Необъяснимый минимум
Пока в России пытаются ограничить, а то и вовсе запретить гомеопатические лекарства, во Франции ими пользуется примерно половина населения. Корреспондент «Огонька» побывал на родине гомеопатии, где подержал в руках священный грааль гомеопатов — трактат Materia Medica
Вот сцена, достойная пера Дэна Брауна: мы находимся на суперсовременном заводе по производству гомеопатических лекарств в пригороде французского Лиона. Здесь есть все, что только можно представить на фармакологическом производстве: от турбин, где выращиваются гранулы и шарики (те самые, что потом глотают пациенты), до цеха по расфасовке уже готовых препаратов. Все это управляется компьютерами, а попасть в цех можно, только облачившись в стерильный костюм… Казалось бы, вот оно — будущее медицины! Но при этом старинный фолиант, датированный 1884 годом, который один из сотрудников предприятия приносит для русских журналистов, вызывает не меньший интерес, чем технологические новинки. Перед нами — так называемая Materia Medica, своего рода «база данных» всех известных человеку гомеопатических веществ... Такое сочетание старого и нового, древних трактатов и передовых технологий и составляет суть современной гомеопатии… Как одно соотносится с другим? Разберемся.
Альтернативный фактор
Сначала немного цифр: мировой рынок гомеопатических лекарств на подъеме. Согласно прогнозу исследовательской компании Fact.MR, в обозримой перспективе, то есть к концу 2026 года, на планете будет продано более 1 млрд гомеопатических продуктов! Не надо думать, что гомеопатия — удел каких-то отдельных стран. Она распространена в Европе — в Германии, Испании, Великобритании (где ее поклонником является принц Чарльз) или, допустим, во Франции. Франция — это вообще страна, находящаяся на передовой гомеопатического фронта. Только вдумайтесь: 30 млн французов (или примерно половина населения) хотя бы раз применяли гомеопатические средства, 25 процентов французских врачей-терапевтов предписывают их в своей повседневной практике, а найти эти средства можно в 23 тысячах французских аптек. Убедиться в этом легко: достаточно зайти в любую лионскую аптеку — гомеопатические препараты сразу бросаются в глаза.
Почему гомеопатия настолько популярна в Европе? Одно из объяснений: современная медицина достигла предела в потреблении лекарств. Ученые пугают: бактерии, устойчивые к антибиотикам, будут убивать больше людей к середине века, чем рак и диабет, вместе взятые! Но и без них любой человек знает: постоянный прием противовоспалительных препаратов или, допустим, бензодиазепинов (сильных успокоительных средств) может вызвать побочные эффекты и, по сути, сажает наше здоровье. Здесь как раз и пригодится гомеопатия. Вот как объясняют это французские врачи, с которыми встретился корреспондент «Огонька».
— Когда я только приступила к врачебной практике, я замещала других врачей в частных медицинских кабинетах,— рассказывает врач общей практики Мартин Тассон.— Однажды меня вызвали к его пациенту: тот страдал рвотой, у него сильно болел живот. Я отправила его в больницу, и пациента прооперировали — у него развилась перфорация кишечника. При этом пациенту было всего 40 лет, он находился в прекрасной физической форме, и я задумалась: почему возникло заболевание в такой острой форме? Оказалось, недавно он вывихнул лодыжку, и врач, которого я замещала, выписал ему противовоспалительные средства! Узнав об этом, я сказала себе, что не могу подвергать жизни пациентов опасности из-за вывихнутой лодыжки, и стала искать другое решение…
Так Мартин Тассон и оказалась среди врачей-гомеопатов: она прошла специальную подготовку, получила диплом и сейчас практикует. Но Мартин — вовсе не единичный пример: во Франции в среднем 1000 медспециалистов в год получают дополнительное образование в сфере гомеопатии. Гомеопатов готовят и в других странах. Конечно, без споров тоже не обходится (недавно обучение гомеопатии приостановил медицинский факультет Университета Лилля), однако тренд налицо. Более того, во Франции гомеопатическое лечение… возмещается медицинской страховкой! 30 процентов — по государственному полису (а это около 1200 наименований), остальное — по полису добровольного медицинского страхования. Так что гомеопатия в этой стране признана на государственном уровне.