Соловецкие «Вавилоны»
Соловецкие острова – туристический бренд Архангельской области, исторический памятник и один из символов России. Сюда, на Белое море, едут не только паломники, но и те, кто любит суровую северную природу и кому небезразлична полная драматичных поворотов история страны.
Во время отлива вода выглядит плоской как зеркало, ни малейшей ряби. Обнажившиеся камни вместе с облаками отражаются в ней и кажутся висящими в воздухе небесными островами.
Такие чудные тихие дни в этих местах бывают, но чаще – ветер или дождь. На Соловках зябко даже летом, а лето короткое. Все живое на островах торопится жить и цвести. Нужно успеть войти в силу и разбросать семя, пока не наступили морозы. Здесь яростно борются за внимание пчел такие растения, которые в других широтах и климате не увидишь рядом. Время их короткой и бурной жизни чуть длиннее за счет белых ночей.
На камнях здесь растет вековой лишайник, а во мху черная ягода-вороника, похожая на дальневосточную шикшу, только горькая – много не съешь, даже если голоден.
Когда на море тихо и идет треска или селедка, рыбаки сталкивают в воду широкие лодки-карбасы и выходят в Белое море за добычей. Кроме побуревших от времени бакенов, навигационными знаками здесь с давних пор служат монастырские кресты, установленные прямо в воде.
Соловецкий монастырь основали трое отшельников – преподобные Герман, Савватий и Зосима. Что занесло почтенных старцев в такое суровое место – неведомо. Если они искали уединение на краю света, то нашли его. Хотя издревле здесь уже рыбачили племена саамов-лопарей и успели настроить языческих могильников и лабиринтов: «вавилонов», как неодобрительно назвали их монахи.
На Заячьем острове, где этих сооружений много, монахи разобрали пару капищ и сложили из них православный крест – на всякий случай.
Чтобы показать паломникам и туристам «вавилоны», на Заячий остров ходят монастырские катера с установленными на капитанских рубках иконами, а также несколько частных корабликов. В числе последних – судно «Корсар», его капитан – женщина с калмыцкой внешностью по имени Юлия. Когда-то судном владел ее муж, но потом он умер. Пришлось брать командование в свои руки. Сама за штурвалом, сама выкидывает за борт кранцы – старые шины, сама швартует корабль к причалу.