Она была студенткой, а он ее... учил?
Нашумевший скандал о сексуальных домогательствах и сексизме в стенах МГУ вызвал бурную дискуссию. Многие возмущены произошедшим, но находятся и те, кто выступает в защиту преподавателей, замеченных в недопустимом поведении.
Основной аргумент защитников очень прост: в стенах университета все участники процесса уже достигли возраста согласия и полностью отвечают за свои действия. И кто мы такие, чтобы вмешиваться в личную жизнь взрослых дееспособных людей? Однако все не так просто.
Во многих странах мира романтические отношения между преподавателями и студентами строго запрещены, а в этический кодекс большинства именитых университетов мира входит пункт о недопустимости подобных отношений. И это регулирование «отношений взрослых дееспособных людей» имеет под собой веские основания.
Давайте разберемся, почему романы между преподавателями и студентами — очень плохая идея.
Аргумент 1. Отношения между учителем и учеником — это всегда вертикальные отношения, отношения власти. Учитель, с одной стороны, наделен знанием и правом его передавать, а с другой стороны — правом оценивать знания и умения ученика, влиять на его будущее. А власть, как известно, хороша только в регулируемых, обоснованных дозах.
Наивно полагать, что, выйдя из лекционного зала в другую плоскость, отношения власти вдруг станут равноправными отношениями двух равноценных индивидов. Перекос во власти создает удобную возможность для злоупотребления: очень сложно говорить о согласии на вступление в отношения в ситуации, когда за несогласие одна из сторон может потенциально пострадать.
Пострадать по-разному: потерять репутацию, не сдать экзамен, провалить учебный курс, пережить порцию прилюдного унижения и психологического насилия, сплетни в педагогическом коллективе и травлю со стороны преподавателя.
Да и сами отношения при таких условиях обычно строятся не на принципах равноправного партнерства. Отношения, где дисбаланс власти силен (а он обычно усиливается разницей в возрасте и жизненном опыте), чаще скатываются в абьюз, насилие и шантаж.
Просто потому, что жертве в данном случае будет практически невозможно доказать свою правоту — она же сама приняла такое постыдное решение (наверняка за оценки и прочие материальные выгоды) и получила «поделом».