Гонка за орбитальный кинематограф
Полвека назад мы выиграли гонку с первым человеком в космосе, а теперь выиграли и другую: Россия первой в мире сняла на орбите художественный фильм.
«Популярная механика» поговорила об этом уникальном событии с главным режиссером, сценаристом, оператором-постановщиком и осветителем фильма в одном лице Климом Шипенко и продюсером Алексеем Троцюком.
Вызов
Американцы начали первыми: в мае 2020 года Том Круз и Илон Маск сообщили о планируемой съемке на Международной космической станции (МКС) первого в мире боевика в космосе. Съемку полностью поддержало NASA, заявив, что нуждается в поддержке шоу-бизнеса для популяризации своих планов. Лететь в конце 2021 года собирались Том Круз и режиссер Дуглас Лайман (который снял, в частности, «Идентификацию Борна» и «Мистер и миссис Смит») на четырехместном корабле Crew Dragon от SpaceX.
Через три дня после американцев о планах снять фильм на МКС объявила и Россия. Роскосмос, Первый канал и киностудия Yellow, Black and White (YBW) сообщили о начале работы над картиной «Вызов». Против Илона Макса и Тома Круза мы выставили своих тяжеловесов – генерального директора Первого канала Константина Эрнста и руководителя Роскосмоса Дмитрия Рогозина. На орбиту так же планировалось отправить двух человек, да и сроки совпадали – до конца 2021 года. В поддержку проекта высказался и Владимир Путин. Американскому же президенту было не до кино: в январе протестующие штурмовали Капитолий.
Если примерно треть «Вызова» снята в невесомости на орбите, то почти все доступные фотографии по подготовке фильма сделаны на Земле.
Медиаподдержка у американского проекта оказалась мощнее, но с реальными планами мы продвигались успешнее. В ноябре 2020 года стало известно, что киноэкспедиция стартует 5 октября и под нее забронирован корабль «Союз МС-19».
Экипаж
По сюжету героиня Юлии Пересильд прилетает на МКС, чтобы сделать срочную операцию и спасти жизнь космонавту. Детали сценария держатся в секрете, даже фотография со станции доступна только одна. Но точно известно, что снимать в космосе решили настоящее полнометражное кино, перенеся на орбиту технологию земного кинопроизводства. Однако на Земле в процессе съемок заняты одновременно более полусотни человек, в космос же могли послать только одного. Если не считать актрису. Ничего подобного никто раньше не делал.
Требования к кандидату были беспрецедентными: он должен быть первоклассным режиссером, оператором и осветителем. По словам генерального продюсера YBW Алексея Троцюка, альтернативы не было: подходил только Клим Шипенко. У Шипенко имелись все перечисленные навыки, плюс он еще и драматург, то есть умеет действовать, чувствует историю и может адаптировать ее к обстоятельствам. К тому же он фильм про космос уже снимал, «Салют-7» – это его картина. И он режиссер самого кассового фильма в истории российского кинематографа – «Холоп». «На Земле Шипенко достиг всего, – говорит Алексей Троцюк. – И был невероятно мотивирован. Идеальная кандидатура, которому можно доверить проект».