Прилетит вдруг Всевышний… Что такое карго-культ
Как возникает и развивается эмбрион религии, сегодня можно изучить на примере карго-культа. Сейчас ты узнаешь, что это такое.
Карго-культ (ты наверняка про него слышал или смотрел фильм «Боги, кажется, сошли с ума!» — свеженький, розовый младенец новой религии, становление и развитие которой человечество имеет удовольствие наблюдать с конца XIX века.
Правда, пока эта религия процветает лишь у населения тихоокеанских островов, однако ее последователями являются уже свыше двухсот племен. Более ста лет этнографы, приоткрыв от удивления рот, следят за тем, как Вера выбирается из племени и пытается стать на нетвердые ножки. Итак, встречайте карго-культ!
На календаре февраль, но на острове Танна в Республике Вануату (бывшие Новые Гебриды) уже с утра так жарко и влажно, что ремешок от часов кажется лишним предметом одежды. Для скромной вануатской деревушки, где традиционно разделены мужские и женские хижины, здесь собралось много народу, в том числе и бледнолицего.
Все смотрят на отряд голых по пояс местных парней, марширующих с бамбуковыми ружьями, кончики которых для острастки вымазаны красным, как и подобает побывавшим в деле штыкам. На груди и спинах парней красуются буквы «USA». Парад принимает бородатый вождь в голубом костюме и с ленточкой через плечо. Он стоит перед неотесанным флагштоком, на котором шевелится выцветший американский флаг. Рядом с ним — флаги поменьше: государственный флаг Вануату, флаг Франции, чьей колонией Новые Гебриды были раньше, и флаг австралийских аборигенов, которых жители Танны поддерживают в борьбе за расовое равенство.
Каждый год 15 февраля островитяне чествуют своего мессию по имени Джон Фрум. «Джон обещал привезти полные трюмы вещей для нас, если мы будем ему молиться, — уверяет один из старейшин, — радио, телевизоры, машины, часы, холодильники, лекарства, кока-колу и много всего другого».
Почитание Джона Фрума — классический пример карго-культов, как их называют антропологи. Парадигма развития у них одна, будь то ранние культы, возникшие в середине XIX века, когда с приплывших из-за горизонта парусников сходили миссионеры и наместники и сгружались невиданные механизмы и вещи, или те, что возникали во время Второй мировой войны, когда прилетали сотни тысяч военнослужащих и из самолетов выезжали диковинные самоходные повозки, груженные добром. Во всех этих случаях островитяне находились под сильным впечатлением от огромного количества материальных ценностей, которые сопутствовали прибывшим. Туземцы сделали единственно правильный вывод: всю эту роскошь на землю присылают боги.
Но не всем, а только тем, кто умеет правильно молиться. Увы, умеют это делать только белые. Они сами никогда не работают — не пасут скот, не сажают батат, не ловят рыбу, — только молятся и совершают странные ритуалы. Кричат что-то в коробочки, сидят за столами и перекладывают бумажки с загадочными знаками, маршируют строем, выкрикивая слова молитвы. Они строят высокие мачты и вешают на них мистические железки, медитируют перед ящиками с мигающими лампочками, и те иногда отвечают им человеческими голосами.
Стало понятно, что, если цветные люди тоже хотят получать «карго», нужно украсть тайны ритуалов у белых и делать то же самое.
Интересно, что карго-культы возникали независимо на удаленных друг от друга (географически и культурно) островах. Были они замечены в Новой Каледонии, на Соломоновых островах и на Фиджи. Самый ранний был документирован в конце XIX века на Папуа — Новой Гвинее и носит название «Вайлальское безумие»: тамошние обитатели-папуасы верили, что приплывет «призрачный парусник» и привезет умерших предков (которые после смерти стали белыми) вместе с консервами, инструментами и другими полезными вещами, виденными у белых людей.
В целях ускорения прибытия парусника они прекратили работать и стали упиваться кавой (напиток, который делается из листьев растущего тут галлюциногенного растения). Несколько месяцев местное население пребывало в состоянии непрерывного наркотического бреда, доставляя массу радости миссионерам.