Жизнь без компромиссов
У актрисы Софьи Эрнст насыщенная пора. В Московском Художественном театре имени А.П. Чехова в конце февраля состоялась премьера спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода», где Соня играет одну из главных ролей. Фильм «Северный ветер» появился на экранах в начале февраля, и это тоже творческий союз с Литвиновой. А на Первом канале сейчас идет новый многосерийный фильм «Угрюм-река» по знаменитому роману — семейной саге Вячеслава Шишкова. Софья Эрнст — в роли героини, которая проживает сложнейшую драматическую судьбу.
Соня, я тебя поздравляю сразу с тремя премьерами. Это же счастье для актрисы, когда одна творческая история перетекает в другую. Понятно, что это со - впадение, но ничего в жизни просто так не бывает.
Правда?
Мне кажется, да. При этом у тебя большая семья, трое детей. У тебя сейчас должна быть абсолютная эйфория.
Я не знаю, не успеваю об этом подумать. Я просто живу очень быстро — не приходится скучать. У меня каждый день много задач. Например, даже отдохнуть возводится в ранг задачи. Когда у меня возникает эта задача, я пытаюсь с ней добросовестно справиться. Всему свое время. Почти весь прошлый год я провела дома, сидя с детьми, я не работала, как и многие. Мне повезло, что прямо под занавес пандемии у нас родился малыш...
Сыночек.
Да, и я с ним возюкалась. Не только с ним, но и со всеми детьми. Я не знаю, было бы так, если бы не пандемия, но у меня вот так совпало: я занималась домом, а как начала немного рассеиваться пандемия и ста - ла появляться какая-то работа, я к тому времени уже могла оставлять малыша. И тут мы плотно ушли в выпуск спектакля «Звезда вашего периода». А что касается премьер телевизионных и кинопремьер, это, конечно, приятно, но с ними я рассталась, отснявшись и озвучив своих героинь, — теперь я как-то не очень переживаю за это, потому что ничего больше сделать не могу.
В этом смысле театр дает возможность актеру развивать свою роль и дальше, уже после премьеры.
Вот именно.
Сейчас, Соня, интересно за тобой наблюдать. Ты пока еще в своей повседневной одежде, а лицо уже в гриме из «Звезды вашего периода»: длинная коса, прилизанные волосы…
Ну пока я еще не перестроилась, потому что у этой героини, Любочки, абсолютно своя неповторимая пластика и специфический голос.
Да, такой низкий, басистый.
Мне после спектакля нужно время, чтобы обратно «надеть» свой голос. Самое приятное, когда до меня доходят такие зрительские отзывы: «Где же Соня?» либо «Кто играет эту Любу?» Меня не узнают, и это здорово.
Твоя Люба, «женщина с лопатой», как про нее говорят, — мистический образ, с одной стороны, а с другой — в ней так много мужской энергии, тебе совершенно не свойственной. Тебя все привыкли видеть нежной, воздушной, элегантной, будь то лирические роли или характерные, но всё равно есть очевидное женственное начало, а тут Рената Литвинова развернула тебя на 180 градусов.
Мы же все приспособленцы и поворачиваемся обычно той нашей стороной, которая комфортнее людям, с которыми мы общаемся, по - этому мы и не раскрываем все свои грани. Но если я этого не показываю в обычной жизни, то совершенно не значит, что во мне этого нет. То есть? Мужской энергии, как ты сказал. Так принято обозначать, что если что-то утонченное — это женское, если что-то более грубое — мужское. А грубая сила мне тоже свойственна. В подростковом возрасте я дружила с мальчишками, занималась спортом...
Фехтованием.
Да. Ездила на сборы в спортивные лагеря, дружила всегда с парнями, мы устраивали хулиганства, я всегда была в каких-то бандах...
...предводителем?
Никогда я не была предводителем, это была невыгодная позиция.
А почему, Сонь? Почему?
Много ответственности — быть предводителем. Меня это не манит как-то, кресло руководителя или лавры предводителя, поэтому, скорее всего, я никогда не стану режиссером. Я всегда трезво оцениваю, какая ответственность приходит вместе с исполнением желаний. Я в этом смысле аккуратна очень.
Хорошие слова. Занятия фехтованием — это желание родителей? Такое необычное дело для девочки.
На самом деле фехтование — это очень женский вид спорта. Вообще, здесь выигрывает не сила, а мозг. Это набор комбинаций некоторых плюс скорость реакции, а она может быть быстрой — как у мужчин, так и у женщин.
Но тебе самой нравились эти уроки?
Меня мама отвела. Я была ужасно неспортивной, такая кругленькая, неловкая, неуклюжая. Папа страшно переживал из-за этого и хотел меня куда-то отправить.
Сколько тебе было лет?
Десять. Я занималась шпагой. Мой тренер в тот год только пришел в нашу спортивную школу, поэтому из всех тренеров выбирал себе подопечных самым последним. Вот нас всех привели, стояла такая низкая скамейка, как во всех спортзалах, помнишь, ее надо было пере - прыгнуть — я была не в состоянии. В итоге моему будущему тренеру достались одни отбросы: я неуклюжая да парень, как шпала, длинный... И вот я несколько лет училась делать выпад, потому что пятая точка меня перевешивала. Но мы с тренером подружились. Я была неглупой девочкой, так что в результате у меня всё получилось.
В общем, фехтованием ты увлеклась по-настоящему.
Конечно. Я вообще очень азартный человек. В этом есть такой манок — обхитрить, меня это очень возбуждает по-хорошему. Это как в актерстве — доля игры. В жизни я совершенно не аферистка, хотя... кто знает. Но в целом я веду такой добропорядочный образ жизни, и схемы мои все белые.
Но это же очень дисциплинирует, если ты на каком-то серьезном уровне занимаешься спортом.
Дисциплинирует, пожалуй, да. Плюс это дает очень большое пространство для проявления пубертатных взрывов, если ты понимаешь, о чем я говорю. Ты постоянно уезжаешь из дома и от родителей на сборы и соревнования — там ты самостоятельный человек, ты принадлежишь себе, там ты волен пробовать все прелести жизни.
Какие прелести жизни ты пробовала?
Ну слушай, мы гуляли, курили сигареты, пили какой-то алкоголь. Чего мы только не делали. Неужели ты никогда не был в детском лагере? Это, мне кажется, самое такое гнездо порока. (Улыбается.)
Скажи, а почему твоя спортивная история закончилась?
Она закончилась, потому что нужно было посвящать этому всю жизнь, а я не была готова к такому. Как-то потихоньку иссякло желание. Я поступила в университет.
...на экономический факультет в Питере.
Я там тусовалась, мне уже было как-то не до спорта.
И всё же, экономика — это был логичный для тебя шаг?
Ну, конечно, это всё родители. Сейчас думаю: если бы я могла отыграть назад, точно не выбрала бы экономическое образование, оно во мне мало отложилось. Я абсолютно не понимаю математическую часть этой науки. Во мне остались какие-то термины, но что за ними стоит, я не смогу тебе объяснить. Но вот, например, маркетинг дает мне понимание каких-то процессов. Маркетинговые стратегии так встраиваются в нашу жизнь, что мы идем по уже заранее прописанной за нас программе. И знания в этой области порой освобождают меня от зависимости. Я не завишу от потребления, я довольно-таки свободна, я делаю выбор в пользу того, что мне действительно нужно. Не завишу от каких-то необдуманных трат, желаний — например, купить себе новинку в сфере моды, технологий или чего-то еще. Мне это не нужно, потому что я понимаю, что это лишь работа других людей, это их жизнь, и я от этого свободна.
Ты сейчас выглядишь очень стильно: красная юбка, бежевая кофта...
Спасибо большое! Юбку сшила моя подруга...
...и грубые черные ботинки.
Ботинки я купила восемь лет назад. Они дорогие, это Chanel, это очень хорошие ботинки, и я их ношу уже восемь лет. И мне не нужны каждый год новые ботинки, потому что у меня уже эти есть. Мне Костя (Константин Эрнст, муж Софьи. — Прим. OK!) рассказывал историю, мне она очень понравилось. Он спросил как-то у Юрия Антонова: «Почему вы не пишете новые песни?» А тот говорит: «Пусть новые песни пишут те, у кого старые плохие». Вот и я говорю: «Зачем мне новые ботинки, если у меня старые хорошие?»
Ну ты же всё знаешь про маркетинговые ходы, тебя в этом смысле не проведешь.
Да, не проведешь, но, поскольку я успела поработать в моде, я понимаю, что такое крутое качество, круто посаженные вещи. Мне очень повезло, поскольку моя ближайшая подруга Маша Белик — модельер, у нее свой бренд, она шьет специально на меня, поэтому проблема выходов на красные дорожки для меня полностью закрыта. Мне очень нравится, когда вещь персонализирована. Мой друг Фрол Буримский тоже открыл свой Дом моды. И вот он мне сшил костюм, который я буду носить долгие годы, он был посажен специально на меня.