon. Эта хай-тек мифология отвлекает внимание от ситуации с «самой массовой» моделью Tesla — Model 3.

Даже в США «трешка» в средней конфигурации стоит немалые $42 000. А ведь проект должен был стать трамплином, с помощью которого компания быстро достигнет уровня ведущих автобрендов. Производственный план предусматривал ежегодный выпуск до 20 000 экземпляров Model 3 к декабрю 2017-го с последующим увеличением общего объема (вместе с Model S и X) до 480-500 тыс. машин в 2018 году. То есть ожидалось пятикратное повышение производительности по сравнению с 2016-м, когда реализовали 83 922 автомобиля.

Первый экземпляр Model 3 под кодовым названием SN1 (Serial Number 1) собрали в начале июля. Автомобиль должен был отойти Айре Эренпрайс, члену правления Tesla, но он неожиданно преподнес заказ Маску в подарок на день рождения. Первые 10 000 экземпляров разойдутся по сотрудникам Tesla и SpaceX.

В четвертом квартале 2017 года было построено всего 1542 экземпляра Model 3

Подпитка Уолл-Стритом

Во время июльской презентации серийной версии Model 3 все это казалось реальным: 455 000 предзаказов, за каждый из которых заплачено по $1000 или 1000 евро; живые очереди из желающих внести средства; производство, основанное на диковинном для автоиндустрии краудфандинге. Но радужное будущее столкнулось с суровой правдой жизни.

Денег оказалось недостаточно, чтобы гарантировать работу конвейера и развитие Gigafactory в Неваде. Поэтому в августе 2017-го Маск продолжил набивать кассу, предлагая необеспеченные облигации — бумаги с высокой доходностью, но и такой же степенью риска. Рейтинговые агентства называют их «джанковыми». Но сборы вновь превысили ожидания — $1,8 млрд! Еще один успех, основанный на харизме основателя компании. Однако совсем скоро планы пришлось пересмотреть — первоначальные прогнозы спутал «производственный ад».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Lamborghini Huracán Evo Lamborghini Huracán Evo

Гении из Сант-Агата-Болоньезе доработали суперкар почти во всем

Quattroruote
Беспроигрышный вариант: 9 стильных юбок на любой вкус Беспроигрышный вариант: 9 стильных юбок на любой вкус

Мы нашли для тебя 9 стильных юбок на любой случай

Cosmopolitan
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
6 простых шагов к идеальному сну 6 простых шагов к идеальному сну

Рассказываем, как отрегулировать режим сна

Esquire
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Картина весны Картина весны

В его блюдах честность и глубина Nordic Cuisine и узнаваемые русские архетипы

Seasons of life
Сильный Пол Сильный Пол

Пол Смит о том, как оставаться счастливым и независимым

Esquire
Темная сторона Темная сторона

55‑метровая московская квартира, которая принадлежала антикварам

AD
Спорт для будущих мам: что можно и нельзя Спорт для будущих мам: что можно и нельзя

Можно совмещать занятия спортом с новым положением?

9 месяцев
Потрясающие картины из гвоздей: работы Джона Бисби Потрясающие картины из гвоздей: работы Джона Бисби

«Гвозди – это предметы, скрепляющие разные сущности», – говорил герой романа

Популярная механика
Клык с бриллиантом и золотая челюсть: самые странные Клык с бриллиантом и золотая челюсть: самые странные

Украшение на зубы – непременный атрибут у примитивных народов

Cosmopolitan
Письмо главного редактора: «Просто праздник» Письмо главного редактора: «Просто праздник»

Когда я был маленьким, ребята, игровые приставки еще не изобрели

Maxim
Убытка не будет. «Газпром» приготовился выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд Убытка не будет. «Газпром» приготовился выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд

Промедление с выплатой долга увеличивает его на $0,5 млн ежедневно

Forbes
Lexus RX Lexus RX

Поздравляем первый RX с юбилеем! В этом году ему 20 лет

АвтоМир
Подведены итоги X Всероссийского технологического фестиваля PROFEST Подведены итоги X Всероссийского технологического фестиваля PROFEST

Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» сообщает об итогах фестиваля

Популярная механика
Правила жизни Эммы Стоун Правила жизни Эммы Стоун

Актриса Эмма Стоун делится своими мыслями

Esquire
Почему в «Фотоувеличении» Антониони так много моды Почему в «Фотоувеличении» Антониони так много моды

Какую роль играет мода в фильме Микеланджело Антониони

Esquire
«Беременные» запреты: необходимость или перестраховка? «Беременные» запреты: необходимость или перестраховка?

Имеют ли запреты во время беременности смысл или являются простой перестраховкой

9 месяцев
Почему мы стареем быстрее? 6 причин родом из XXI века Почему мы стареем быстрее? 6 причин родом из XXI века

Мы собрали 6 современных причин старения

Cosmopolitan
Что смотреть: 10 фильмов-биографий великих женщин Что смотреть: 10 фильмов-биографий великих женщин

Последнее десятилетие подарило нам много картин о женщинах, изменивших историю

Cosmopolitan
Лёгкость бытия: Всё о детоксе Лёгкость бытия: Всё о детоксе

Что такое детокс, какими бывают очищающие диеты и вообще — нужны ли они

Yoga Journal
Не подведет. Suzuki Grand Vitara Не подведет. Suzuki Grand Vitara

За годы продаж японский внедорожник собрал изрядную аудиторию

АвтоМир
Как обогащают уран: метод центрифужного разделения изотопов Как обогащают уран: метод центрифужного разделения изотопов

Завод, на котором обогащать уран стали методом центрифужного разделения изотопов

Популярная механика
Нулевая «Сумма»: как государство отвернулось от Зиявудина Магомедова Нулевая «Сумма»: как государство отвернулось от Зиявудина Магомедова

Почему миллиардера Зиявудина Магомедова преследуют неудачи

Forbes
Майкл Кейн о свингующих 1960-х и лучших фильмах всех времен Майкл Кейн о свингующих 1960-х и лучших фильмах всех времен

Майкл Кейн завоевал киномир еще в 1960-е

Esquire
Рейтинг всех частей Рейтинг всех частей

У каждого поклонника саги есть такой список

Esquire
Идея! Идея!

Татуировки, вино и яды

Maxim
Цифры из будущего. Россию ждет рост зарплат и сильный рубль Цифры из будущего. Россию ждет рост зарплат и сильный рубль

На какие параметры могут опираться инвесторы в этом году

Forbes
Русский волонтер Русский волонтер

Кто и зачем в нашей стране работает бесплатно

Русский репортер
«Я не хочу быть звездой. Я хочу, чтобы свалку закрыли» «Я не хочу быть звездой. Я хочу, чтобы свалку закрыли»

История Тани Лозовой, той самой «девочки из Волоколамска»

Esquire
Открыть в приложении