Найти внутренний свет
Быть уверенной, что вызываешь интерес, обладаешь силой притягивать к себе взгляды, пробуждать желание. Кому из нас этого не хочется? Что же необходимо, чтобы почувствовать себя привлекательной?
Хорошая физическая форма, стильная одежда, дорогие аксессуары – многие из нас убеждены, что привлекательность зависит от внешних, материальных факторов. «Когда мне удается похудеть до 42-го размера, я чувствую себя королевой. Но, набрав 5-7 килограммов, начинаю испытывать к себе отвращение и стесняюсь даже смотреть на мужчин. Кокетничающая «корова» – что может быть нелепей?» – переживает 32-летняя Лариса. И таких, как она, миллионы.
Культ красоты и худобы
Массовая культура навязывает нам усредненный «идеал красоты», которому якобы требуется соответствовать. Но чтобы хотя бы отдаленно напоминать Шарлиз Терон или Джессику Альбу, внешность которых масс-медиа превозносят как эталон совершенства, нужно сбросить 5-10-20 килограммов и подрасти на 10-15 сантиметров. В результате постоянного прессинга мы чувствуем себя участниками глобального крестового похода против самих себя. Диктат красоты не щадит и мужчин: им тоже предписывается походить на полубогов. Но женщины в этом отношении все-таки особенно уязвимы, поскольку в нашем обществе до сих пор сильны патриархальные традиции, требующие от женщины быть в первую очередь приятной для взглядов мужчин. Дамы и сами себя часто оценивают именно таким образом – не по личным качествам и достижениям, а по заданным параметрам.
«Постоянная пропаганда одного-единственного образца наносит ущерб самоуважению всех женщин, от самых юных до самых пожилых, – подчеркивает гештальт-терапевт Мария Андреева. –Давление, которое они испытывают, нарастает. А стройность вообще превратилась в настоящее наваждение». При этом вес не обязательно связан с элегантностью: худеют часто не для того, чтобы лучше выглядеть в одежде, а чтобы остановить бег времени. Стройность стала показателем молодости. «А быть молодой – значит быть желанной», – замечает гештальт-терапевт.
Стоит зайти в любой магазин одежды – и на стенах мы увидим рекламные фото юных худышек. Повсеместная распространенность этих образов – отрицание реальности, считает психотерапевт Серж Эфез (Serge Неfez): «Как если бы нам нарисовали лес, в котором вместо разных зверей живут одни только медведи».
Единственная и неповторимая
Мы не привыкли воспринимать внешность как часть себя, как дар – судьбы, родителей, Бога: слишком уж велик соблазн, наскоро подкорректировав наименее удачные, на наш взгляд, черты, использовать свой облик как инструмент в борьбе за успех, внимание, любовь… А ведь этот дар можно принять и наполнить новым смыслом. «Сегодня у меня такой свежий цвет лица, мне так идет этот костюм, я чувствую себя легко и свободно... А вот цвет волос, пожалуй, можно изменить...» Согласитесь, это звучит куда лучше, чем: «Чтобы казаться худее, я должна все время втягивать живот. Если я хочу выглядеть моложе, придется купить короткую юбку». «Принять себя, вместо того чтобы бороться; раскрыть достоинства, вместо того чтобы пытаться затеряться на заднем плане, – в результате такого отношения к себе мы сможем разглядеть собственную уникальность и наконец поверить в нее, – считает клиент-центрированный психотерапевт Марина Хазанова. – Принятие внешности и раскрытие собственной красоты – долгий процесс, и он не имеет ничего общего со стремительным превращением Золушки в принцессу, который так эффектно смотрится в кино».