Психолог Дэвид Карузо: любые эмоции можно сделать полезными

Psychologies

“Любые эмоции ценны, если мы умеем их использовать”

Психолог Дэвид Карузо считает, что умение понимать свое и чужое настроение и управлять им облегчает нам жизнь на работе и просто жизнь. Мы спросили его, как извлечь практическую пользу из эмоций. Наглядная демонстрация.

Текст Ксения Киселева

Распознавание эмоций помогает общаться или вычислить преступника, как мы знаем из сериала «Обмани меня!». Но ведь главное – не просто считывать эмоции, а понимать, что с этой информацией делать дальше, ведь так? К примеру, я вижу, что коллега расстроен или не сфокусирован на работе, как мне действовать?

Дэвид Карузо: Начинать все-таки нужно с надежных данных. Например, я думаю, что коллега на меня злится, и стараюсь разобраться с его гневом. Но что, если я неправильно определил его эмоцию, что, если это не гнев? Может, он просто устал или ему грустно? Чтобы получить качественные исходные данные, мы спрашиваем: «Где вы сейчас находитесь на шкале энергии от 1 до 10 и на шкале удовольствия от 1 до 10?» Получается «измеритель настроения». Вот вы где сейчас находитесь?

Думаю, примерно 3 по шкале энергии и 8 по шкале удовольствия.

Д. К.: Прекрасно, это первый шаг. Дальше, как вы заметили, нужны следующие. Сразу скажу, что низкий уровень энергии и высокий уровень удовольствия хорошо подходят для интервью. В этом настроении мы склонны к рефлексии и интроспекции, восприимчивы к тому, что нам говорят. Мы учим клиентов, что каждое настроение ценно, его можно адаптировать к ситуации. Состояние «много энергии, мало удовольствия», где расположены тревога и гнев, тоже может быть полезным. Итак, первый шаг – узнать, где вы находитесь.

И что дальше? Какое это имеет значение?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении