«Каждая женщина умеет мечтать»
Первая премьера МХТ имени А.П. Чехова в новом году — спектакль «Космос» режиссера Нины Григорьевой по пьесе Алексея Житковского. О своей героине, а также о роли в новом фильме «Время года зима», идущем сейчас в прокате, рассказывает Евгения Добровольская
Эскиз «Космос» минувшей осенью стал победителем второй лаборатории «АРТХАБ», проекта МХТ, нацеленного на поиск новых драматургических и режиссерских имен. Главную роль в этом спектакле о поиске невозможной любви играет Евгения Добровольская. Ее героиня Татьяна — учительница английского языка в средней школе в Бугульме, мать взрослого сына и уже двадцать лет как вдова. Кажется, что ее жизнь развивается по раз и навсегда заведенному сценарию, но вдруг у Татьяны появляется призрачная надежда на счастье...
Евгения, чем вас зацепила пьеса?
Я отвечу прагматично. Пьесы, в центре которых находится женщина, всегда в дефиците. Их крайне мало. У нас же мужское царство. Мужчины — главные герои, про них пишут, их жизнь, их переживания и достижения всем интересны. А женщин, особенно женщин после 40, ни драматургия, ни кино, ни телевидение обычно не замечают. Их проблем будто бы не существует. Поэтому пьеса, где главная героиня — женщина зрелого возраста, всегда вызывает интерес. А уж если она написана так мастерски и с таким юмором, как «Космос», это вообще бесценно. Я читала «Космос» — и будто смотрела кино: все персонажи и события представлялись мне очень зримо.
Это неудивительно, ведь автор «Космоса» Алексей Житковский — профессиональный сценарист!
Алексей — чудесный. После показа эскиза на «АРТХАБе» с ним познакомились, и он мне очень понравился. Меня сложно удивить, но пьеса «Космос» удивила меня своей необычностью: захотелось сразу влезть в эту историю, расшифровать ее, сделать главную героиню Татьяну абсолютно узнаваемой, понятной и совершенно нормальной женщиной. Отнюдь не сумасшедшей, как про нее думают иногда окружающие.
На подготовку эскиза спектакля на лаборатории «АРТХАБ» отводится всего несколько дней. Такие сжатые сроки работы вызывают у вас дискомфорт или, наоборот, в этом есть какой-то драйв?
Для меня в этом безусловно есть драйв. Я не люблю репетировать долго. Мне нравится, когда режиссер и артисты готовы, когда подобрана музыка, придумана сценография — после чего постановочная группа собирается и за десять дней всё делает. У меня однажды был такой опыт: много лет назад знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси приезжал во МХАТ на постановку «Игры женщин». Он тогда сказал: я сделаю спектакль за десять дней. Нас, актеров, было трое: Екатерина Васильева, Михаил Ефремов и я. Помню, что мы очень удивились. Однако к моменту, как Занусси приехал, мы выучили тексты своих ролей, а на сцене стояла готовая декорация. Нам тогда даже десяти дней не понадобилось, спектакль был готов за неделю. И это было зажигательно и прекрасно. И знаете, мне часто кажется, что хорошо бы так и работать. Ведь настоящее событие возникает, когда люди собраны, готовы, когда они уже прошли определенный внутренний путь. И когда они понимают друг друга. С проектом «АРТХАБ» немного другая история: актеры и режиссер, как правило, видят друг друга впервые, а дальше в течение десяти дней они пытаются