«Из-за разницы в возрасте у нас не ладятся отношения»
Каждый месяц психотерапевт Владимир Дашевский проводит консультацию с одним из наших читателей, чтобы помочь ему решить проблему. На этот раз на приеме – 33-летняя Елена, фармацевт из Москвы.
Когда мы познакомились, будущему мужу было 37 лет, а мне 23. В браке мы уже 7 лет. И недавно я вдруг поняла, что мы больше не муж и жена, а просто два человека под одной крышей, родители общих детей. Не осталось душевной теплоты, взаимопонимания. Стала чувствоваться разница в возрасте. У каждого накопились обиды и претензии. Все наши разговоры заканчиваются взаимными обвинениями, ссорами и еще большей обидой.
– Можете привести пример?
– Я не вижу ничего плохого в том, чтобы выпить и весело провести вечер с друзьями, но потом мы должны вернуться к семейным делам. У меня получается, у него это затягивается на несколько дней.
– Пьянство затягивается?
– Да. И я не понимаю, как разорвать этот замкнутый круг.
– А раньше такое случалось?
– Он много пил до того, как мы познакомились. Потом этого не стало. Отношения его заполнили. А сейчас он просто разваливается рядом со мной, и я в растерянности.
– А как вы видите идеальную семью?
– Таких примеров у меня нет. Но мне всегда казалось, что у мужа с женой должны быть общие ценности. Мне хочется, чтобы мы ходили куда-нибудь вместе, но не получается.
– Всегда ли так было?
– Нет. Был и благоприятный период отношений, видимо, когда мы по возрасту совпадали. А сейчас нам сложно быть вместе.
– Как вам кажется, когда начался кризис?
– Я долго была в декрете, и семью обеспечивал муж. Но потом наша финансовая ситуация ухудшилась, и я предложила ему помощь. Сначала муж был категорически против. Но два года назад он сам сказал, что мне придется все-таки выйти на работу. С тех пор все изменилось. Я пытаюсь вернуть те доверительные, уважительные, трепетные отношения, что были раньше, но не получается. Сейчас мы часто грубим друг другу.
– Какого рода эти грубости, доходят ли они до унижения?
– Наверное, нет. Но тонкие намеки прослеживаются.
– Насколько тонкие?
– Мне хочется, чтобы он снова занялся бизнесом, был ближе к жизни, к детям. Но вместо того, чтобы стимулировать, я его обижаю.
– Лена, у меня есть несколько соображений на этот счет. Если вам интересно, я готов с вами поделиться.
– Мне очень интересно. Я хочу понять, что делаю не так, увидеть свои ошибки со стороны.
– Есть несколько важных моментов. Первый – это кризис. Вы прекрасно знаете, что нет ни одной семьи, которая бы с ними не сталкивалась. Но кризис сам по себе не проблема, а точка роста, своего рода этап развития семейных отношений. Если ресурсов у пары много – я имею в виду любовь, мудрость, великодушие, смирение, – тогда есть возможность все преодолеть. Если же сил недостаточно, возникают скандалы, упреки, оскорбления, изоляция. У каждого из супругов появляется свое одиночество, которое вы описали.
– Так и происходит. Я просто ухожу, потому что у меня нет сил бороться, разговаривать, уговаривать, убеждать, подбирать слова. Мне проще пережить все одной.
– Но при этом проблема не исчезает. Случай с вашим мужем – довольно распространенная история. Он реагирует на трудности употреблением алкоголя. Но это лишь вершина айсберга. Вторая его часть – личностный кризис. У мужчин он обычно проходит в возрасте от 35 до 45. Возможно, у вашего мужа нечто подобное. Мужчина переоценивает прожитую жизнь, рассуждает, все ли удалось, если нет – разочаровывается. И наконец, есть третий момент, на мой взгляд, самый серьезный. Я не могу поставить точного диагноза, но если случаются регулярные срывы, нарушается социальная функция, то речь об алкоголизме. Вы говорите, он не может вернуться в бизнес?