“Талант себе дорогу пробьет”
Это утверждение, окажись оно правдой, успокоило бы многих тревожных родителей. Тех, кто с пристрастием вглядывается в ребенка уже с младенчества: что, если я не замечу его талант? Или замечу, но не смогу помочь? А если помогу, но результата не будет? О том, что одаренность имеет наследственную природу и «способна реализовать себя или систему собственных целей», заявил в начале XX века немецкий психолог Вильям Штерн1. Можно сказать, она подобна саморазворачивающейся программе. Согласно этой гипотезе, ребенок с художественными задатками сам, без усилий родителей, потянется к мелкам и краскам, а с математическими – будет легко решать хитроумные задачи. Так часто и происходит. Что, к сожалению, не гарантирует успеха в будущем. Исследования показывают: только 3-5% одаренных детей реализуют свои задатки во взрослом возрасте2. Что же нам мешает? Где сбоит «программа»?