Кроличьи сказки
Вот уже без малого 70 лет главный символ PLAYBOY – голова кролика – вдохновляет художников всех мастей и направлений – от «Фабрики» Уорхола до исследовательской лаборатории Массачусетского технологического института. Перед тобой – галерея наших любимчиков
За несколько недель до сдачи в печать первого выпуска PLAYBOY идеолог издания, имя которого знает каждый, и графический дизайнер Артур Пол приступили к созданию символа, способного визуально передать суть рождающегося журнала. «Я хотел сделать что-то простое и способное к перевоплощениям», – говорил Пол в документальном фильме 2018 года о своем влиянии на отношения искусства и издательского дела. Но тогда, в 1953 году, арт-директор PLAYBOY понятия не имел, что его изящный и озорной кролик с торчащими ушками и в галстукебабочке, набросок которого он сделал за полчаса, станет наиболее узнаваемым силуэтом в мире. «Если бы я тогда мог представить, насколько важным станет этот зайчишка, – сказал Пол, – то я, наверное, перерисовывал бы его множество раз... А так я просто сделал один рисунок, и все».
Но одной попытки оказалось достаточно. На обложке этот символ появился к третьему номеру (в предыдущих двух выпусках кроличья голова мелькала внутри журнала). А с 1960-х эмблема с кроликом стала появляться практически на каждой обложке – иногда явно, иногда хитро замаскированно. Фан-база кролика-символа быстро вышла за рамки журнала: в 1959 году в чикагский головной офис из Нью-Йорка пришло первое письмо с изображением кролика вместо адреса; к 1964 году Общество печатного дела присудило профилю кролика одно из призовых мест в списке созданных в Америке логотипов. После того как Пол выразил свою «простую» идею, прошло 70 лет. Художники продолжают рассматривать голову кролика как «чистый холст», на который они могут выплеснуть свои фантазии – от мгновенно узнаваемой красно-голубой версии Энди Уорхола до многоцветного экспрессионизма Лероя Неймана (на фото вверху слева; для рождественской открытки 1991 года).
Рентген 1980-х
Что общего у Мэрилин Монро, банок с супом Кэмпбелл и кролика – логотипа PLAYBOY? К 1986 году все три иконы поп-культуры попали в ряды объектов, сошедших с конвейера «Фабрики» Энди Уорхола. О задании PLAYBOY для юбилейного январского выпуска 1986 года Уорхол сказал: «У меня в голове кролики». Эта работа стала одним из его последних крупных произведений перед смертью. Соединив смелые мазки ярко-розового и неоново-синего на алом холсте, Уорхол сумел в такой трактовке кроличьего профиля передать роскошь и коммерциализм десятилетия.
Сексуальный сюрреализм
В начале 1970-х PLAYBOY предложил Сальвадору Дали воплотить его эротические фантазии в фотографии. В помощь художнику в испанскую деревушку Кадакес был отправлен штатный фотограф Помпео Посар. Как видно по фотографии, наш кролик, приняв помощь пяти блондинок, играет главную роль в эскапистской визии Дали. Цель художника в этом проекте 1974 года была настолько же ясной, насколько сюрреалистичны его фантазии: «Смысл моей работы – это мотивация, наичистейшая из которых – деньги. То, что я сделал для PLAYBOY, – очень хорошо, но гонорар за мою работу – еще лучше».
Прыг-скок
В 1980-х на страницах PLAYBOY несколько раз появлялись абстрактные трактовки забавных персонажей и прогрессивные социальные идеи звезды поп-арта Кита Харинга. «Кролик №2», которого сам художник прозвал «Кролик в движении», – это перевыпуск впервые издаваемой обложки, вошедшей в серию, созданную по заказу PLAYBOY в 1986 году, за 4 года до смерти Харинга.