Чем трансзвуковой аэродинамический комплекс Т-128 привлекает авиастроителей

Популярная механикаHi-Tech

Главная труба ЦАГИ

Чем трансзвуковой аэродинамический комплекс Т-128 привлекает производителей самолетов и ракет со всего мира.

Текст: Юрий Грановский

Почти каждый аппарат, что создается в нашей стране, способный подняться в небо или даже выше, проходит через Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). На территории научно-испытательного комплекса в подмосковном Жуковском находится более 60 аэродинамических труб и газодинамических установок, многие из которых уникальны. В них можно смоделировать условия полета практически при любых условиях – как на малых, немногим быстрее обычного ветра, скоростях, так и на совершенно умопомрачительных, в 25 раз превышающих скорость звука в атмосфере.

Лицо Жуковского

Самое большое впечатление на неискушенных посетителей обычно производит установка Т-101 – самая большая дозвуковая аэродинамическая труба в Европе и вторая в мире по размерам рабочей части (той, где находятся объекты испытаний). Оно и понятно – монструозное сопло сечением 24 х 14 м, через которые два вентилятора общей мощностью 30 МВт прогоняют со скоростью до 52 м/с ревущий воздушный поток, мало кого оставят равнодушным. В «сто первой» испытывают не только модели, но и реальные самолеты и вертолеты – в ее рабочей части помещаются аппараты с длиной фюзеляжа до 30 м и размахом крыльев до 18.

Но специалисты обращают внимание не только на размеры. «Лицо института, да и всего города Жуковского – это трансзвуковая аэродинамическая труба Т-128», – считает заместитель начальника отделения аэродинамики силовых установок ЦАГИ, профессор, заведующий кафедрой факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ Сергей Босняков. Пусть не такая большая, как «сто первая», эта установка может похвастаться не меньшим количеством рекордов в своем классе. И уж точно куда большей научной и практической значимостью. В свое время ее постройка вывела нашу страну на лидирующие позиции в авиакосмической индустрии, позволив кардинально – втрое, как оценивают специалисты – расширить фронт экспериментальных исследований в области аэродинамики.

На трансзвуке

«Наша Т-128 – крупнейшая в Восточном полушарии трансзвуковая аэродинамическая труба переменной плотности с компрессорным приводом», – с гордостью рассказывает начальник лаборатории отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Антон Горбушин. Столь громоздкое определение отражает, как много уникальных технических решений и инновационных подходов было заложено в установку при ее создании. Впервые о Т-128 задумались еще в 1950-х, но проекту долго не давали ход. В окружении тогдашнего первого секретаря Никиты Хрущева считали, что развивать авиацию необязательно, а главное – строить ракеты. Но пару десятилетий спустя стало понятно, что трубу все же необходимо строить, иначе отстанем от Америки с Европой.

Первый пуск компрессорной установки – «сердца» Т-128 – состоялся в декабре 1982 года, а официальной датой рождения аэродинамической трубы считается 1983 год. «До настоящего времени еще не использованы все ее экспериментальные возможности, заложенные в проект», – говорит Горбушин.

Трансзвуковых установок – то есть таких, в которых создается воздушный поток с числами Маха в районе 0,8–1,2, что примерно соответствует сверхзвуковым скоростям до 1400 км/ч, – в мире всего 11 штук. Только две из них имеют рабочие части большего размера, чем Т-128 – это 16-футовая (4,88 х 4,88 м) труба в научно-исследовательском центре им. Арнольда (AEDC) и 11-футовая (3,35 х 3,35 м) центра имени Эймса в NASA. Но все они, включая вышеупомянутые, куда более старой постройки, примерно 1950–1960-х годов. Т-128, при сравнимой рабочей части размерами 2,75 х 2,75 м, куда более современная и технологически продвинутая. Кроме того, в 2008 году инженеры и разработчики ЦАГИ провели глубокую ревизию ее измерительного и технологического оборудования. Позднее были модернизированы системы охлаждения воздуха, смазки подшипников компрессора

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Холодный карлик и его обитатели Холодный карлик и его обитатели

Есть ли жизнь на WISE J0855-0714?

Популярная механика
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Открыть в приложении