«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механикаОбщество

Истребитель мира

Текст: Олег Макаров. Фото: Алексей Топоров

После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» – крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.

Когда рядом с тобой на летном поле стоит МиГ-31, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе, но 31-й на 5 м длиннее и в два раза тяжелее. Эту величавую птицу сконструировали в 1970-е годы, а одним из ее «отцов» был знаменитый Глеб Лозино-Лозинский – творец «Бурана». И это не случайно – МиГ-31 гораздо ближе к космосу, чем все другие боевые самолеты. Принятому на вооружение в 1977 году всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия предстояло работать в диапазоне высот от предельно малых до стратосферы (20 000 м и более). Большой практический потолок потребовался для того, чтобы, во-первых, иметь возможность стремительно перемещаться на крейсерском сверхзвуке (2500 км/ч) в относительно экономичном режиме и, во-вторых, иметь как можно больший обзор для поиска целей. Главной задачей МиГ-31 стало прикрытие наших обширных арктических территорий от атаки дозвуковых крылатых ракет, в том числе от низколетящих типа «Томагавка» (в 1970-е как раз шла разработка этого оружия). Для борьбы с воздушными целями самолет оснастили четырьмя управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух–воздух» Р-33.

Дорога к возрождению

Поскольку наша арктическая зона весьма протяженна, самолетов для прикрытия севера от ракет было изготовлено более 500 единиц. На самом деле по советским меркам это немного – истребители тиражировались тысячами, но надо помнить, что речь идет о необычном самолете. Впрочем, в 1990-х и такое количество оказалось чрезмерным. В этот период, сложный для армии и оборонки, МиГ-31 фактически был выведен из эксплуатации. Налет по отдельным машинам составлял 10–15 часов в год. Части, в которых находились МиГи, переформировывались и расформировывались, некоторые самолеты были попросту списаны. Правда, уже в 1998 году была разработана программа модернизации – основная серийная модель МиГ-31-Б преобразовывалась в МиГ-31БМ. Активные работы по радикальному переоснащению высотного истребителя-перехватчика начались, однако, только несколько лет назад на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», где нам и довелось недавно побывать. Приходящие на капитальный ремонт и модернизацию МиГи здесь разбирают едва ли не до винтика, и по внешнему виду отдельных комплектующих, еще не подвергнутых ремонту, можно заключить, что некоторые машины прибывают на завод в состоянии далеком от идеального. На выходе же МиГи выглядят как новые. Но насколько «созвучна времени» конструкция 1970-х?

«В конце концов самолет – это транспортная платформа, которая должна доставить груз из точки А в точку Б. А груз может быть различным, – говорит Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол». – В процессе проектирования этого самолета в него были заложены такие возможности для модернизации и такой запас прочности, что его можно эксплуатировать и 20, и 30 лет. Электроника и бортовое оборудование меняются сейчас с необыкновенной частотой, так что, устанавливая новое БРЭО, мы получаем совсем иное качество самолета».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новые законы робототехники Новые законы робототехники

Должны ли роботы получить правовой статус электронных лиц?

Популярная механика
BMW 5-й серии BMW 5-й серии

Когда едешь за рулем, о пятиметровой длине даже не вспоминаешь

Quattroruote
Адмирал на час Адмирал на час

Артиллерийские дуэли в World of Warships

Популярная механика
Никакой нервотрепки Никакой нервотрепки

Не все системы парковки одинаково эффективны

Quattroruote
Цифровое творчество Цифровое творчество

Как привить детям любовь к созиданию, а не потреблению

Популярная механика
Скарлетт Йоханссон: девушка, которая не устает Скарлетт Йоханссон: девушка, которая не устает

Скарлетт Йоханссон снимает доспехи в спальне и приглашает Esquire за город

Esquire
Силы спасения Силы спасения

Что предпринимается, чтобы в космонавтике было меньше места для героизма

Популярная механика
Сапоги и бахилы Сапоги и бахилы

Пары, где супруги во всем совпадают, счастливее? Не спешите с выводами

Домашний Очаг
Беспроводные колонки с мощным звучанием Беспроводные колонки с мощным звучанием

Тест 35 беспроводных колонок

CHIP
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Игры солдатиков Игры солдатиков

Wargaming.net и «1С» объединили свои усилия для создания игры о спецназе

Популярная механика
Секретная Греция Секретная Греция

В майском номере Неллия Тогас знакомит нас со «своей» Грецией

Домашний Очаг
Фаррелл Уильямс Фаррелл Уильямс

Фаррелл Уильямс: «Иногда самое трудное – это превращать молчание в слова»

Esquire
Татьяна Тарасова Татьяна Тарасова

Правила жизни Татьяны Тарасовой

Esquire
Будущее автопрома Будущее автопрома

Последние достижения в сферах электромобилей и беспилотных авто

CHIP
Нить Арианы Нить Арианы

Ариана Гранде не боится провокаций и откровенных вопросов

Cosmopolitan
Обыкновенный промысел Обыкновенный промысел

Что привело людей к мощам святого

Русский репортер
Теплое местечко Теплое местечко

Топ 8 южных курортов, где можно прекрасно отдохнуть на море

Лиза
«Поменять образ жизни – уже умереть»: как не запустить стресс «Поменять образ жизни – уже умереть»: как не запустить стресс

Вы наверняка не раз натыкались на совет: не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней. Легко сказать! Но и сделать, оказывается, можно. Например, с помощью практики внимательности. Как именно, рассказывает психолог Анастасия Гостева.

Psychologies
Дом или барак Дом или барак

Что будет на месте снесенных пятиэтажек, если строить как всегда

Русский репортер
Пото­му что я банда Пото­му что я банда

Анто­нио Банде­рас раз­вел­ся, уехал в Лондон, влюбился и поступил в школу моды

Tatler
Большая игра Большая игра

Сергей Карякин: сделать шахматы популярнее футбола и стать суперзвездой

Vogue
С Верой в лучшее С Верой в лучшее

Королева свадебной моды Вера Ванг привезла все свои платья с Манхэттена в Москву

Vogue
«Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя «Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя

Успеть все – таков девиз современности. Выкладываясь по полной программе на работе и дома, мы чувствуем, будто нас разобрали на кусочки. Тренер Ольга Армасова уверена, что, распределяя силы иначе, мы вернем себе цельность.

Psychologies
В семье с интровертом: правила выживания В семье с интровертом: правила выживания

Что делать, если в одной семье живут люди с разными темпераментами?

Домашний Очаг
Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе

Сериал «Миллиарды» как пособие по выживанию в компании

Forbes
Понятнее не стало? Понятнее не стало?

Как надо правильно принимать экзамены и выдавать права по новому регламенту

АвтоМир
Иван Сидорок Иван Сидорок

Венчурный инвестор Иван Сидорок о том, где видеть прибыль

GQ
Морской толк Морской толк

Два бывших трудоголика сидели под пальмой и напряженно пытались отдохнуть

Cosmopolitan
Армагеддон, который мы потеряли Армагеддон, который мы потеряли

В 50–60-е годы прошлого века атомные проекты СССР и США были грандиозными

Maxim
Открыть в приложении