Интервью с Сонал Рагхуванши, движение Economists for Future

Позитивные измененияОбщество

«Экономическое образование должно быть направлено на благо людей и планеты»

Интервью с Сонал Рагхуванши, движение Economists for Future

0:00 /
914.024

В августе 2018 года прошла череда школьных забастовок за климат, известных как «Пятницы ради будущего». Позже, движение активно поддержали академическое и научное сообщества, призвав правительства всего мира сократить глобальные выбросы углерода (движение «Ученые ради будущего»). Международная группа студентов и ученых из области экономических наук объединила усилия, выступая за перемены и призывая экономистов использовать свое влияние, чтобы помочь предотвратить чрезвычайную ситуацию на нашей планете, тем самым дав старт движению «Экономистов за Будущее», в основе которого лежит вера, что экономическое сообщество должно стать движущей силой справедливого и равноправного постуглеродного мира.

Сонал Рагхуванши

Сонал Рагхуванши — одна из ярких представителей движения E4F («Экономисты за Будущее»). Она является руководителем отдела исследований и стратегии Economist for Future International, занимается критической оценкой экономических дисциплин, а также выступает за изменение учебных программ в сети «Переосмысление Экономики». Кроме этого, Сонал работает в Индийском технологическом институте в Мумбаи, где участвует в создании инициативы «Новая политическая экономика». Ее исследования сосредоточены вокруг роли финансов в развитии, макроэкономической политики в развивающихся странах, структурных объяснений глобального неравенства и вопросов политической экономики развития и изменения климата.

Мы поговорили с Сонал Рагхуванши о том, что необходимо изменить в сегодняшней версии экономического образования, как действия студентов приводят к появлению программ обучения по вопросам климата и можно ли изучать экономику по блогам, видео и подкастам.

Вы один из ярких представителей движения студентов за изменение экономического образования в мире. Расскажите, пожалуйста, подробнее о движении Economists for Future и основных направлениях его деятельности. Как это связано с движением Rethinking Economics?

Economists for Future (E4F) — это международная инициатива. Ее основная цель — привлечь экономистов, которые могли бы оказывать влияние на принятие важных решений, помогли остановить чрезвычайную ситуацию на планете. Мы считаем, что сообщество экономистов становится мощной силой в ускорении неотложного перехода к справедливому постуглеродному миру.

События последних десятилетий совершенно ясно показали, что есть всеобщий консенсус относительно реальности изменения климата и необходимости скорейших глобальных действий по решению этой проблемы. Однако, как мы видим, те, кто способны повлиять на ситуацию, до сих пор не предпринимали необходимых действий.

Если говорить об экономике как академической дисциплине, то в среде экономистов происходило то же самое: ведущие экономические журналы не уделяли особого внимания климатическому кризису, а в существующей литературе не поднимались проблемы распределения ресурсов и справедливости. Экономисты редко высказывались по этому вопросу публично, а факультеты не включают эти вопросы в обязательную программу. Профессиональные экономисты не справлялись (и во многом до сих пор не справляются) со своей социальной ролью: дисциплина, посвященная изучению экономики, просто не может позволить себе не участвовать в экономических преобразованиях, которых требует борьба с изменением климата.

E4F International возникла в результате объединения международной сети Rethinking Economics с движениями Fridays for Future и Scientists for Future. Основная команда E4F International невелика и тесно связана со студенческими и академическими движениями по всему миру. Среди наших основных задач — обоснование необходимости изменений с помощью целенаправленных исследований и анализа, а также проведение различных информационных кампаний, которые направлены на международные структуры, ответственные за развитие экономической дисциплины. Значительной частью нашей работы является отслеживание изменений в сфере обучения и помощь студентам в поиске доказательств необходимости изменения учебной программы. Также мы поддерживаем педагогов, преподавателей и популяризаторов науки в удовлетворении этих требований при разработке курсов и планов занятий. Немецкое отделение нашего движения ведет ресурс на немецком языке, где аккумулирует критические и конструктивные идеи для развития экономики и экономической науки, в соответствии с требованиями будущего.

Современная экономика — образовательные программы, производство знаний и практика — нуждается в диверсификации методов, теорий, эпистемологии и методологии.

В чем заключаются ключевые проблемы экономического образования на сегодняшний день?

В первую очередь следует отметить, что проблемы экономического образования в значительной степени являются симптомом состояния экономической дисциплины, а она — одна из наиболее монолитных областей социальных наук. Более десяти лет недовольство внутри сообщества экономистов учитывалось при помощи подхода постепенного внесения изменений. Однако сейчас мы сталкиваемся с необходимостью серьезного и тщательно продуманного вмешательства в сам способ преподавания экономики, с укреплением связи между теорией и практикой. Если говорить кратко, современная экономика — образовательные программы, производство знаний и практика — нуждается в диверсификации методов, теорий, эпистемологии и методологии.

Доминирование неоклассической теории серьезно ограничивает возможности учебной программы в решении таких ключевых проблем современности, как климатический кризис, социальное и экономическое неравенство, финансовая нестабильность, неоплачиваемый труд, вопросы распределения, справедливости и этики. В конечном итоге это приводит к сильному упрощению реальной ситуации, потому что неоклассическое понимание экономики основано на индивидуализме, оптимизации и равновесии. Мы видим проявления этого во множестве аспектов: от чрезмерного оптимизма в отношении работы финансовых рынков до неуместных аргументов в пользу жесткой экономии бюджетных средств или отказа признавать взаимосвязь между человеком и природой, которая лежит в основе материального производства, относя её к категории «внешних эффектов».

Какие еще проблемы экономического образования вы могли бы выделить?

Еще одной ключевой проблемой является идеализированный и чересчур упрощенный исторический нарратив, который проникает в учебные программы. К примеру, существующие учебные планы игнорируют роль угнетения, насилия, власти и глубоко укорененного структурного неравенства в истории развития экономики. Такая же проблема и в представленности в учебной программе истории глобализации, гендерных вопросов и контроля за рождаемостью, которые являются центральными аспектами экономической организации. Сюда же можно отнести отражение роли колониализма, кастовых структур или присвоения земель как фундамента современной экономики. Все это ограничивает способность студентов размышлять о том, каким образом экономика должна быть реструктурирована.

Третья проблема — это наличие в нашей профессии структурных барьеров, которые носят гендерный, этнический, кастовый, классовый и географический характер. Четвертое, и, вероятно, самое важное для E4F заключается в том, что экономическое образование, основанное на неоклассической экономике (включая ресурсную экономику и экономику окружающей среды) не способно справиться с климатическим кризисом и, что более важно, с коренными причинами социальных и экологических кризисов, с которыми мир сталкивается сегодня. Одна из причин — отсутствие системного мышления в процессе преподавания и реализации экономической политики, что делает студентов совершенно неспособными добраться до сути проблемы и найти трансформационные решения для её устранения. Этому также способствует отсутствие в экономическом образовании междисциплинарности и критический плюрализм, как в теории, так и в методологии.

Economists for Future — это глобальное движение. Существуют ли различия между странами в том, что и как преподается студентам экономических специальностей? На чем основаны эти отличия?

Конечно, существуют фундаментальные различия, обусловленные историей этих стран и влиянием ключевых тенденций. Все это отражается на содержании программы, принятых педагогических инструментах. А неоднородность общих требований, которые предъявляют регуляторы высшего образования конкретных стран, и правила, которые устанавливают университеты, разные структуры степеней, методология оценки и содержание программ высшего образования только усугубляют эти различия. Мы видим расхождение даже между университетами внутри одной страны — это одновременно и усложняет работу по созданию единого поля, и, в то же время, делает ее более глубокой.

Кто на данный момент является лидером в среде образовательных инноваций?

С точки зрения прогресса, очевидных «пионеров» не существует по определению, поскольку требования к изменению учебных планов по своей сути направлены на фундаментальные преобразования или, скорее, сдвиги в общей парадигме. А чтобы такие изменения произошли, они должны включать в себя процесс или несколько процессов положительной обратной связи, которые запускают дальнейшие этапы изменений, превосходящих первоначальные.

Однако определенно стоит упомянуть несколько успешных кампаний. Например, недавний протест студентов Университета Барселоны «End Fossil» привел к введению обязательного курса по климатическому кризису с 2024 года, а также программы климатического образования для 6000 преподавателей. Не стоит также забывать, что некоторые учебные заведения во всем мире очень серьезно относятся к изучению климатических изменений в своих программах бакалавриата, магистратуры и докторантуры и предоставляют своим студентам очень хорошее образование. Главная задача заключается в том, чтобы донести идею о необходимости и срочности таких преобразований до каждого.

Идеал в области экономического образования — какой он? В чем его ключевые отличия от экономического образования сегодняшнего дня?

Позиция E4F заключается в том, что экономическое образование должно быть направлено на благо людей и планеты, и для этого оно должно отражать реальный мир, быть критическим и демократичным. Каждый из этих критериев был определен несколькими нашими союзными организациями.

Сам процесс создания идеального экономического образования должен быть не только совместным, но и контекстуальным, и ему необходимо уделить достаточно времени. Цитируя Эрика Олина Райта, можно сказать, что это стремление носит освободительный, социальный и научный характер1. Сегодня мы далеки от идеала, и это существенно ограничивает наше воображение и потенциал для преобразований.

Какие шаги, на ваш взгляд, необходимы для перехода к такому преподаванию экономики, которое бы действительно способствовало созданию позитивных общественных изменений?

Я считаю, что для начала было бы неплохо найти решение некоторых уже упомянутых ключевых проблем. Но преподаватель не может просто в один прекрасный день решить преподавать по-новому и изменить курс экономического образования, потому что на него действуют институциональные ограничения, не говоря уже о необходимости развития внутренних компетенций у самих преподавателей. Но когда мы думаем о шагах, необходимых для преподавания экономики, следует также учесть реформу учебной программы и реформу образования в целом.

Преподаватели должны иметь полное представление о содержании списков литературы для чтения и рекомендаций по учебникам, обеспечивая плюрализм теорий, подходов, методов и идентичности. Они также должны быть осведомлены о таких темах и проблемах, как неформальная экономика на Глобальном Юге или неоплачиваемый труд, ухудшение состояния окружающей среды, климатический кризис, гендерное неравенство. Эти темы нужно обсуждать, несмотря на повсеместное игнорирование. Необходимо показать студентам, что существуют конкурирующие и альтернативные экономические теории, и объяснить, что приверженность любой теории определяет точку зрения человека на экономические процессы. Найти достойные источники информации непросто, но можно порекомендовать Heterodox Economics Newsletter, Exploring Economics, Economy Studies, D-Econ, сайт I-peel.org, REIN Pluralist Database, E4F. Существуют также различные неакадемические организации, весьма преуспевшие в этих вопросах — они могут быть хорошим ресурсом для преподавателей.

Можно ли изучать экономику без учебника?

Не стоит ограничиваться одним учебником. Мотивируйте студентов изучать экономику не только по книгам и статьям, но и по блогам, видео, подкастам, публикациям в соцсетях и публичным дебатам. Необходимо, чтобы студенты развивали ораторские и социальные навыки, для этого важно организовывать групповую работу, что позволит им научиться убедительно и открыто доносить сложные экономические концепции до широкой общественности. Кроме того, преподаватели должны вдохновлять студентов на взаимодействие с местными общественными движениями и сообществами вне университета.

Главная цель E4F состоит в том, чтобы студенты-экономисты с самого начала учились смотреть на экономику через призму чрезвычайной ситуации на планете. Все обучающие программы по экономике должны включать в себя четкое осознание планетарных границ, а также понимание экологических кризисов в целом и климатического кризиса в частности.

Среди актуальных на сегодняшний день подходов часто выделяют прикладное проектное обучение. Способно ли внедрение такого подхода в преподавание экономики значительно изменить ситуацию?

Да, в сочетании с различными другими методами оно может стать отличным педагогическим инструментом. Особенно когда речь идет о взаимодействии с реальным миром и обучении студентов навыкам ориентироваться в политических проблемах нашего сложного, но хрупкого мира. Прикладное проектное обучение может стать инновацией как для обучения, так и для оценки. Но, опять же, это лишь один из множества инструментов. Суть проблемы заключается в необходимости радикальной трансформации доминирующего канона в образовании в части содержания обучения.

Какой должна стать экономика будущего?

Это весьма сложный вопрос. Я думаю, нас больше должно волновать то, где мы находимся сейчас, а то, где мы будем в будущем, зависит от того, насколько быстро мы изменим наш образ действий как общества и проведем радикальные структурные преобразования с целью построения более равноправного и справедливого мира. Отчасти это вопрос изменений национальной политической экономики, а отчасти — вопрос глобальной архитектуры, активно способствующей реализации прогрессивных целей. До будущего еще далеко. Но мы смотрим туда с надеждой, уверенные, что это не пустая фантазия.

Если говорить в целом, что экономисты могут сделать для будущего?

Перефразируя видение E4F, можно сказать, что в будущем экономическое сообщество должно стать движущей силой на пути к справедливому постуглеродному миру. И в этом процессе экономисты несут ответственность перед обществом за представление точной и научно обоснованной информации о том, как изменение климата и экологические кризисы влияют на нашу экономику. На их плечи также ложится подготовка рекомендаций ключевым заинтересованным сторонам относительно того, что можно сделать, чтобы предотвратить пагубные последствия этих изменений.

Чтобы строить будущее, экономисты должны представить обществу достоверный анализ того, что не так с устройством нашей экономики сегодня. Мы в E4F считаем, что добиваться изменений в профессии экономиста — это средство достижения цели: средство заставить экономику работать с учетом биофизических ограничений планеты.

Мы понимаем, что экономика не изменится сама по себе, без постоянной и бескомпромиссной борьбы, поэтому наша задача как экономистов — организоваться и постараться нарушить существующий статус-кво, отвечая на требования активистов и гражданских сообществ, под лозунгом профсоюзов: «Силы для победы — в сообществе»2.

Наталья Гладких, главный редактор журнала «Позитивные изменения»

1 Wright, E. O. (2010). Envisioning real utopias. London: Verso.

2 McAlevey, J. (2016). No shortcuts: Organizing for power in the new gilded age. Oxford University Press.


“Economic Education Must Be for the Good of the People and the Planet.”

Interview with Sonal Raghuvanshi, Economists for Future

In August 2018, a series of climate strikes were organized across schools under the banner of Fridays for Future. Later, this sense of urgency was supported by the academic and scientific communities at large, which called upon governments around the world to reduce global carbon emissions (the Scientists for Future movement). Within the economics discipline, a network of students and scholars from several countries joined forces–advocating for change and aiming to mobilize economists and the influence they have, to help arrest the planetary emergency and giving rise to Economists for Future, a movement that believes the economics community must become a driving force toward a just and equitable post-carbon world.

Sonal Raghuvanshi

Sonal Raghuvanshi is one of the brightest representatives of the E4F movement. She leads Research and Strategy at the Economists for Future International, is a critical appraiser of economics discipline, and an advocate for curriculum change at the Rethinking Economics Network. Sonal also works at the Indian Institute of Technology Bombay, where she is involved in the creation of the New Political Economy Initiative. Her research has centered around the role of finance in development, macroeconomic policy in developing countries, structural explanations of global inequality, and political economy of development and climate change.

We talked to Sonal about what change is needed in today’s version of economics education, how students’ actions facilitate the development of climate education syllabi, and whether it is possible to learn economics from non-traditional academic sources.

You are one of the brightest representatives of the student movement to change economic education in the world. Please tell us more about Economists for Future and what its main activities are. How does it relate to the Rethinking Economics movement?

Economists for Future (E4F) is an international initiative, Its main goal is to mobilize economists and use their influence to help arrest a planetary emergency. With a vision that the economics community becoming a powerful force in accelerating the urgent transformation to an equitable post-carbon world. Developments of the past few decades have shown quite clearly that while there some broad consensus that climate change is real, globally, we need to move quickly to be able to deal with the problem; there has also been a serious lack of action from those who are capable of taking action.

When it comes to economics as an academic discipline, it’s the same for economists as it is for everyone else: top economics journals were paying little attention to the climate crisis, nor did the existing literature have any distribution and equity concerns embedded. Economists were rarely speaking out about the issue in public, and departments were not covering these questions in compulsory courses. The economics profession was (and in many ways is) failing to fulfill its social role: a discipline that dedicates itself to studying the economy simply cannot afford to avoid engaging in the economic transformation that climate science requires.

E4F International emerged out of Rethinking Economics’ international network in solidarity with the Fridays for Future and Scientists for Future movements to further the demands for urgent action within the economics discipline in order to rupture some of the discipline-wide inertia. The core team behind E4F International is small and closely linked to the student and academic movement across the world. Our main activities include making a credible case for change through targeted research and analysis, in addition to running various advocacy campaigns focused on the international power structures within the discipline. A large part of our work includes tracking the changes happening at the knowledge production end of the discipline and supporting university students to make a case for curriculum change and to help pedagogues, instructors and popular educators to create courses and lesson plans to address such demands. We also have a vibrant German community which run a German-language platform that generates critical and constructive impulses for the development of a future fit economy and economic science.

The education, knowledge production and praxis of contemporary economics lacks diversity — of methods, theories, epistemology and methodology.

What are the key problems in economics education today?

I have to say right from the start that the problems with economics education are very much symptomatic of the state of the economics discipline as one of the most monolithic fields within the social sciences. For over a decade, dissatisfaction within the ranks of economics has been met with an incrementalist approach, whereas now we are at a juncture where there is a need for serious and well-thought intervention in the way we are taught economics and this has to be cogently linked to its praxis. To put it briefly, the education, knowledge production and praxis of contemporary economics lacks diversity — diversity of methods, theories, epistemology, and methodology.

If one were to elaborate on a few of these issues, the dominance of neoclassical theory is what severely limits the curriculum’s ability to address key issues of our time like the climate crisis, social and economic inequality, financial instability, unpaid work, issues of distribution, equity and ethics among other things. This ultimately leads to an incongruous oversimplification of the real-world situation, because the neoclassical understanding of the economy is itself based on individualism, optimization, and equilibrium: from being over-optimistic about how financial markets work to misplaced arguments in favor of fiscal austerity or dismissing as ‘externalities’ the critical relationships between humans and nature that form the basis of material production, etc.

What other problems of economic education could you highlight?

Another key issue is the idealized and overly simplistic historical narrative that is pervasive in the curriculum. For example, the current syllabi stay ignorant of the role of oppression, violence, power and embedded structural inequalities in historical economic development. This in turn categorically restricts the student’s ability to contemplate how the modern economies should be restructured. The same is true about the story of globalization, gender and reproductive control as being central to economic organization, or the role of colonialism, caste-based structures, or land appropriation as the foundation of modern economies.

The third issue is the existence of the structural barriers to access faced within the profession with respect to gender, ethnicity, caste, class, and geographic location. The fourth, and probably the most concerning for E4F, is that economics education, rooted in neoclassical economics (including resource and environmental economics), is incapable of confronting the climate crisis and for that matter, the root causes of the intertwined social and ecological crises the world is facing today. This is particularly due to the lack of a biophysical foundation and systems mindset during the teaching and implementation of economic policies that leaves students completely incapable of getting to the roots of the problems and finding transformational solutions to address them. This also relates to the lack of interdisciplinarity in economics education and critical pluralism, of the theoretical and methodological kind.

Economists for Future is a global movement. Are there any differences between countries in respect of what economics students are taught and the way they are taught? What is the basis of these differences?

Of course, there are differences and the fundamental ones are a result of the history of those societies and the influences of dominant trends that have contributed to both the content development and pedagogical tools embraced by various departments. Other factors, such as heterogeneity of the general requirements posed by country-specific higher education regulators, requirements imposed by various universities/departments/centers, nomenclature of the degree, evaluation methodology structure, content of the degree (syllabus) program, to name a few, add up to these differences. We also see differences among universities within a country and that is what makes the task or even the landscaping efforts both challenging and profound.

Who has made greater progress than the others and is now pioneering the innovation?

In terms of progress, there cannot be any obvious ‘pioneers’ by definition, because demands for curriculum change are fundamentally gearing towards transformational or rather paradigm shifts. And for transformational change to occur, it usually involves some kind of positive feedback process (or multiple feedback processes) that triggers further rounds of effects that are greater than the original change. But there are definitely some great campaigns that have triggered changes in this direction. For example, the recent End Fossil protest by students at the University of Barcelona resulted in the introduction of a mandatory course on the climate crisis from 2024 onwards, alongside a training program on climate issues for its 6,000 academic staff, after the establishment agreed to meet the demands of activists conducting a sit-in occupation. Not to mention the fact that some institutions across the world are taking this demand very seriously across their undergraduate, masters and PhD programs and are providing very good education to their students. But the key is that the consciousness or rather the urgency for this kind of transformation needs to be taken far and wide in a consistent manner.

What would you call the ideal economic education? What are the key differences from the way economics are taught today?

While this is far from ideal, for E4F, economics education must be geared towards people and the planet, and for that to happen, it needs to be capturing the real world, and it must be critical and democratic. Each of these criteria have been defined quite well by several of our allied organizations. The process of defining an ideal economics education has to be contextual as much as collaborative, and it requires a time of its own. To borrow from Eric Olin Wright, the endeavor is emancipatory, social and scientific1. But to summarize it, we are far from the ideal today, and that places significant limitations on our imagination and transformative potential.

What steps do you think are needed to start teaching economics in a way that truly creates positive social change?

I feel addressing some of the key problems that I mentioned in my responses above would be a good place to start. But it is not as simple as an educator deciding to teach differently one fine day and changing the course of economics education, because the very same structures of dominance apply in this case too, not to mention the internal capacity-building that the educators themselves have to undergo. But when we think of the steps needed to teach economics, one must also think about curriculum reform and pedagogic reform, too.

At the curriculum level, the instructors need to have a good sense of the content of their reading lists and textbook recommendations, making sure that there is a pluralism of theories, perspectives, methods and identities. The instructors also need to be cognizant of the topics and issues taught in the classroom — from making sure that marginalized issues (like informal economy in the Global South or unpaid work, etc.) to urgent societal issues (like environmental breakdown, climate crisis, gender inequities, etc.) are discussed in all their richness. While there are several nuances associated with this aspect alone, the key here is to be explicit in showing the students that there are competing and alternative ways of knowing, and how following any theory affects one’s point of view on the economy. It is not easy to find resources in the form of neatly packaged textbooks and supplementary materials. There is still quite a lot around, to name a few: Heterodox Economics Newsletter, Exploring Economics, Economy Studies, D-Econ, the I-peel.org website, REIN Pluralist Database, E4F. There are also various heterodox departments that are doing their job quite well, and can be a helpful resource for educators.

Is it possible to study economics without a textbook?

When it comes to pedagogy, avoid using one textbook alone and encourage students to learn about the economy beyond books and articles, also explore blogs, videos, podcasts, tweets and debates. When it comes to assessments, it is vital that the students develop clear and coherent writing skills, but they also must be motivated to develop their verbal and social skills through group work and by giving them an opportunity to learn to better communicate complex economic concepts in a compelling and honest way to the general public. It is also important for the teachers to encourage students to engage with local social movements and groups outside the university. This is definitely not all but these are a few suggestions that a number of like-minded collectives have put forth in various forums.

Moreover, at E4F, it is our major goal that economics students are trained to study the economy through the lens of the planetary emergency from the outset. Economics departments (and to the extent possible, instructors) must design their curricula to include the biophysical dependencies of economic activity as a key component. In other words, the ecological crises in general and the climate crisis in particular should be addressed across economics courses with clear recognition of the planetary boundaries.

Applied project-based learning is often singled out as one of the most relevant approaches for today. Do you think introducing this approach to teaching economics will make a significant change?

Yes, combined with various other methods, it can be a great pedagogical tool, especially when it comes to real-world engagement and teaching students to navigate the policy challenges of a complex but fragile world. It can be an innovative tool both for training and assessment purposes. But again, it is but one of many tools. The crux of the matter lies in targeting the content (curriculum) taught in the classrooms that needs to radically shift from the dominant canon.

What do you think the economy of the future should be like?

That is a difficult question indeed. Contemporary arrangements should worry us more than anything else and I think where we are in the future depends on how quickly we change our modus-operandi as a society and undergo radical structural transformation to become more equitable and fair. It is partly a question of changes in the national political economy and partly a question of the global architecture that actively facilitates the realization of progressive goals. The future is another place a long way away. It is a place we hope to get to, definitely not a pipe-dream.

Generally speaking, what can economists do for the future?

To paraphrase E4F’s vision, in the future, the economics community should become a powerful force in accelerating the urgent transformation to an equitable post-carbon world. And to do so economists bear a social responsibility to present to society accurate and scientifically justified knowledge about how the climate crisis and ecological crises affect our economies, and produce recommendations to key stakeholders as to what can be done to prevent the harmful impacts of these changes.

To build for tomorrow, economists need to present a credible analysis of what is wrong with the way our economies are structured today. We at E4F believe that pushing for change within the economics profession is a means to an end: a means to making the economy operate within the planet’s biophysical limits.

We also recognize that the discipline will not change on its own, without sustained and fierce campaigning, so, as economists, it is our job to get organized and try to disrupt the status quo in the discipline — imbibing the urgency shown by the activists and civil society organizations, as well as the ethos of trade unions, i.e. that ‘the power to win is in the community’2.

Natalia Gladkikh, Editor-in-Chief, Positive Changes Journal

1 Wright, E. O. (2010). Envisioning real utopias. London: Verso.

2 McAlevey, J. (2016). No shortcuts: Organizing for power in the new gilded age. Oxford University Press.

DOI 10.55140/2782-5817-2023-3-S1-32-38

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
Суд бульварной истории Суд бульварной истории

«Мое преступление»: Франсуа Озон и феминизм

Weekend
Совместное творчество Совместное творчество

О точках соприкосновения мира искусства и индустрии красоты

Правила жизни
Вегетарианка и чудачка: почему друзья Ильи Репина не любили его жену Наталью Нордман Вегетарианка и чудачка: почему друзья Ильи Репина не любили его жену Наталью Нордман

Какой была жена Ильи Репина Наталья Нордман?

Forbes
Навигация по прутикам и верёвочкам Навигация по прутикам и верёвочкам

Необычные карты, которые делают аборигены Маршалловых островов

Наука и жизнь
Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят женщины Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят женщины

Как Питу Дэвидсону удается быть таким? Разбираем особенности его образа

Правила жизни
Дневник предпринимательницы: сколько упаковки нужно для одного батона Дневник предпринимательницы: сколько упаковки нужно для одного батона

Как устроены поставки хлеба в крупные сети и сколько коробок для этого нужно

Forbes
Знаменитости покоряют «24 часа Ле-Мана»: кто из актеров и рок-звезд стал автогонщиком Знаменитости покоряют «24 часа Ле-Мана»: кто из актеров и рок-звезд стал автогонщиком

Знаменитости, которые принимали участие в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана»

Forbes
Первый-второй. О классовом делении в современном обществе Первый-второй. О классовом делении в современном обществе

«Зачем стремиться к лучшему и что это такое — лучше?»

СНОБ
Вулканы нивелируют пятую часть антропогенного нагрева атмосферы в XXI веке Вулканы нивелируют пятую часть антропогенного нагрева атмосферы в XXI веке

Сульфатные аэрозоли вулканического происхождения сильно охлаждают климат

N+1
Десять штрафов ГИБДД, на которые может попасть каждый. Список и наказание Десять штрафов ГИБДД, на которые может попасть каждый. Список и наказание

Редкие штрафах ГИБДД, о которых могли не слышать даже опытные водители

РБК
Для тех, кто любит посложнее: 5 романов для интеллектуалов Для тех, кто любит посложнее: 5 романов для интеллектуалов

Сложные эпические романы — целое исследование человека, общества и истории

Maxim
Art&Science ИТМО Art&Science ИТМО

Команда ИТМО — главные в Росси по Art&Science: науке, искусству и технологиям

Собака.ru
Разумозамещение Разумозамещение

Искусственный интеллект в финансовой сфере

Деньги
Этот гигантский Mercedes-Benz совмещал функции автобуса и почтового отделения Этот гигантский Mercedes-Benz совмещал функции автобуса и почтового отделения

Трёхосный автобус O 10000 — изюминка музея Mercedes-Benz

4x4 Club
Как не рассориться с назойливой свекровью: 10 советов Как не рассориться с назойливой свекровью: 10 советов

Как быть, если не хочется подстраивать свою жизнь под мнение свекрови?

Psychologies
Алексей Гориболь Алексей Гориболь

Имя этого пианиста очень тесно связано с музыкальной жизнью Петербурга

Собака.ru
«Пусть она уйдет»: роман о жизни женщины с ментальными особенностями «Пусть она уйдет»: роман о жизни женщины с ментальными особенностями

Отрывок из книги «Маленькие птичьи сердца»

Forbes
В большой депрессии выделили когнитивный биотип В большой депрессии выделили когнитивный биотип

Ученые предложили выделить биотип большого депрессивного расстройства (БДР)

N+1
Протесты в Польше после смерти беременной женщины. Как влияет запрет абортов на психику? Протесты в Польше после смерти беременной женщины. Как влияет запрет абортов на психику?

Как и почему запрет на аборты приводит к росту смертности?

Psychologies
12 лучших и интересных шпионских фильмов СССР 12 лучших и интересных шпионских фильмов СССР

Необходимые для полноты картины советские шпионские триллеры 80-х

Maxim
Душистые травы прованса Душистые травы прованса

Любители вкусно покушать при упоминании Прованса вспоминают прованские травы

Наука и жизнь
Как выявить буллинг: 13 признаков, что ребенок столкнулся с издевательствами в школе Как выявить буллинг: 13 признаков, что ребенок столкнулся с издевательствами в школе

Как выяснить, что ребенок стал жертвой буллинга?

Psychologies
Только для женщин Только для женщин

Симптомы, которые сигнализируют, что тебе срочно нужно на прием к гинекологу

Лиза
Ни в коем случае не пейте это в жару: топ-5 обезвоживающих напитков Ни в коем случае не пейте это в жару: топ-5 обезвоживающих напитков

Напитки, которые могут не помочь утолить жажду, а, наоборот, усилить её

ТехИнсайдер
Модный ресейл: как заработать на перепродаже одежды и аксессуаров Модный ресейл: как заработать на перепродаже одежды и аксессуаров

Можно ли в мире быстрой моды заработать на перепродаже вещей?

РБК
Растения «чувствуют», когда к ним прикасаются! Вот как это возможно Растения «чувствуют», когда к ним прикасаются! Вот как это возможно

Растительные клетки посылают разные сигналы, реагируя на прикосновения

ТехИнсайдер
Растет популярность гастротуров Растет популярность гастротуров

Знакомство с кулинарными традициями дополняет многие туристические программы

РБК
Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов

Почему подростки порой становятся жестокими?

Psychologies
Химия перенаправляет потоки Химия перенаправляет потоки

Санкции против промышленности привели к смене направлений

РБК
Открыть в приложении