Серфинг с мотором
На Южном Урале, в Челябинске, есть удивительная компания, единственная в России, которая разрабатывает и строит мотосерфы – водные доски с моторами. Из-за коронавируса редакции «Популярной механики» не удалось самой протестировать эти классные девайсы, но с основателями компании мы поговорили.
Владимир Волосников родился в южном городе кораблестроителей Николаеве, где со стапелей сошли десятки легендарных кораблей, включая все авианесущие крейсеры Советского Союза, – краны заводов были видны из окна дома. Позже отца Владимира перевели в Североморск, главную базу Северного флота. Последнее место службы – Челябинск. Там Владимир Волосников подружился с Владимиром Анфаловым. Не последнюю роль в этой дружбе сыграло увлечение судомоделизмом: Анфалов – заслуженный мастер спорта, чемпион мира в классе кордовых скоростных моделей. И еще их объединила общая мечта – разработать и создать первый в России мотосерф, доску с мотором. Тем более этот вид спорта в 2019 году включили в официальный реестр водно-моторных видов спорта России.
Хобби
Поначалу работа над моторсерфом была простым хобби. Когда считали и делали первую версию, думали, что она полетит и невозможно будет ею управлять. Поэтому килеватость корпуса сделали в двух плоскостях: поперечную – чтобы по волнам ходить, а заднюю часть загнули, чтобы прижимать при глиссировании к воде. Доска получилось сложно управляемой и с большим сопротивлением корпуса, на ходу пришлось дорабатывать водомет – зазоры, шаг винта, углы захода. Лето на Урале короткое, исправлять ошибки пришлось зимой. Всю зиму делали, следующим летом испытывали, зимой снова над ошибками работали. И только на третье лето доска поехала как надо.
Проблем было много. Пришлось самим осваивать и композиты, и двигателестроение, и кораблестроение, и гидродинамику – хорошо, что Челябинск промышленный город и нужные технологии оказались под рукой. Вычисления делали в Южно-Уральском университете, в котором все и учились. Но оказалось, что полностью рассчитать цифровые модели намного трудозатратнее, чем сделать натурные образцы и испытать их, поэтому считали только самые ответственные узлы.