Вера + надежда = любовь?
Надежда и утешение, которые приносит вера, – усиливают ли они любовь к жизни? Каждого из нас волнует эта тема, независимо от личных воззрений. Мы обратились с этим вопросом к религиозным деятелям и исследователям, принадлежащим к различным духовным традициям.
«У меня как верующего человека радость вызывает резонанс с тем, что выше меня, что нельзя ни назвать, ни выразить, – говорит православный священник и психолог Петр Коломейцев. – Представьте мир, пустой, холодный, где мы не видим Создателя. Мы можем только смотреть на творение и пытаться догадаться, какой Он. И вдруг я чувствую Его так, как могу почувствовать близкого человека. Я понимаю, что у этого громадного мира, бездонной вселенной есть Источник всех смыслов, и я могу с Ним общаться. В психологии существует понятие «раппорт»: оно означает эмоциональную связь, которая возникает в доверительном контакте с человеком или группой людей. Вот это состояние раппорта, созвучия с мирозданием, наше общение – невербальное, иррациональное – вызывает во мне невероятно сильное ощущение радости».
О похожем переживании рассказывает израильский религиовед Рут Кара-Иванов, специалист по каббале. «Сам процесс исследования мира, других людей, священных текстов, Бога и самого себя, – источник радости и вдохновения для меня, – признается она. – Наивысший мир окутан тайной, как сказано в книге Зоар, Он непостижим, и никто не может истинно понять Его. Но когда мы соглашаемся вступить на путь изучения этой тайны, заранее зная, что никогда ее не познаем, наша душа преображается и многие вещи открываются нам заново, как в первый раз, вызывая радость и волнение».
Итак, когда мы чувствуем себя частью великого и непостижимого целого и вступаем в доверительный контакт с ним, когда мы познаем мир и самих себя, в нас пробуждается жизнелюбие. А еще – вера в то, что наши успехи и достижения не ограничены земным измерением. «Пророк Мухаммад сказал: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление)». Он повторил эти слова трижды, – подчеркивает Шамиль Аляутдинов, исламский богослов, имам-хатыб Московской мемориальной мечети. – Благодаря вере моя жизнь наполнена конкретными целями и сложными проектами. Работая над ними, я испытываю радость и надеюсь на счастье в вечности, ведь мои мирские дела переходят в результате моих стараний в жизнь вечную».