Загрузи новую реальность
Суперпремьера этой весны – футуристический блокбастер «Первому игроку приготовиться» от самого кассового режиссера и продюсера всех времен и народов Стивена Спилберга. Выход фильма на экраны в России – 29 марта.
О первом игроке
Когда я прочел «Первому игроку приготовиться», меня накрыла волна предвосхищения будущего и воспоминаний о прошлом одновременно. Внезапно я увидел то будущее, которое описал Эрнест Клайн, и оно не шибко отличалось от того варианта, который представлял себе я сам. Это мир антиутопии. Мировая экономика рушится. Самое время куда-то убежать, поэтому виртуальная реальность становится супернаркотиком.
Про социальные сети
«Первому игроку приготовиться» показывает следующий шаг в эволюции социальных сетей. Люди полностью погружаются в виртуальную жизнь, ты быстро узнаешь какие-то особенности поведения своих сетевых друзей, но ты не можешь быть уверен в том, что действительно знаешь этого человека, пока не встретишься с ним вживую. Поэтому ты всегда будешь гадать, правду ли рассказывает о себе собеседник или нет.
Про восьмидесятые
Восьмидесятые были потрясающим временем, и я надеюсь, что фильм вернет нам это ощущение потрясности. Я люблю восьмидесятые. Наверное, я согласился снимать «Первого игрока» в том числе и потому, что он вернул меня обратно в восьмидесятые и позволил творить на съемочной площадке все, что я хочу.
Я очень уважительно подошел к первоисточнику и на каждом шагу советовался с Эрни, чтобы перенести основу истории на экран без потерь. Правда, я вырезал из сценария большинство отсылок к моим собственным фильмам за исключением «ДеЛореана» и парочки других пасхалок. И я был очень рад, что и без меня в восьмидесятые нашлось много прикольных вещей.
Поверьте, восьмидесятые были отличным временем для подростков. Тогда в обществе отсутствовала атмосфера всеобщего цинизма. Героям «Первого игрока» хватает цинизма и в реальной жизни, ведь на самом деле они живут на осколках былой цивилизации, рухнувшей в первой половине XXI века.
***
Оставшаяся часть моего школьного дня пролетела быстро – пока не начался последний урок, латынь. Большинство студентов выбрали иностранный язык, который мог пригодиться им в жизни, – например, китайский, хинди или испанский. Я же решил взять мертвый язык, потому что его когда-то изучал Холлидэй. Увы, наша училка, мисс Рэнк, была просто не способна сделать свои занятия хоть сколько-нибудь интересными.
Во время урока программа не позволяла ученикам открывать никакие данные и приложения без разрешения учителя. К счастью, еще в первый свой год в виртуальной школе я обнаружил баг в программе библиотеки и обеспечил себе возможность открывать любую из хранящихся там книг – включая «Альманах Анорака». В последние пять лет эта книга стала для меня библией.
«Альманах» содержал тысячи ссылок на любимые книги, фильмы, сериалы, песни, комиксы и видеоигры Холлидэя. За пять лет я прочел все книги из рекомендованного списка. Курт Воннегут, Стивен Кинг, Терри Пратчетт, Брэдбери, Толкиен, Желязны.
Я проглотил все, что Холлидэй именовал «Священными трилогиями»: «Звездные войны» (сначала оригинальную трилогию, потом приквел, именно в таком порядке), «Властелин колец», «Матрица», «Безумный Макс», «Назад в будущее», «Индиана Джонс»…
Я также впитал полные фильмографии всех его любимых режиссеров – Кэмерона, Гиллиама, Джексона, Финчера, Кубрика, Лукаса, Спилберга, Тарантино – и, конечно, Кевина Смита.
Я устроил себе экспресс-курс по мульт фильмам, которые в восьмидесятые годы показывали утром по субботам. Я знал поименно всех треклятых роботов и трансформеров. Я был одержим. Моя успеваемость в школе страдала, но мне было плевать.
Видеоигры были моим коньком. Я прошелся по всем жанрам и игровым платформам. Классические аркадные автоматы, персональный компьютер, консоли и портативные игровые системы. Текстовые квесты, шутеры от первого лица, ролевые игры.
На первой странице «Альманаха Анорака» значилось четверостишие, которое Холлидэй процитировал в своем «Приглашении».
Три тайных ключа от трех тайных врат —
За ними скрывается много преград.
Тот, кто не страшится всех ужасов ада,
Достигнет места, где ждет награда.
С первого прочтения можно было прий ти к выводу, что это единственная прямая отсылка к Охоте во всей книге. Но затем, копнув поглубже, я нашел скрытое послание. По всему тексту были разбросаны помеченные буквы – на каждой из них была крошечная, едва различимая засечка. Всего их в книге оказалось сто три. Я записал их в «дневнике Грааля» в порядке появления, и они сложились в стишок. Я чуть не умер от восторга, прочитав то, что получилось:
Медный ключ ожидает путников
В гробнице, полной ужасов.
Надо много узнать,
Чтобы место занять
Среди самых удачливых умников.
Конечно, другие пасхантеры тоже нашли это послание, но у них хватило ума помалкивать о своем открытии. Однако, когда скрытое послание все же стало достоянием общественности, пасхантеры нарекли его «Лимериком». Весь мир знал Лимерик уже почти четыре года, но никто, похоже, до сих пор не догадался, что он значит. Никто еще не нашел Медный ключ.
Медный ключ ожидает путников. Ну, тут вроде все ясно. В гробнице, полной ужасов. Вот эта строчка уже похитрее. По ходу исследований я обнаружил старое приложение к игре Dungeons and Dragons, которое называлось Tomb of Horrors и было опубликовано в 1978 году. Увидев заголовок, я сразу понял, что именно на него намекает Лимерик. В старших классах Холлидэй и Морроу много играли в D&D.
Tomb of Horrors представляла собой тонкий буклет, или модуль. Он содержал подробные карты и описания каждого уголка подземного лабиринта, населенного нежитью. Разобравшись в механизме древних ролевых игр, я понял, что модуль D&D, по сути, был примитивным эквивалентом квеста в OASISе, а персонажи D&D – прообразом аватаров. В какой-то степени настольные игры были первыми симуляциями виртуальной реальности, созданными задолго до того, как компьютеры обрели достаточную мощь для выполнения подобной задачи. Это открытие потрясло меня до глубины души. Я совсем по-другому стал смотреть на охоту за пасхальным яйцом. Теперь я представлял ее очень сложным модулем D&D, а Холлидэя – мастером, несмотря на то что он управлял этой игрой с того света.
В OASISе было тысячи миров, и в любом из них Холлидэй мог спрятать свою версию Tomb of Horrors. Если обыскивать все планеты по очереди, на это уйдет целая вечность. Даже если найти деньги на телепортацию.