Есть ли в Школе Будущего место для развития soft skills?

Позитивные измененияМать и дитя

Школа Будущего

Есть ли в ней место для развития soft skills?

Личные и социальные качества и навыки, так называемые soft skills, все чаще звучат в публичном поле и становятся предметом исследований. Однако в школьном и вузовском образовании фокус все еще остается на знаниях. Будет ли в Школе Будущего развитию «мягких навыков» придаваться не меньше значения, чем предметному обучению? Мы начинаем цикл публикаций, посвященных моделям Школы Будущего. И наш первый разговор — о роли школы в развитии «мягких навыков» у детей.

От исследований среди инженеров до сотрудников Google

Уже довольно давно ученые выяснили, что глубокие знания и тем более хорошие оценки в школе и университете совсем не обязательно трансформируются в жизненный и карьерный успех человека. Например, Американская Ассоциация Софт Скиллс (National Soft Skills Association) рассказывает о результатах исследования среди нескольких тысяч американских инженеров, проведенного более ста лет назад — в 1918 году. Уже тогда около 85% инженеров назвали персональные (личные) качества самым важным фактором, влияющим на успех в карьере инженера — по сравнению с 15%, которые указали на технические знания и навыки (Mann, 1918).

Среди гораздо более свежих результатов — информация от компании Google, которая проанализировала данные о найме, карьерном росте и увольнении своих сотрудников с 1998 по 2013 годы. Результат анализа показал, что знания и навыки в технической области стоят на последнем месте среди восьми самых важных качеств лучших сотрудников Google. А семь более важных характеристик успеха представлены социальными навыками: быть хорошим наставником; хорошо общаться и уметь слушать; уметь понимать других людей (включая другие ценности и точки зрения); сочувствовать и поддерживать своих коллег; уметь критически мыслить и решать проблемы; а также способность устанавливать связи между сложными идеями (Strauss, 2017).

Что относится к навыкам soft skills?

У термина soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) нет четкого определения не только в русском, но и в английском языке. Собственно, и сам термин может звучать по-разному: и как сommon skills (общие навыки), и как core skills (ключевые навыки), хотя soft skills используется чаще. Это навыки, умения и черты характера, которые важны и нужны в любой профессии, а также в целом в жизни любого человека. К ним обычно относят критическое мышление, способность решать проблемы, умение выступать на публике, работать в команде, быть лидером, уметь творчески мыслить и так далее. Такие навыки сложно измерить, в отличие от hard skills — знаний и навыков в конкретных областях и профессиях.

Джеймс Хекман, нобелевский лауреат по экономике, посвятил довольно много времени исследованиям образования и профессионального обучения в том числе, он показал, что высокий IQ увеличивает шансы человека на финансовый успех лишь на 1–2%. А вместо этого к финансовому успеху приводят такие «мягкие» навыки как «добросовестность» (conscientiousness) и «усердие, настойчивость и самодисциплина» (diligence, perseverance and self-discipline) (Faye, 2016).

В своих работах, исследующих soft skills, Хекман предлагает опираться на таксономию персональных характеристик (черт характера), которую используют психологи, занимающиеся вопросами развития личности (Heckman, Kautz, 2012). Это так называемая «большая пятерка» качеств, которая включает в себя: Openness to Experience, Conscientiousness, Extraversion, Agreeableness, and Neuroticism. Перевод на русский язык, определения и описания этих терминов находятся в Таблице 1. Данная таблица полезна наличием описаний и пояснений всех терминов, поскольку далеко не все они однозначно и просто переводятся на русский язык, а в русскоязычных источниках по теме soft skills нередко бывают искажены их смыслы или неточно переданы важные нюансы.

Таблица 1. «Большая пятерка» персональных черт, их определения и описания

«Большая пятерка» персональных черт  
Добросовестность
  • Описание из словаря Американской психологической ассоциации: «склонность к организованности, ответственности и трудолюбию»
  • Черты (и относящиеся к ним прилагательные): Компетентность (эффективный), порядок (организованный), послушность (аккуратный), стремление к достижениям (амбициозный), самодисциплина (трудолюбивый) и обдуманность (рассудительный)
  • Связанные черты: Упорство, настойчивость, отсрочка удовлетворения, подавление импульсов, стремление к достижениям, амбиции и трудовая этика
  • Аналогичные черты детского темперамента: Внимание/(отсутствие) рассеянности, произвольный контроль, подавление импульсов/отсрочка удовлетворения, настойчивость, активность*
Открытость опыту
  • Описание из словаря Американской психологической ассоциации: «склонность быть открытым для нового эстетического, культурного или интеллектуального опыта»
  • Черты (и относящиеся к ним прилагательные): Фантазия (одаренный воображением), эстетика (артистичный), чувства (возбудимый), действия (широкие интересы), идеи (любознательный) и ценности (мыслящий не шаблонно)
  • Аналогичные черты детского темперамента: Сенсорная чувствительность, удовольствие от малоинтенсивной деятельности, любопытство
Экстраверсия
  • Описание из словаря Американской психологической ассоциации: «ориентация интересов и энергии человека на внешний мир людей и вещей, а не на внутренний мир субъективного восприятия; характеризуется позитивными эмоциональными реакциями и общительностью»
  • Черты (и относящиеся к ним прилагательные): Теплота (дружелюбный), коллективизм (общительный), напористость (уверенный в себе), активность (энергичный), стремление к возбуждающим стимулам (авантюрный) и положительные эмоции (воодушевленный)
  • Аналогичные черты детского темперамента: Динамизм, социальное доминирование, социальная энергичность, поиск ощущений, застенчивость*, активность*, позитивная эмоциональность и общительность/чувство причастности
Покладистость
  • Описание из словаря Американской психологической ассоциации: «склонность к совместным, бескорыстным действиям»
  • Черты (и относящиеся к ним прилагательные): Доверие (незлопамятный), прямота (нетребовательный), альтруизм (дружелюбный), уступчивость (не упрямый), скромность (не бахвалящийся) и нежность (сочувствующий)
  • Связанные черты: Эмпатия, принятие чужой точки зрения, сотрудничество и конкурентоспособность
  • Аналогичные черты детского темперамента: Раздражительность*, агрессивность и своеволие
Нейротизм/Эмоциональная стабильность
  • Описание из словаря Американской психологической ассоциации: Эмоциональная стабильность — это «предсказуемость и последовательность в эмоциональных реакциях, отсутствие быстрых изменений настроения». Нейротизм — это «хронический уровень эмоциональной нестабильности и склонность к психологическому дистрессу»
  • Черты (и относящиеся к ним прилагательные): Тревожность (беспокойный), враждебность (раздражительный), депрессия (недовольный), застенчивость (стеснительный), импульсивность (угрюмый), уязвимость к стрессу (неуверенный в себе)
  • Связанные черты: Внутреннее и внешнее, локус контроля, основная самооценка, самооценка, самоэффективность, оптимизм и психопатологии (психические расстройства) Оси I, включая депрессию и тревожные расстройства
  • Аналогичные черты детского темперамента: Боязливость/поведенческое торможение, застенчивость*, раздражительность*, фрустрация / (отсутствие) успокоения, грусть

 

* Данные черты темперамента могут относиться к двум компонентам «Большой пятерки»

Источник / Source: John OP, Srivastava S. The Big Five trait taxonomy: History, measurement and theoretical perspectives.
Chapter 4. In: Pervin LA, John OP, editors. Handbook of Personality: Theory and Research. New York: The Guilford Press; 1999. pp. 102–138.
Цитируется по: Heckman J.J., Kautz T. (2012). Hard evidence on soft skills. Labour Econ. Aug 1; 19(4): 451–464

Если «большая пятерка» персональных характеристик кажется слишком сложной для операционализации, на помощь приходят политики. Так, в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были представлены десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии (Gray, 2016):

1. Умение решать комплексные (сложные) задачи.

2. Критическое мышление.

3. Креативность.

4. Умение управлять людьми.

5. Умение координироваться с другими людьми.

6. Эмоциональный интеллект.

7. Умение формировать суждения и принимать решения.

8. Ориентированность на сервис/услуги.

9. Ведение переговоров.

10. Когнитивная гибкость.

В России часто используют еще более простую и понятную модель «4К». Предполагается, что есть четыре ключевых компетенции на букву «К», которые необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда (Фоксфорд.Медиа, 2019):

1. критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;

2. креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;

3. коммуникативные навыки — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;

4. координация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.

Можно ли обучать этим навыкам и оценивать их?

Поскольку soft skills могут пониматься не только как навыки, но и как черты характера, в науке и образовании проходит много обсуждений на тему того, насколько можно влиять на развитие или формирование черт характера, а также каким образом изменения в этих навыках и персональных характеристиках могут быть измерены.

Здесь можно опереться на специализированный аналитический отчет, опубликованный Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD, 2015). Этот отчет посвящен роли социальных и эмоциональных навыков и представляет результаты широкомасштабных лонгитюдных исследований в девяти странах. Среди основных выводов в отчете перечисляются следующие:

Детям необходим сбалансированный набор когнитивных, социальных и эмоциональных навыков для достижения положительных результатов в жизни.

Как когнитивные, так и социальные и эмоциональные навыки играют важную роль в улучшении экономических и социальных результатов в жизни людей. При этом социальные и эмоциональные навыки взаимодействуют с когнитивными навыками, взаимно оплодотворяются и таким образом еще больше повышают вероятность достижения детьми положительных результатов во взрослом возрасте.

Учителя и родители могут помочь улучшить социальные и эмоциональные навыки детей, укрепляя отношения с детьми и используя методы практического обучения.

Вопреки распространенному заблуждению, дети не рождаются с фиксированным набором способностей. Учителя и родители могут сыграть определенную роль в развитии детей. Прочные отношения между родителями, учителями и детьми, использование примеров из реальной жизни и практического опыта во время учебы входят в число эффективных подходов к повышению у детей чувства самостоятельности, ответственности, умения работать в команде и уверенности в себе.

Поскольку «навыки порождают навыки», более раннее воздействие на социальные и эмоциональные навыки может иметь больший эффект.

Социальные и эмоциональные навыки более пластичны в период между ранним детством и юностью. Ранние «вложения» в развитие у ребенка социальных и эмоциональных навыков особенно важны, поскольку эти навыки постепенно развиваются на основе прошлых «вложений» в эти навыки. Кроме того, люди с более высоким уровнем социальных и эмоциональных навыков (например, уверенность в себе и настойчивость), скорее всего, получат больше пользы от дальнейших вложений в когнитивные навыки (например, уроков математики и естественных наук).

Социальные и эмоциональные навыки могут быть надежно измерены в пределах культурных или языковых границ.

Существуют надежные способы измерения социальных и эмоциональных навыков для разных возрастных групп в пределах культурных и языковых границ. Они включают самооценку личности, поведенческие характеристики и объективные психологические оценки. Некоторые из этих показателей позволяют прогнозировать разнообразные показатели успеха в образовании, на рынке труда и в обществе в целом.

Soft skills в российском образовании: начало разговора

Определив круг навыков и черт характера, которые можно отнести к soft skills, а также удостоверившись, что на развитие этих навыков у детей можно влиять и измерять эти изменения, предлагаем кратко взглянуть на то, каким образом российские школы видят обучение таким навыкам. Здесь надо начать с упоминания того, что Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не обходят гибкие навыки своим вниманием. Так, например, ФГОС основного общего образования (5–9 класс) сообщает, что в ходе обучения должны обеспечиваться:

  • развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
  • формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;
  • личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания.

Но при этом эксперты в сфере образования соглашаются, что и ФГОС, и школы, работающие по традиционной образовательной модели, ограничиваются лишь декларированием важности обучения вышеперечисленным качествам. Поэтому для разговора о soft skills мы пригласили представителей альтернативных школ и специалистов в альтернативном образовании.

Ярослава Кабанова, директор школы ИлИ (Санкт-Петербург) рассказала, что необходимость «мягких навыков» уже сейчас повсеместно признана в российском образовании, включая Министерство просвещения. Этим навыкам стараются уделять внимание все современные школы. Термин «софт скиллс» звучит на каждой конференции, посвященной образованию: «Все об этом говорят бесконечно и внедряют как могут. Проблемы в основном с внедрением. Все понимают важность «софт скиллс», но как это реализовывать, как им обучать — понимают не все».

Остановимся сейчас на нескольких концептуальных вопросах в теме soft skills, о которых рассказали эксперты.

Почему о soft skills сейчас так много говорят?

Алексей Семёнычев, администратор самой большой русскоязычной группы в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)1 по альтернативному образованию (44,5 тыс. участников), основатель проекта «Альтернативное образование в России» и автор книг по методикам семейного образования, рассказал, что soft skills описывают «определенный тип мышления, который стал сильно актуальным последнее время. Почему это произошло? Потому что мир очень сильно меняется, он становится глобальным, более сложным, он переходит из вертикальных связей в горизонтальные. Интернет — пример горизонтальных связей, когда вы, проживая в США, легко можете пообщаться с кем-нибудь из Непала, Москвы или Антарктиды. Язык в данном случае никакого значения не имеет, имеет — только ваше желание пообщаться. Это и есть «софт скиллс», это те навыки, которые нам дают возможность налаживать горизонтальные и продуктивные связи друг с другом».

По мнению Семёнычева, горизонтальные связи между людьми — это новый тип отношений, который стал активно развиваться в XXI веке. Это довольно хорошо известные вещи. Например, как договориться друг с другом? Как ненасильственно общаться? Как понимать эмоции человека?

Почему в традиционных школах не находится места обучению soft skills?

Светлана Марзеева, автор проекта «А’бразование», руководитель «Ассоциации семейных школ», член Правления Союза просветителей «Лига образования», считает, что разговор о soft skills — это «способ на современном языке обозначить образовательные потребности и показать направление, в котором нужно менять обучение». Светлана говорит, что главная проблема состоит в том, что «школа умерла как институт обучения, она эффективна лишь как детская камера хранения. Государственные школы в России успешно справляются только с задачей детской передержки. Когда родители уходят на работу, детей надо куда-то девать. А в местах передержки их надо как-то занять. Поэтому каждый предмет изучается предельно теоретически и предельно глубоко. Например, мы все в русском языке изучали отличие союзов от союзных слов. Вы помните сейчас, что это такое? Или в биологии — мельчайшие подробности функционирования организма, со всеми медицинским названиями, типа три вида капилляров, пригодилось вам это? И так в каждом предмете. Школьники перегружены бессмысленным запоминанием, и ни на что другое времени просто нет».

Алексей Семёнычев дополняет обсуждение с другой стороны. Он считает, что научить soft skills в рамках современной (традиционной) школы нельзя, потому что школа исключительно вертикальна: «Зачем нам «софт скиллс», если у нас вертикальные связи как между начальником и подчиненными? Традиционная школа — это вертикальная система. Никаких «софт скиллс» там быть не может, потому что «софт скиллс» строится на уважении друг к другу».

По мнению эксперта, традиционная школа — это система, в которой все, что можно убить в системе soft skills, убито. «Какая там может быть коммуникация, когда учитель сидит и разговаривает с тобой сверху вниз. Умение выбирать — что выбирает ученик в школе? Ничего не выбирает. Умение понимать эмоции — кто его научит там понимать эмоции? Учитель, у которого 30 человек в классе?»

Система оценивания знаний в школе так же не говорит о soft skills. В то же время критическое мышление построено на том, что ребенок должен критически оценивать то, что происходит, то есть иметь собственное мнение. «Я боюсь, что с этим в школе еще хуже. Иметь собственное мнение в школе опасно для здоровья», — говорит эксперт.

Вся окружающая реальность ребенка в обычной школе противоречит многим принципам soft skills. «Прежде чем вводить «софт скиллс», нужно изменить школу», — резюмирует Алексей Семёнычев. После школы, когда люди становятся взрослее и на них перестают давить учителя и школьное окружение, они могут развивать «мягкие навыки» более успешно.

Скрытое содержание образования

Говоря про обучение гибким навыкам в школах, эксперты затронули связь образования и воспитания. Ярослава Кабанова обращает внимание на то, что мы часто забываем, что ребенок находится в школе огромное количество времени, он здесь формируется как личность. Образование — это и обучение, и воспитание. Если мы не ставим воспитание в учебный план, то это все равно делают те взрослые, которые находятся с ребенком в школе: педагоги, тьюторы, все в школе.

«Очень важно, какие люди находятся рядом с ребенком. Функции школы — сформировать круг общения ребенка, заложить основные ценности, понятия, принципы, растить в ребенке личность, чтобы он искал свой путь, помогать ему в поиске пути, помогать ему в развитии, в коммуникации. Потому что это наше общество, которое будет через пять лет; это будет то окружение, в котором мы все будем жить. Мы это будущее и формируем», — говорит Ярослава Кабанова.

Здесь полезно рассмотреть педагогический и методологический термин «скрытое содержание образования».

Скрытое содержание образования

«Специфическая атмосфера, дух школы не в меньшей степени определяют образование, чем набор учебных предметов, предметные специализации, объем изученного материала и т. п.

Сущность данного феномена выявляет термин «скрытое учебное содержание» (hidden curriculum), которым пользуются многие западные исследователи. Мне представляется вполне приемлемым термин «скрытое содержание образования». Его можно принять в качестве рабочего определения именно потому, что сама работа по его раскрытию — как теоретическому, так и практическому — будет явно и целенаправленно выводить нас на поиск ответа на вопрос, чему же все-таки учат или чему надо учить в школе.

Вместе с исследователями такого скрытого содержания я полагаю, что к нему следует отнести следующие феномены школьной организации:

  • различного рода дифференциацию школьников по способностям, включая наше отечественное изобретение последних лет — классы коррекции и специальные классы для одаренных детей (классы «дураков» и классы «ботанов», как их называют сами дети);
  • структуру реальной власти в школе (тоталитарную или иерархическую, демократическую или либеральную);
  • язык класса или школы (разумеется, не по формальному признаку, а по реально действующим семантике, тону, стилю и объему лексикона);
  • сложившуюся практику отвечать учителю то, что он ждет, а не то, что думает ученик;
  • умение действовать в ситуации контрольной работы или экзамена (не культурные формы поведения в ситуации испытания, а сложившиеся правила списывания, подглядывания, угадывания и т. п.);
  • реальное распределение учебного времени (не по учебному плану или расписанию, а фактически используемого учеником времени — у одних учебное время составляет реально 12 часов в день, у других не наберется и получаса)».

Тубельский А. Н. Уклад школьной жизни—скрытое содержание образования // Вопросы образования. — 2007. — №. 4. — С. 177–181.

Алексей Семёнычев прокомментировал связь скрытого содержания образования с обучением гибким навыкам следующим образом: «Ребенку кроме знаний в школе даются другие навыки, которых он не замечает. Когда учитель входит в класс, все должны встать. Ученики общаются с учителями исключительно на вы, называют их по имени и отчеству, а они с ними — на ты и называют исключительно по имени. Ученик обязан слушаться учителя, что бы тот ни сказал. Приходя в класс, ученик не имеет права высказать свое мнение. Так воспитывается в ребенке подчинение, что «мое мнение подождет», а договариваться ни о чем не обязательно, потому что учитель всё решит; что креативить во время урока нельзя, за это могут поставить двойку, надо выполнять тесты, больше ничего, творчества быть не должно».

В Школе Будущего обучение soft skills будет не нужно?

Можно сказать, что эксперты сходятся во мнении, что если в школе будет правильно настроено «скрытое содержание образования», то обучение детей гибким навыкам будет происходить само собой, фактически станет частью школьной жизни.

Светлана Марзеева считает, что не нужно навязывать детям ни «твердые», ни «мягкие» навыки: «Любая школа, которая хочет отвечать веяниям времени, должна избавиться от контролирования и оценивания и помогать ученикам ставить и осваивать их личные образовательные цели, то есть детей в современной школе надо перестать делать объектами образовательной деятельности. Как только они станут субъектами, вопрос про «твердые» и «мягкие» навыки отпадёт сам собой. Не важно, чему учить, важно — кого учить. И от этого зависит — как».

Алексей Семёнычев объясняет, что если на практике будут реализованы принципы, которые разрабатывает альтернативное образование, то фактически это будет означать, что отдельное, специальное обучение в школе гибким навыкам не понадобится. «Софт скиллс», демократическое образование, свободное образование — это часть единой демократической концепции. Если изменить школу так, как это мы планируем в альтернативном, неформальном образовании, никакое обучение «софт скиллс» будет не нужно. Сама система школы, сам метод преподавания каждого учителя, система организации школы — все это уже будет изначально направлено на то, чтобы ребенок рос свободным и независимым. А свобода и независимость сама по себе рождает все «софт скиллс», какие вы можете вспомнить», — говорит эксперт.

Что способно изменить школу, сделать ее лучше? Три лозунга французской революции — свобода, равенство, братство — тут актуальны как никогда. «Школа будущего должна быть как минимум свободной школой, где будут уважать людей, которые туда приходят, которая построена не на насилии. Насилие — это неумение договариваться. А умение договариваться — это «софтскиллсовский» навык. Школа в будущем не должна быть построена ни на насилии над ребенком, ни на насилии над занятиями», — резюмирует Алексей Семёнычев.

В следующих выпусках мы расскажем о школах в России и за рубежом, в которых обучение soft skills уже встроено в образовательную программу.

Зоя Талицкая, эксперт Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway

Список источников: 1. Фоксфорд.Медиа. Soft skills — что это такое и где этому научиться. 18.03.2019. 2. Mann C. (1918) a Study of Engineering Education. Boston: the Merrymount Press. 3. Strauss V. (2017) the surprising thing Google learned about its employees — and what it means for today’s students. 4. Faye F. (2016). If You’re So Smart, Why Aren’t You Rich? Bloomberg. 5. Heckman J.J., Kautz T. (2012). Hard evidence on soft skills. Labour Econ. Aug 1; 19(4): 451–464. 6. Gray A. (2016) the 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution. 7. OECD (2015). Skills for Social Progress: the Power of Social and Emotional Skills, OECD Skills Studies, OECD Publishing, Paris. 8. OECD Skills Outlook. 9. National Soft Skills Association (NSSA).


The School of the Future

Does it Have the Room for Soft Skills Development?

The so-called soft skills — a set of personal and social skills and qualities — are increasingly becoming the subject of studies and public discourse lately. However, school and University education still remains focused on knowledge. Will the School of the Future place as much emphasis to the development of soft skills as to substantive learning? We are starting a series of publications dedicated to the models of the School of the Future. Our first conversation is about what role the school plays in developing soft skills in children.

From research among engineers to Google employees

Scientists discovered long ago that in-depth knowledge and even good grades at school and the University do not necessarily translate into success in life and career. For example, the National Soft Skills Association of America describes the findings of a study covering several thousand American engineers, conducted more than a hundred years ago, in 1918. Even then, about 85% of engineers cited personal qualities as the most important factor influencing success in an engineering career — compared to 15% citing technical knowledge and skills (Mann, 1918).

Among the much more recent findings is information from Google, which analyzed data on the hiring, career development and dismissal of its employees between 1998 and 2013. The study showed that technical knowledge and skills in the respective field ranked last among the eight most important qualities of the best Google employees. All the seven more important success factors were represented by social skills: being a good mentor; good communication and listening skills; ability to understand others (including recognition of others’ values and perspectives); empathy and support for one’s peers; ability to think critically and solve problems; and ability to establish linkages between complex ideas (Strauss, 2017).

What are soft skills?

The term “soft skills” lacks a clear definition in Russian or in English language. In fact, even though the term “soft skills” prevails, the concept can be described using different names, such as common skills or core skills. This includes skills, abilities, and personality traits that are important and needed in any profession, as well as generally in every person’s life. Typically, soft skills include critical thinking, problem-solving ability, ability to speak in public, work in a team, be a leader, creative thinking ability, and so on. Soft skills are hard to measure, unlike hard skills, that is, knowledge and skills in specific areas and professions.

James Heckman, Nobel Prize winner in economics, dedicated a lot of time to education research, including that in vocational training. He showed that high IQ level only increases a person’s chances of financial success by 1-2%. Instead, soft skills like conscientiousness and diligence, perseverance, and self-discipline are more likely to lead to financial success (Faye, 2016).

In his works on soft skills, Heckman suggests relying on the taxonomy of personal qualities (character traits) used by psychologists dealing with personality development (Heckman, Kautz, 2012). These are the so-called “Big Five” personality traits include: Openness to Experience, Conscientiousness, Extraversion, Agreeableness, and Neuroticism. Russian translations, definitions, and descriptions of these terms can be found in Table 1. This table contains descriptions and explanations of all terms, because some of them do not have easy and unambiguous equivalents in Russian, and the Russian-language sources on soft skills often distort their meaning or inaccurately convey important nuances.

Table 1. The Big Five domains and their facets

Big Five personality factor  
Conscientiousness
  • American Psychology Association Dictionary description: «the tendency to be organized, responsible, and hardworking»
  • Facets (and correlated trait adjective): Competence (efficient), order (organized), duti-fulness (not careless), achievement striving (ambitious), Self-discipline (not lazy), and Deliberation (not impulsive)
  • Related traits: Grit, perseverance, delay of gratification, impulse control, achievement striving, ambition, and work ethic
  • Analogous childhood temperament traits: Attention/(lack of) distractibility, Effortful control, Impulse control/ delay of gratification, Persistence, Activity
Openness to Experience
  • American Psychology Association Dictionary description: «the tendency to be open to new aesthetic, cultural, or intellectual experiences»
  • Facets (and correlated trait adjective): Fantasy (imaginative), Aesthetic (artistic), Feelings (excitable), Actions (wide interests), Ideas (curious), and Values (unconventional)
  • Analogous childhood temperament traits: Sensory sensitivity, Pleasure in low-intensity activities, Curiosity
Extraversion
  • American Psychology Association Dictionary description: «an orientation of one’s interests and energies toward the outer world of people and things rather than the inner world of subjective experience; characterized by positive affect and sociability»
  • Facets (and correlated trait adjective): Warmth (friendly), gregariousness (sociable), assertiveness (self-confident), activity (energetic), excitement seeking (adventurous), and positive emotions (enthusiastic)
  • Analogous childhood temperament traits: Surgency, social dominance, social vitality, sensation seeking, shyness, activity, positive emotionality, and sociability/ affiliation
Agreeableness
  • American Psychology Association Dictionary description: «the tendency to act in a cooperative, unselfish manner»
  • Facets (and correlated trait adjective): Trust (forgiving), Straight-forwardness (not demanding), Altruism (warm), Compliance (not stubborn), Modesty (not show-off), and Tender-mindedness (sympathetic)
  • Related traits: Empathy, Perspective taking, Coop-eration, and Competitiveness
  • Analogous childhood temperament traits: Irritability, Aggressiveness, and Willfulness
Neuroticism/ Emotional Stability
  • American Psychology Association Dictionary description: Emotional Stability is “predictability and consistency in emotional reactions, with absence of rapid mood changes”. Neuroticism is “a chronic level of emotional instability and proneness to psychological distress”
  • Facets (and correlated trait adjective): Anxiety (worrying), hostility (irritable), depression (not contented), self-consciousness (shy), impulsiveness (moody), vulnerability to stress (not self-confident)
  • Related traits: Internal vs. external, locus of control, core self-evaluation, self-esteem, self-efficacy, optimism, and Axis I psychopathologies (mental disorders) including depression and anxiety disorders
  • Analogous childhood temperament traits: Fearfulness/behavioral inhibition, shyness, irritability, frustration (lack of) soothability, Sadness

 

Source: John OP, Srivastava S. The Big Five trait taxonomy: History, measurement and theoretical perspectives. Chapter 4. In: Pervin LA, John OP, editors. Handbook of Personality: Theory and Research. New York: The Guilford Press; 1999. pp. 102–138. Quoted from: Heckman J.J., Kautz T. (2012). Hard evidence on soft skills. Labour Econ. Aug 1; 19(4): 451–464

If the “Big Five” personality traits seem too hard to put into operational context, politicians come to the rescue. In 2016, for example, the World Economic Forum in Davos presented ten flexible skills of the future that professionals in every profession will need by 2020 (Gray, 2016):

1. Ability to solve complex (multi-faceted) problems.

2. Critical thinking.

3. Creativity.

4. Ability to manage people.

5. Ability to coordinate one’s action with other people.

6. Emotional intelligence.

7. Ability to form judgments and make decisions.

8. Service orientation.

9. Negotiating.

10. Cognitive flexibility.

In Russia, an even simpler model called 4C is used. The idea is there are four key competencies starting with “C” that every high school student needs to develop in order to meet the demands of the labor market in the future (Foxford.Media, 2019):

1. critical thinking — the ability to critically evaluate information coming from the outside, to analyze it and to check its validity, to see causal relationships, to discard the unnecessary and highlight the important, to draw conclusions;

2. creativity — the ability to think outside the box, to find spur-of-the-moment solutions to problems, to react flexibly to changes;

3. communication skills — the ability to communicate, convey one’s message, hear the others, negotiate;

4. coordination — the ability to work in a team, to take on both leadership and rank-andfile functions, to delegate tasks and monitor performance.

Can these skills be taught and evaluated?

Since soft skills are not purely skills, but also character traits, there is much debate in science and education about the extent to which character traits can be influenced or shaped, and how changes in these skills and personality traits can be measured.

Here we can rely on a specialized analytical report published by the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD, 2015). The report focuses on the role of social and emotional skills and presents the results of large-scale longitudinal studies spanning nine countries. Here are some key findings of the study:

Children need a balanced set of cognitive, social, and emotional skills to achieve positive outcomes in life.

Cognitive, social and emotional skills all play an important role in improving economic and social outcomes in people’s lives. At the same time, social and emotional skills interact with cognitive skills, mutually enriching each other and thus further increasing the likelihood of the children achieving positive outcomes as adults.

Teachers and parents can help improve children’s social and emotional skills by building their relationships with children and using hands-on learning techniques.

Contrary to popular misconception, children are not born with a fixed set of abilities. Teachers and parents can play a role in children’s development. Strong parent-teacher-child relationships and the use of real-life examples and hands-on experiences while learning are some of the most efficient approaches to building the sense of independence, responsibility, teamwork skills, and selfconfidence in children.

Since “skills breed skills”, early exposure to social and emotional skills may have a greater effect.

Social and emotional skills are more flexible between early childhood and adolescence. Early “investment” in the development of the child’s social and emotional skills is especially important because these skills develop gradually based on past “investments” in them. In addition, people with higher levels of social and emotional skills (e.g., self-confidence and perseverance) are likely to benefit more from further investment in cognitive skills (e.g., math and science lessons).

Social and emotional skills can be reliably measured across cultural or linguistic boundaries.

Social and emotional skills can be reliably measured for different age groups within cultural and linguistic boundaries. This includes personality self-assessment, behavioral qualities and objective psychological tests. Some of these indicators predict a variety of success factors in education, the labor market, and society as a whole.

Soft skills in russian education: the beginning of the conversation

Having identified the range of skills and character traits that can be classified as soft skills, and having made sure that the development of these skills in children can be influenced and measured, we offer a brief look at how Russian schools see the teaching of such skills. To begin with, we must say that the Federal State Educational Standards (FSES) actually take soft skills into account. For example, the FSES of basic general education (grades 5-9) states that the following must be provided in the course of education:

  • development of personal qualities necessary for solving everyday and unconventional tasks in order to adequately orient oneself in the surrounding world;
  • shaping a culture of lifelong learning and self-development;
  • personal development of the students, including civic, patriotic, spiritual, moral, aesthetic, physical, labor, environmental education, and recognition of the value of scientific knowledge.

However, education experts agree that both the FSES and schools working under the traditional educational model do not venture beyond simply declaring the importance of teaching the above-mentioned qualities. That is why we invited representatives of alternative schools and experts in alternative education to talk about soft skills.

Yaroslava Kabanova, director of ILI school (St. Petersburg), says the need for soft skills is widely recognized in Russian education today, including in the Ministry of Education; all modern schools are trying to pay attention to these skills. You can hear soft skills being talked about at every education conference: “Everyone talks about it incessantly and implements it as best as they can. Implementation is the biggest issue. Everybody understands how important soft skills are, but few realize how they can be implemented and taught.”

Let’s focus now on a few conceptual issues related to the topic of soft skills reported by experts.

Why is there so much talk about soft skills today?

Alexey Semyonychev, the administrator of the largest Russian-language Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) group1 on alternative education (44,500 members), founder of the Alternative Education in Russia project, and author of books on methods of family education, says soft skills describe “a certain type of thinking that has recently become highly relevant. Why did this happen? Because the world is changing rapidly, it is becoming global, more complex, it is moving from vertical connections to horizontal ones. The Internet is an example of horizontal connections, where you can easily communicate with someone from Nepal, Moscow or Antarctica, without leaving your home in the United States. Language does not matter in this case, the only thing that matters is your desire to communicate. That’s what soft skills are about. They are the skills that enable us to make horizontal and productive connections with each other.”

According to Semyonychev, horizontal connections between people represent a new type of relationship, which started developing rapidly in the 21st century. These are pretty well known things. Like, how do we negotiate with one another? How do we communicate non-violently? How do we understand each other’s emotions?

Why is there no place for soft skills training in traditional schools?

Svetlana Marzeyeva, author of the A’ducation project, head of the Association of Family Schools, board member of the League of Educators, believes that talking about soft skills is “a way to identify educational needs in modern terms and to show the direction in which education needs to change”. Svetlana says the school’s greatest problem is that it is “dead as a learning institution; it is only effective as a children’s storage facility. If there is one thing public schools in Russia are good at, that’s ‘keeping’ children. Parents need a place to keep their children at, while they are at the office. And while you keep the children in storage, you have to keep them busy. Therefore, each subject is studied to extreme depths, both theory and practical application. Remember Russian classes, where we studied conjunctions vs. syndetic words? Do you still remember the difference? Or in biology, the minutest details of how the body functions, with all the medical names, like three kinds of capillaries, have you ever used that knowledge? The same is true about every subject. Schoolchildren are overloaded with meaningless memorization, with no time left for anything else.”

Alexey Semyonychev adds to the discussion from the opposite side. He believes it is impossible to teach soft skills in the modern (traditional) school, because that school is based entirely on vertical connections: “Who needs soft skills when we have vertical connections, like those between the boss and his/her subordinates? The traditional school is a vertical system. Soft skills are out of the question there, because soft skills are based on respect for one another.”

According to the expert, the traditional school is a system where everything that can be killed in the soft skills system, gets killed. “What kind of communication can there be when the teacher is sitting up there talking down to you. The ability to choose — what does a student choose in school? He or she doesn’t choose anything. The ability to understand emotions — who’s going to teach them to understand emotions? A teacher who has 30 students in his class?”

The school’s grading system also does not take into account soft skills. Meanwhile, critical thinking is based on the child having to assess critically what is happening around them, that is, have his or her own opinion. “I’m afraid that’s even worse in school. Having your own opinion at school is outright a health hazard,” the expert says.

The whole reality around the child in a regular school goes against many of the principles of soft skills. “Before introducing soft skills, we need to change the school first,” Alexey Semyonychev sums up. After school, when people are older and no longer pressured by teachers and the school environment, they can finally start developing their soft skills with greater success.

The hidden content of education

Speaking of teaching soft skills in schools, experts touch upon the connection between education and upbringing. Yaroslava Kabanova points out that we often forget that a child spends a great amount of time at school, where he or she develops as a person. Education is about teaching as much as about upbringing. If we leave upbringing out of the curriculum, the child still receives it from the adults around him: teachers, tutors, everyone else at school.

“It is very important to have the right kind of people around the child. The school’s job is to develop the child’s circle of communication, to lay down the basic values, concepts, principles, to build up the child’s personality, to help him find his way, to help him in his development, in communication. Because that’s the society we are going to have in five years; that’s the environment we are all going to live in. That’s the future we are shaping,” Yaroslava Kabanova says.

Here it makes sense to consider the pedagogical and methodological term “hidden content of education”.

The hidden content of education

“Education is determined by the specific atmosphere at the educational institution, the ‘school spirit’ as much as it is by the set of academic subjects, specializations, the volume of material taught, etc.

The essence of this phenomenon is revealed by the term “hidden curriculum,” used by many Western researchers. To me personally, the term “hidden content of education” seems quite acceptable. It can be accepted as a working definition precisely because in the very process of revealing its theoretical and practical content, we will inevitably come to answering the question of what is actually taught and what should be taught in school.

I side with the researchers of this hidden content in that it should include the following phenomena of school organization:

  • various kinds of differentiation of students by to their abilities, including our domestic invention of recent years — remedial classes and special classes for gifted children (the “fools’ classes” and the “nerds’ classes”, as children themselves refer to them);
  • the real power structure in the school (totalitarian or hierarchical, democratic or liberal);
  • the language of a class or school (not formally, of course, but by the actual semantics, tone, style, and volume of vocabulary in use);
  • the established practice of telling the teacher what he or she expects vs. what the student actually thinks;
  • ability to act in the situation of a test or exam (not the cultural forms of behavior in a test situation, but the established rules of cheating, peeking, guessing, etc.);
  • the actual distribution of study time (not by curriculum or schedule, but by the time actually used by the student — some students really have 12 hours of study time a day, while others don’t have even half an hour).”

Tubelsky, A.N. The way of school life — the hidden content of education // Voprosy obrazovaniya. — 2007. — Issue 4, pp. 177-181.

Alexey Semyonychev commented on the connection between the hidden content of education and soft skills development as follows: “Without even noticing, a child is taught other skills besides knowledge. When the teacher enters the classroom, everyone must stand up. Students talk to their teachers exclusively on formal terms and by their full names, while teachers talk to the kids informally, addressing them by first name only. Students must obey the teacher, no matter what he or she says. Students in class have no right to express their opinions. This results in a child raised into obedience, into “my opinion can wait” attitude. There is no need to learn to negotiate, because the teacher has the last word; you are not allowed to get creative during the class as you may get an “F” for that. Do the tests, nothing else, creativity is not required.”

Will soft skills training be unnecessary at the school of the future?

We can say that experts agree that if the school is properly configured with “hidden educational content”, then children will acquire soft skills naturally, as part of school life.

Svetlana Marzeyeva believes that it is not necessary to impose either “hard” or “soft” skills on children: “Any school that wants to meet the current trends must put aside control and evaluation and focus instead on helping students develop and master their personal educational goals; that is, children in today’s school must cease to be objects of educational activity. As soon they become subjects, the question of “hard” and “soft” skills will fade away by itself. It doesn’t matter what to teach, it matters who to teach. And that determines how they will be taught.”

Alexey Semyonychev explains that if the principles developed in alternative education are implemented in practice, this will effectively mean that separate, special training in school for flexible skills will no longer be necessary. “Soft skills, democratic education, free education are parts of a common democratic concept. If the schools change towards alternative, informal education, as we are planning it, “soft skills” training will no longer be necessary. The school system itself, each teacher’s mode of instruction, the system of school organization — all this will work to ensure that the child grows up as a free and independent person, right from the start. In turn, freedom and independence themselves will give birth to all the ’soft skills’ you can think of,” the expert says.

What can change and improve a school? The three slogans of the French Revolution — liberty, equality, fraternity — are as relevant here as never before. “The school of the future should at least be a free school, which respects every student and is free from any form of violence. Violence is inability to negotiate. And the ability to negotiate is a soft skill. The school of the future should not be based on child abuse or classroom abuse”, Alexey Semyonychev summarized.

In the future issues we will talk more about schools in Russia and abroad where soft skills development is already integrated into the curriculum.

Zoya Talitskaya, expert, Gladway Foundation for the Development of Media Projects and Social Programs

List of sources used: 1. Foxford.Media. Soft skills — what they are and where to learn them. 18.03.2019. 2. Mann C. (1918) a Study of Engineering Education. Boston: the Merrymount Press. 3. Strauss V. (2017) the surprising thing Google learned about its employees — and what it means for today’s students. 4. Faye F. (2016). If You’re So Smart, Why Aren’t You Rich? Bloomberg. 5. Heckman J.J., Kautz T. (2012). Hard evidence on soft skills. Labour Econ. Aug 1; 19(4): 451–464. 6. Gray A. (2016) the 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution. 7. OECD (2015). Skills for Social Progress: the Power of Social and Emotional Skills, OECD Skills Studies, OECD Publishing, Paris. 8. OECD Skills Outlook. 9. National Soft Skills Association (NSSA).

DOI 10.55140/2782-5817-2022-2-2-40-51

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Storymining Storymining

Как истории помогают в оценке и чем они еще полезны в социальном проектировании

Позитивные изменения
Фрида Кало и Диего Ривера: как любовь делает нас красивыми — искреннее письмо Фрида Кало и Диего Ривера: как любовь делает нас красивыми — искреннее письмо

Трогательное письмо Фриды Кало о Диего Ривере

Psychologies
Синдром седьмого сентября Синдром седьмого сентября

После первой недели в школе ребёнок жалуется на плохое самочувствие... Почему?

Здоровье
Зачем владелец трех московских бизнесов возрождает поселок в Калининградской области Зачем владелец трех московских бизнесов возрождает поселок в Калининградской области

Как Олег Бармин занялся развитием поселка в Калининградской области

Forbes
Робот с революционным запалом Робот с революционным запалом

Как челябинскому Заводу роботов совершил революцию в отрасли робототехники

Монокль
Аутизм: путь к социуму Аутизм: путь к социуму

Что такое аутизм и чем "дети дождя" отличаются от остальных?

ТехИнсайдер
Феминистка в тюрьме: как Консепсьон Ареналь боролась за права женщин и заключенных Феминистка в тюрьме: как Консепсьон Ареналь боролась за права женщин и заключенных

Консепсьон Ареналь слишком беспокоилась о заключенных и отстаивала права женщин

Forbes
Трогали за лобок и обсуждали упругость груди: волгоградская журналистка пожаловалась на харассмент Трогали за лобок и обсуждали упругость груди: волгоградская журналистка пожаловалась на харассмент

Почему в нашем обществе все еще немало мизогинии, сексизма и виктиблейминга?

Maxim
Анна Плетнева: «Я активно практикую женскую дружбу» Анна Плетнева: «Я активно практикую женскую дружбу»

Анна Плетнева рассказала о секретах сексуальности и своей музыкальной карьере

VOICE
Как диета влияет на психическое здоровье ребенка Как диета влияет на психическое здоровье ребенка

Хорошая, сбалансированная диета сделает психику ребенка более устойчивой

ТехИнсайдер
Десять значимых событий 2022 Десять значимых событий 2022

Что произошло в науке за 2022 год

Наука и жизнь
Недалеко от алтаря средневековой английской церкви нашли останки больной сифилисом затворницы Недалеко от алтаря средневековой английской церкви нашли останки больной сифилисом затворницы

Археологи обнаружили захоронение женщины 30–50 лет, умершей в XV–XVI веке

N+1
7 нереалистичных ожиданий от здоровых отношений 7 нереалистичных ожиданий от здоровых отношений

Что такое «здоровые отношения»?

Psychologies
Астрономы наконец узнали, почему два роя астероидов, следующих за Юпитером, так сильно отличаются друг от друга Астрономы наконец узнали, почему два роя астероидов, следующих за Юпитером, так сильно отличаются друг от друга

Юпитер не одинок на своем орбитальном пути вокруг Солнца

ТехИнсайдер
В бассейне озера Байкал В бассейне озера Байкал

Особенности и потенциал сельского хозяйства Бурятии

Агроинвестор
5 напитков полезных для здоровья вашего мозга 5 напитков полезных для здоровья вашего мозга

Можно поддерживать свой мозг с помощью продуктов питания и здоровых напитков

ТехИнсайдер
Как выгодно инвестировать в искусство — рассказывает руководитель аукционного дома ARTinvestment.Ru Егор Молчанов Как выгодно инвестировать в искусство — рассказывает руководитель аукционного дома ARTinvestment.Ru Егор Молчанов

Насколько сейчас выгодно инвестировать в арт-активы?

СНОБ
Новый взгляд на природу художественного мышления Новый взгляд на природу художественного мышления

Возможно ли, чтобы человек утратил интерес к загадке своего мышления?

Наука и жизнь
Юлия Высоцкая: «Мой итальянский – это радость и адреналин» Юлия Высоцкая: «Мой итальянский – это радость и адреналин»

Актриса, телеведущая Юлия Высоцкая попробовала себя в новом амплуа

Grazia
«Отчим держал меня в сексуальном рабстве»: Анастасия Цветаева рассказала о пережитых издевательствах «Отчим держал меня в сексуальном рабстве»: Анастасия Цветаева рассказала о пережитых издевательствах

Анастасия Цветаева столкнулась с сексуальным насилием в раннем возрасте

VOICE
5 случаев, когда за искусственный интеллект выдавали реальных людей 5 случаев, когда за искусственный интеллект выдавали реальных людей

На рассвете своего развития многие компании выдавали живых работников за ИИ

ТехИнсайдер
Флекситарианцы, пандемия и растительные продукты: как забота о здоровье меняет рынок FMCG-ритейла | Flexitarians, pandemic and plant-based products: how healthy lifestyle changes the fmcg retail market Флекситарианцы, пандемия и растительные продукты: как забота о здоровье меняет рынок FMCG-ритейла | Flexitarians, pandemic and plant-based products: how healthy lifestyle changes the fmcg retail market

Все больше людей выбирают питание с преобладанием растительных продуктов

Позитивные изменения
Народный альтист Народный альтист

Юрий Башмет о коллекционировании, великих друзьях и о концертах в день рождения

Robb Report
Потерянный рай Потерянный рай

Имя 20-летнего Марка Эйдельштейна громко прозвучало в 2022 году

OK!
Древнейшие инструменты, найденные археологами, скорее всего изготовили не предки современного человека Древнейшие инструменты, найденные археологами, скорее всего изготовили не предки современного человека

Археологи обнаружили самые древние из когда-либо найденных каменных орудий

ТехИнсайдер
Основатель города львов: как джентльмен Томас Раффлз создал Сингапур, но не смог обрести счастье Основатель города львов: как джентльмен Томас Раффлз создал Сингапур, но не смог обрести счастье

Раффлз сумел организовать в Сингапуре особую систему общественного устройства

Вокруг света
Страшное бессилие Страшное бессилие

«Раневская»: попытка биографии

Weekend
Как понять, что вы — нарциссическая жертва? Как понять, что вы — нарциссическая жертва?

Как понять, что вы — нарциссическая жертва? И можно ли исцелиться?

Psychologies
7 книг для семейного чтения 7 книг для семейного чтения

Книги, которые помогут найти общие темы для разговора с ребенком

СНОБ
Эффект Барнума — Форера: почему мы продолжаем верить гороскопам и личностным тестам Эффект Барнума — Форера: почему мы продолжаем верить гороскопам и личностным тестам

Что в психологии называют эффектом Барнума — Форера

Forbes
Открыть в приложении