Техпарад
Космонавтика: Двойной размер
Начиная с 2011 года один из отцов-основателей Mictosoft Пол Аллен финансировал работу стартапа Stratolaunch Systems. Планировалось, что компания создаст систему доставки грузов на орбиту на космическом корабле, стартующем с борта гигантского двухфюзеляжного самолета-носителя. Однако после смерти Аллена в октябре 2018 года планы Stratolaunch изменились. В 2019-м было объявлено об отказе от создания собственных ракет: теперь для запуска грузовых кораблей «воздушным стартом» будут использоваться носители Northrop Grumman Pegasus XL. Сам же самолет, изготовленный партнерами из Scaled Composites, прошел скоростные рулежные испытания, достигнув скорости 218 км/ч. Уже вскоре Stratolaunch Model 351 – размах крыльев 117 м, максимальная взлетная масса 590 т – должен совершить первый полет.
Видеоролик об испытаниях Stratolaunch, прошедших в январе:
Беспилотники: Двумя пальцами
В прошлом году китайский стартап Geneinno представил компактный беспилотный подводный аппарат Titan, способный достигать глубины 150 м и вести съемку, подсвечивая себе парой мощных фонарей с общим световым потоком до 3000 люмен. Данные на поверхность Titan передает по кабелю, который обеспечивает и связь с оператором. Но главное – на днище Titan предусмотрен силовой разъем для крепления дополнительных инструментов. Один из них инженеры Geneinno представили недавно на выставке CES 2019. Манипулятор длиной 52 см и массой 0,9 кг оснащен клешнеобразным захватом и способен оперировать под водой грузами массой до 0,4 кг.
Транспорт: Зеленые паруса
Как правило, корабельные двигатели заливают самым простым дизельным топливом, которое содержит в тысячи раз больше примесей серы, чем это разрешено для обычного автотранспорта. В результате один-единственный крупный контейнеровоз может выбрасывать в атмосферу столько же диоксида серы и оксидов азота, сколько выбрасывают 50 млн автомобилей. Осознавая эту проблему, в компании Renault собираются уже с 2020 года использовать для перевозки своих машин через Атлантику два новых экологически чистых парусника. Их производством займутся французские судостроители из Neoline. По проекту каждое судно сможет брать на борт почти 500 машин и транспортировать их на скорости до 11 узлов (20 км/ч). Большую часть энергии для перевозки обеспечат паруса общей площадью около 4200 м, при этом объемы токсичных выбросов сократятся до 90%.