Задача с тремя известными
В этом году у режиссера Анны Меликян три премьеры: сериал «Нежность» и два фильма — «Фея» и «Трое». Фильм «Трое» — история классического любовного треугольника (муж – жена – девушка из Петербурга), которую Анна показала на «Кинотавре», 3 декабря выходит в прокат. ОK! представляет летнюю съемку и зимний разговор с автором самых трогательных и честных фильмов о любви в современном российском кинематографе.
Аня, давайте начнем с городов. В 2017 году вы выиграли конкурс и получили приз «За создание образа Москвы в киноискусстве». То есть вас официально признали «певцом Москвы». «Трое» — первая работа, в которой появляется Петербург?
Не совсем. Два года назад я сняла там короткометражку «Нежность», которая вылилась потом в сериал. Тогда я поняла, что мне очень хочется вернуться, приехать с большим фильмом и что-то в этом городе поснимать.
В фильме «Трое» у вас такой классический Петербург для москвичей…
(Смеется.) ...Михайловский замок... Невский... Туристический.
Ну да. Для нас Москва — это работа, проблемы, семья, ремонт, а Петербург — мистика, спонтанность, утопиться в Неве, влюбиться. Для вас так и есть?
Думаю, да. Притом что я обожаю Москву (моя любовь видна в моих фильмах), для меня это разум, мозг, а Петербург — все-таки душа. Это разное, и человек не может жить без того и без другого. Я очень часто уезжаю в Питер писать сценарий. Или пить, веселиться и радоваться жизни. Или просто выдохнуть, подумать, почувствовать что-то важное и вернуться опять в эту гонку под названием Москва.
А бросить гонку и сбежать на год, на два не было желания?
Самое долгое мое присутствие в Питере случилось в этом году. Я просидела там целый месяц. Это был февраль. Очень солнечный. Я почему-то решила, раз я снимала «Трое» в этом городе, значит, должна там монтировать. В первые дни я думала, как было бы здорово купить здесь какую-нибудь прекрасную квартиру, стариться и умирать. Но через месяц наконец ощутила этот город, всю его тяжесть. Объяснить это словами невозможно, но Петербург тебя сдавливает, сжимает. Для меня Петербург по-прежнему остается очень творческим местом, куда я обожаю приезжать, но жить я бы там не хотела никогда.
Правда, что ваше любимое место в Москве — Крымский мост?
Это идет из детства. Рядом с моей школой был огромный мост, и я очень часто убегала с уроков и просто гуляла по этому мосту, высчитывала столбики. Был какой-то определенный «мой» столбик, рядом с которым я любила постоять. И эта любовь к мостам перекинулась на Москву, на Крымский мост, который я обсняла, но это вроде прошло у меня. Вообще, я уже охватила щупальцами весь город. (Смеется.) Когда я езжу по Москве, мне кажется, что я езжу по своей съемочной площадке. Это очень странное ощущение — везде видеть сцены из своих фильмов.
Весной вы выпустили «Фею». Осенью — «Нежность». 3 декабря выходит «Трое». Урожайный год?
Да, действительно урожайный. Это какая-то нечеловеческая нагрузка и совершенно для меня нетипично. Обычно я делаю всё последовательно. Закончу с одним — и начинаю вынашивать, думать над другим.
Это всё автономные истории или есть связь?
Я об этом не думала, но, кстати да, в «Трое» и «Фее» есть связь с личностью Андрея Рублёва. Форма фильма «Трое» выросла из идеи иконы «Троица», в композиции которой есть только три ангела и ни одного второстепенного персонажа. Я сейчас говорю только о форме. Ничего глубокого и серьезного. Меня так вдохновила эта история, что я захотела перенести ее в обычный любовный треугольник. А в «Фее» связь прямая.
Мне показалось, что в «Фее», когда на экране православная икона, в саундтреке звучит католический хорал. Или так и есть?