"К сорока годам я поняла, что живу не так"
Психотерапевт Владимир Дашевский каждый месяц помогает одному из наших читателей разобраться в проблеме. В этот раз на сеанс пришла 42-летняя Елена, финансист из Москвы.
Я одна большая проблема: не умею любить, не могу расстаться с мужчиной, который мне неинтересен, стала жестокой, постоянно злюсь на ребенка, стесняюсь своего тела. Знаю, что в работе я хороший исполнитель, но постоянно сомневаюсь в профессиональных навыках.
– Лена, давайте представим, что произошло чудо и вы изменились через час нашей работы. Какие изменения вы бы хотели получить? Любые!
– Хм… Допустим, что чудеса бывают. Я бы полюбила себя, перестала бояться мнения окружающих. Это касается и работы, и личной жизни.
– Итак, все это произошло. Что будете делать с этим завтра?
– Я попросила бы у начальника более сложных задач. Перестала бы считать, что недостойна мужчин, которые мне нравятся. Начала бы принимать их ухаживания. Пошла бы в бассейн, поехала отдыхать на море, где могла бы раздеться и не стесняться.
– Что из того, что вы назвали, кажется вам самым важным?
– Это очень сложно. Я дважды была замужем, дважды разведена. Мне хотелось бы устроить личную жизнь, но так как она у меня совершенно не устраивается, я полностью перекинулась на работу. И мне так проще. Наверное, все-таки работа.
– Хорошо, пусть будет работа. Правильно я понимаю, у вас есть конкретный начальник, к которому вы боитесь подойти и попросить новое направление? Опишите ситуацию чуть более подробно.
– Я боюсь услышать отказ. Думаю, что все места заняты. Еще страшно, что не справлюсь. Меня пугает провал. И еще новые задачи – это деньги. И об этом тоже неудобно просить.
– Может, вы и вправду недостойны?
– Я не могу сказать, что недостойна. Но стеснение есть. И я не знаю, с чем это связано. Я очень боюсь сделать что-то неправильно. И вижу, что другие могут пойти и потребовать. А я никогда в жизни не могу так сделать. Обещали, не заплатили, и я не решаюсь сказать: «Мы же договаривались». Хотя выполнила работу.
– А как начальник может узнать, что вы чем-то недовольны?
– Я перестаю открывать ему дверь, чтобы показать, что я злюсь.
– Вы начинаете играть в игру «догадайся, что в моей голове».
– Да. Я всегда себя так веду, придумываю тысячу ситуаций по разному поводу. Легче было бы, наверное, подойти, спросить, сказать. Но я не могу.
– Получается, вам важнее показать, что вы злитесь, чем получить деньги?
– Сказать об этом открыто я не в состоянии, боюсь потерять работу. А на мне ребенок и его образование.
– То есть вы считаете, что вас уволят, если вы попросите адекватной оплаты за свой труд?
– Не то чтобы уволят…