Новое поколение пассажирских сверхзвуковых самолетов

Популярная механикаHi-Tech

И снова на сверхзвуке

Текст: Олег Макаров

Когда закончилась эпоха ТУ-144 и «конкордов», в среде авиационных экспертов было принято высказываться о возрождении гражданского сверхзвука крайне скептически. Дескать, без радикального технологического прорыва об окупаемом коммерческом транспорте нечего и думать. Но времена меняются, а новое поколение пассажирских сверхзвуковых самолетов уже приходит к нам «в металле». Ну или в карбоне, если угодно…

В Бланьяке, пригороде Тулузы, где когда-то становились на крыло «Конкорды», а теперь одна из этих прекрасных птиц нашла последнее пристанище в музее концерна Airbus, рассказывают такую историю. Когда решение об отставке «Конкордов» (последний полет состоялся в 2003 году) было принято, но трансокеанские рейсы еще продолжались, среди пассажиров сверхзвукового лайнера был проведен опрос. В нем завсегдатаев «Конкорда» спрашивали, сколько стоит билет на рейс. Странный вопрос, не правда ли? Однако дело было в том, что на сверхзвуке через Атлантику летали в основном бизнесмены, которые сами себе билетов не покупали – командировку оплачивали их фирмы. В те времена билет в один конец стоил примерно $4000, но большинство состоятельных пассажиров ответили, что, по их мнению, билет стоит $7000. Иными словами, эти люди сочли бы такую цену справедливой. И если бы цену на перелет подняли до $7000, «Конкорды» могли бы оставаться рентабельными даже в условиях подорожания топлива. Однако решение было уже принято, и вскоре величественные остроносые лайнеры раздали по музеям, а пассажирская сверхзвуковая авиация ушла в историю.

Маленький первопроходец

Возродится ли она? В формате больших лайнеров типа Ту-144 или «Конкорда» пока близких перспектив не просматривается. Но для людей состоятельных, которых не особо интересует цена на билет, есть хорошие новости. В наши дни наблюдается всплеск интереса к созданию сверхзвуковых бизнес-джетов, самолетов малой вместительности для небольшого количества пассажиров. Дальше всех продвинулась молодая компания Boom Technology из города Денвер, штат Колорадо. Осенью прошлого года она представила самолет XB-1 Baby Boom, похожий своим видом и размерами на истребитель. Его длина чуть больше 20 м, размах крыльев – 5,2 м, максимальная взлетная масса – 6100 кг. Самолет оснащен тремя турбореактивными двигателями General Electric J85-21 с тягой 1588 кгс каждый. Двигатель был разработан еще в 1950-х для крылатой ракеты воздушного базирования ADM-20 Quail. Машина сможет лететь на крейсерской скорости 2,2 М и имеет дальность порядка 1800 км. XB-1 – еще не бизнес-джет, а демонстратор технологий, благодаря которым основатели стартапа надеются вывести на рынок сверхзвуковой лайнер вместимостью 45 пассажиров. Именно такое количество мест специалисты Boom Technology считают оптимальным с коммерческой точки зрения. Демонстратор ХB-1 должен совершить первый полет в следующем году, а бизнес-джет, который также будет выполнен по трехмоторной схеме, как планируется, закончит сертификацию в 2023-м. Самолет предполагается выпускать как в версии частного бизнес-джета, так и лайнера малой вместительности, который сможет совершать регулярные рейсы. Да, билеты будут недешевыми, за трансокеанский перелет (например, между Лондоном и Нью-Йорком) придется заплатить порядка $5000, однако это сопоставимо с ценой за место первого класса на той же дистанции, если речь идет о дозвуковом лайнере.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Как создавалась программа FaceApp

Популярная механика
Найти свой ритм Найти свой ритм

Почему нам не хватает времени?

Psychologies
Холодный карлик и его обитатели Холодный карлик и его обитатели

Есть ли жизнь на WISE J0855-0714?

Популярная механика
Как ужаленный Как ужаленный

Укусы ос, комаров и клещей — история неприятная и довольно опасная

Добрые советы
Что естественно, то прекрасно Что естественно, то прекрасно

Нас будут окружать вещи, соавторами которых наравне с людьми выступят компьютеры

Популярная механика
Любовь Успенская Любовь Успенская

Любовь Успенская: «Я вообще-то не москвичка. И даже не россиянка»

Esquire
Голографическая реальность Голографическая реальность

Инновационный head-up-дисплей дополняет полезной информацией реальный мир

Популярная механика
Легенды и мифы советского спорта Легенды и мифы советского спорта

Топ-10 легендарных спортсменов России

Esquire
Геолог на Марсе Геолог на Марсе

Каково работать бок о бок с Curiosity в марсианской пустыне

Популярная механика
Марш головоногих Марш головоногих

Алексей Яблоков разобрался, почему в стране митингуют

GQ
Третий путь атомной энергетики Третий путь атомной энергетики

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Популярная механика
Вадим Казаченко. Изображая жертву Вадим Казаченко. Изображая жертву

Ольга жаждала славы. И получила ее, пусть и скандальную, разыграв роль жертвы

Караван историй
Иван Васильевич меняет биографию Иван Васильевич меняет биографию

Как физики расследуют преступления, совершенные сотни лет назад?

Популярная механика
Война и мир Федерико Урибе Война и мир Федерико Урибе

Самые известные его работы сделаны из стреляных гильз и патронов

Популярная механика
Массимо Каррера Массимо Каррера

Правила жизни Массимо Каррера

Esquire
«Мы врем своим телом с утра до вечера – и другим, и себе» «Мы врем своим телом с утра до вечера – и другим, и себе»

Как складываются у нас отношения с телом? Умеем ли мы понимать его сигналы? Действительно ли тело не врет? И наконец, как с ним подружиться? Отвечает гештальт-терапевт Марина Баскакова.

Psychologies
Дело Хоттабыча Дело Хоттабыча

Какова плата за попытку ворошить прошлое

Русский репортер
На даче без незадачи На даче без незадачи

Ухаживать за грядками, стричь газон, освежать новой краской забор – тяжелый труд

Лиза
Елена Ксенофонтова: Я очень люблю дарить подарки Елена Ксенофонтова: Я очень люблю дарить подарки

Интервью с Еленой Ксенофонтовой

Лиза
Гений места Гений места

В «Барвихе Luxury Village» придумали свадьбу под ключ

Vogue
Теплое местечко Теплое местечко

Топ 8 южных курортов, где можно прекрасно отдохнуть на море

Лиза
Теперь всё можно Теперь всё можно

Мы нашли 25 доказательств, что жизнь в 30 становится понятнее и счастливее

Cosmopolitan
Большая игра Большая игра

Сергей Карякин: сделать шахматы популярнее футбола и стать суперзвездой

Vogue
Банкиры на промысле Банкиры на промысле

Московские финансисты завладели крупнейшей рыбопромышленной компанией Сахалина

Forbes
Логика Ло Логика Ло

За что мы столько лет любим Джей‑Ло

GQ
Дом или барак Дом или барак

Что будет на месте снесенных пятиэтажек, если строить как всегда

Русский репортер
Аманда Сейфрид Аманда Сейфрид

О новом аромате, бесстрашии и сумасшедших поступках

Cosmopolitan
Текст Текст

Глава из нового романа Дмитрия Глуховского

Esquire
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Сергей Бурунов: Дадут «Оскар», скажу: «Спасибо, тронут» Сергей Бурунов: Дадут «Оскар», скажу: «Спасибо, тронут»

Как актер справляется с ежедневным стрессом и почему не улыбается без причины

Лиза
Открыть в приложении