Переворот в Долине: почему Маск стал человеком года в мировом IT-бизнесе
Как сами реформы в Twitter, так и способы их проведения Маском приведут (в зависимости от исхода) к серьезнейшим последствиям для всей IT-индустрии, к изменениям как сложившейся корпоративной культуры, так и требований инвесторов к руководителям компаний, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант
Если бы внутри технологического сектора современного бизнеса выбирали человека года, то я бы не раз болел за Илона Маска как соискателя этого титула. В 2022 году он заслужил его, на мой взгляд, как никогда раньше. Причем и раньше он был достоин этого титула не столько за какие-то конкретные прорывные продукты своих компаний, сколько за гораздо более широкое влияние на целые индустрии в глобальном масштабе.
Заразительные примеры
Взять для начала всем известную Tesla. В середине 2022 доля Tesla на рынке электромобилей (США + Европа + Китай) составляла около 15%, а среди всех новых легковушек с любыми типами двигателей на этом же рынке — всего лишь около 2%. Никакого взрывного роста этой доли нет. Но в глобальном повороте всех медленных и консервативных автопроизводителей мира к массовому производству электромобилей именно Tesla сыграла ключевую роль: сейчас не получится найти хоть один серьезный автомобильный бренд, который в своей линейке не имеет электромобилей и не собирается наращивать их долю. Так что роль Tesla в трансформации всего мирового автопрома определяется не текущей долей производимых ею машин, а тем, что она однажды смогла заставить свернуть с привычного курса все традиционные компании.
Современная электрификация подразумевает не только переход на электрические силовые и тепловые установки взамен использующих сгораемое топливо (электромобили взамен машин с ДВС как частный случай), но и серьезнейшие преобразования энергетических систем многих стран: распределенная генерация преимущественно из возобновляемых источников, колоссальные накопители для компенсации суточного хода генерации и зависимости от погодных условий, создание инфраструктуры зарядки аккумуляторов транспортных средств. И здесь Tesla со своими продуктами тоже сыграла роль не столько технологического пионера, сколько триггера общемировых перемен энергетического сектора. Для иллюстрации масштаба: в домохозяйствах США Tesla смонтировала полмиллиона своих солнечных панелей с установочной генерирующей мощностью около 4 ГВт — это уже далеко не блажь или развлечение отдельных энтузиастов.
К концу 2022 года Tesla по многим причинам впала в немилость у инвесторов и аналитиков фондового рынка. Акции провалились в цене за год на 67%, перспективы на 2023-й не выглядят радужными. Но вот запущенные этой компанией под руководством Маска процессы в автопроме и энергетике по всему миру уже не остановить, свою великую роль он тут сыграл, как бы ни сложилась дальнейшая судьба Tesla.