Как маленькая нейтральная Швеция стала одним из пионеров ракетостроения

Обозрение армии и флотаИстория

Шведские роботы против Балтийского флота

Иван Конюхов

Robot 04E и Rbs.15 в экспозиции Музея крылатых ракет в Арбоге. Фото Стеллана Шрёдера Энглунда. / imodeler.com

В боях Второй Мировой войны дебютировал целый арсенал новейших видов оружия. Среди них были и крылатые ракеты, впервые примененные немцами. Ознакомившись с наследием побеждённых, великие державы бросились наверстывать упущенное. Неожиданно одним из пионеров ракетостроения наряду с ними стала маленькая нейтральная Швеция.

Среди шумных соседей

Швеция всячески декларировала свое миролюбие, но в конце 30-х было ясно, что грядущая глобальная бойня заденет всех. В ноябре 1939 г. советское руководство, так и не договорившись с Финляндией о границе, решило взять свое силой. Едва окончилась эта заваруха, как немцы вторглись в Норвегию. Война заполыхала у самых границ, но к этому страна была, по крайней мере, готова. А вот позиция Британии и Франции обескураживала. Они пытались не погасить советско-финскую войну дипломатическими мерами, а использовать ее как повод для нападения на Советский Союз. Чемберлен и Деладье давили на Швецию, требуя предоставить плацдарм союзническим войскам. Лишь твердая позиция правительства и усилия дипломатов не дали втянуть тогда страну в войну. Стараниями полномочного представителя СССР Александры Коллонтай Стокгольм в итоге стал посредником на переговорах Москвы и Хельсинки. До конца войны Швеция сохраняла нейтралитет. Она выгодно торговала с Осью, но и Союзникам помогла достаточно, чтобы те об этом не вспоминали. Однако было ясно, что status quo может рухнуть в любой момент. Сколь бы гуманными ни позиционировали себя великие державы, когда запахнет жареным, они забудут и о миролюбии, и о международном праве. А нейтралитет и суверенитет сохранят лишь те, кто сумеет за себя постоять. Очередной звоночек прозвенел в 1943 году – на страну начали падать немецкие ракеты.

Места падения немецких ракет на территории Швеции. Карто-основа OSM

Даже нацистские бонзы были не настолько безумны, чтобы, увязнув в войне со всем миром, бомбить лояльное государство. Но «оружие возмездия» в масштабах Европы оказалось «слоном в посудной лавке» – даже подобрать место для его испытаний было непросто. Наименее плохим вариантом сочли остров Узедом на побережье Балтики. Малонаселенный клочок суши глубоко в тылу – вроде все условия для секретного полигона. Только до Швеции меньше ста километров – закапризничай «вундерваффе», и ему ничего не стоит «сбежать» через море. 24 декабря 1942 г. с катапульты полигона «Пенемюнде-вест» впервые была запущена крылатая ракета Fi-103, более известная, как V-1. Летом 1943 г. начались полеты со штатной системой наведения. Та изрядно «чудила», и результат не заставил себя долго ждать: 19 ноября 1943 г. в 20 км к юго-востоку от шведского города Карлскруна были обнаружены обломки «заблудившейся» летающей бомбы; 30 ноября – еще одна находка.

V-1 в музее крылатых ракет в Арбоге. На заднем плане под потолком висит Robot 310, слева у стены – Robot 315. Фото: imodeler.com

Обстрелы Лондона начались 13 июня 1944 г., то есть Швецию можно считать вообще первой «жертвой» управляемых ракет. С натяжкой, конечно: никого «вундерваффе» не убило и не покалечило, хоть и падало в довольно оживленных краях. В течение года шведы обнаружили шесть V-1 и даже одну баллистическую V-2, правда, она была не «настоящей», а прототипом зенитной ракеты. Крылатые «фау» приземлялись в двух ленах – Сконе и Блекинге. Больше всех пугала пятая находка в 40 км от Мальме, третьего по величине города страны. V-2 всего на 30 км перелетела город Кальмар.

Немцы нарывались как минимум на дипломатический скандал, да еще и «подарили» сверхсекретную техническую новинку иностранной державе. Похоже, ослепленная перспективами «чудо-оружия» верхушка Рейха давила на исполнителей требованием провести испытания как можно скорее, не считаясь ни с чем. Это было весьма опрометчиво: в мае 1944 г. шведы поделились находками с англичанами, правда, те уже не успели принять контрмер. Местные авиастроители тоже не сидели сложа руки.

В конце 30-х гг. правительство поддержало создание сильной национальной фирмы с недвусмысленным названием, чья аббревиатура сейчас ассоциируется скорее с автомобилями: АО «Шведские самолеты», Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB) . Она активно взялась за проектирование вполне современных машин, которые ближе к концу войны пошли в серию, вытесняя из ВВС импортную технику. В 1940 г. основан Национальный авиационный исследовательский институт (Flygtekniska försöksanstalten, FF) – аналог нашего ЦАГИ. Введена в строй большая аэродинамическая труба (АДТ) LT1, за ней последовала LT2 для исследования аэродинамики сооружений, дымовая установка LT3 и LT4, в которой моделировалось обледенение. В 1944 г. заработала трансзвуковая АДТ HT. Хватало и других исследовательских установок, а персонал института состоял примерно из 300 человек. В феврале 1945 г. Верховный главнокомандующий своим приказом организует Центральное управление по совместной работе в области реактивной и ракетной техники, координирующее действия армии и флота. В 1948 г. его сменило Бюро беспилотного вооружения (Robotbyrån) при ВВС, которые до того вели изыскания самостоятельно. Именно эти органы занимались обоснованием концепций и проектированием шведских крылатых ракет.

V-1 летели до полной выработки топлива, а системы самоликвидации на них, похоже, отсутствовали, так что «трофеи» находили в состоянии, вполне пригодном для исследований. Их вели на верфях ВМФ (остров Шеппсхольмен, Стокгольм) специалисты ВВС и флота. Последние в основном постигали систему наведения, явно родственную с торпедным оружием. Летом 1944 г. шведы разобрались с устройством и принципами функционирования ракет. Среди прочего была отмечена и весьма низкая точность навигации. После окончания войны данные удалось дополнить по английским материалам.

Непохожий клон

Получить подобное V-1 оружие возжелали сразу и армия, и флот, и авиация. Наиболее расторопными оказались моряки. Главный инженер Торпедной службы ВМФ граф Юхан Габриель Оксеншерна «пробил» работы по «воздушной торпеде» (Lufttorped) LT.7, прототип которой получил обозначение Robot 310 (Rb.310 , от robotflygplan – беспилотный летательный аппарат).

Юхан Габриель Оксеншерна и Торе Эдлен руководили работами по беспилотному оружию в конце 40-х…начале 50-х гг. [4]

Разработчики отталкивались от V-1, но сформировали облик, лишь отдаленно напоминавший детище «Аргуса» и «Физелера». Шведы не собирались палить по городам, им требовалась противокорабельная ракета (ПКР), причем стартующая не с громоздких наземных катапульт, а с судов и самолетов. V-1 и в Лондон-то не всегда попадала, какой же будет расход боеприпасов на поражение хотя бы военно-морской базы, не говоря об одиночном судне?! Тем более, корабль подвижен – точное указание его координат становится проблемой, а за 20 минут, что к нему будет подползать «летающая торпеда», он уже куда-нибудь уплывет. То есть, с такой системой наведения и такими параметрами целей изделию попросту не нужна дальность в сотни километров. И 800 кг взрывчатки не нужно. За счет меньшей массы топлива и боевой части стартовая масса новой разработки оказалась почти на порядок скромнее, чем у прототипа: 265 кг против 2160 кг.

Фюзеляжем Rb.310 напоминал торпеду – у него была выраженная цилиндрическая часть и эллиптический нос относительно малого удлинения. Прямоугольное высокорасположенное крыло не имело элеронов. Хвостовое оперение было двухкилевым, в передней части корпуса располагался дестабилизатор без поверхностей управления – аэродинамическая схема Rb.310 скорее «нормальная», чем «триплан». Летательный аппарат оснастили парашютной системой спасения, позволявшей использовать его повторно.

Rb.310 c V-образным хвостовым оперением [1]

Важнейшим отличием от Fi-103 стало размещение пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) внутри фюзеляжа, что резко уменьшило коэффициент лобового сопротивления ракеты. Воздухозаборники выполнены боковыми туннельного типа, без слива пограничного слоя. Коэффициент восстановления полного давления у них, конечно, хуже, нежели у лобового заборника V-1, хотя и в том, и в другом случае главной «редиской» была клапанная решетка. Но в отличие от двигателей с лопаточным компрессором, для ПуВРД не столь критична равномерность потока на входе, которая и является ахиллесовой пятой туннельных воздухозаборников. Двигатель SR7, созданный компанией STAL (Svenska Turbinfabriks AB Ljungström) работал на бензине и имел тягу 150 кгс. Старт осуществлялся с длинных направляющих при помощи пороховых ракет Bofors KR12, которые горели 0,4 с, развивая 7000 кгс. Чтобы не нарушать центровку при выгорании топлива, их подвесили под центральной частью фюзеляжа.

Осенью 1946 г. отделу разработки вооружений корпорации SAAB был передан самый новаторский узел «летающей бомбы» – автопилот. Он попал в умелые руки: подразделение Торстена Факсена как раз заканчивало уникальный бомбовый прицел, который обеспечивал бомбометание с кабрирования и после войны стал «хитом» – лицензию на него покупали ведущие авиапромышленные корпорации. Автопилот Rb.310 по сравнению с V-1 был существенно доработан. По крайней мере, на некоторых изделиях его дополняла радиокомандная система, а на перспективу планировалась установка головки самонаведения.

Автопилот Rb.310 [1]

В качестве носителей «воздушных торпед» рассматривались эсминцы водоизмещением 2400 т и лидеры в 3000…4660 т, чья разработка началась в ноябре 1946 г. Впервые в мире шведы проектировали специализированные боевые корабли управляемого ракетного оружия (УРО), да еще и устойчивые к поражающим факторам близкого ядерного взрыва. «Роботы» не допускали длительного хранения на открытых площадках, тем более, в балтийском климате, а старт со сложенными плоскостями из транспортно-пусковых контейнеров тогда был еще научной фантастикой. В итоге обслуживающее звено многое позаимствовало из артиллерии. Ракетам предстояло храниться в погребах – заправленными, но без крыльев и ускорителей. По тревоге элеватор поднимал их в боевое отделение, а пусковая команда осуществляла досборку и предстартовую проверку. И лишь после этого ракеты подавались на направляющие, которые парой размещались в поворотной башне, точь-в-точь пушечной. Время подготовки «робота» к старту – 15…20 минут, то есть скорострельность составляла не более восьми ракет в час. Помимо кораблей, ими планировали оснастить и двухмоторные средние бомбардировщики SAAB 18.

Но до готового к применению оружия было еще очень далеко. В октябре 1945 г. SAAB получил заказ на первую партию из пяти Rb.310, которую сделал примерно за год. Создание три года спустя Бюро беспилотного вооружения заметно повлияло на дальнейшую судьбу «роботов». Военные стремились сосредоточить их проектирование и производство на государственных предприятиях. С 1949 г. ракеты строились Центральными авиационными мастерскими в Арбоге (CVA). Завод по типу немецкого «Металлверка» был буквально «выкопан» в горном массиве и предназначался для поточного ремонта самолетов в боевых условиях. Но к моменту его ввода и война закончилась, и взгляды на эксплуатацию авиатехники изменились, поэтому предприятию пришлось подыскивать новые задачи. Оно стало многоукладным, занимаясь и двигателями, и электроникой, и вооружением. Со временем все большую роль играл инжиниринговый центр, и к 70-м годам в Арбоге располагался один из крупнейших в капиталистической Европе авиазаводов полного цикла. Ну а Rb.310 выпустили в общей сложности около 80 штук . Их облик был отнюдь не догмой: на фотографиях можно увидеть летательные аппараты с V-образным хвостовым оперением, крупными радиоантеннами на концах крыльев, кольцевым воздухозаборником. Бюро беспилотного вооружения было в самом начале творческого пути и стремилось перепробовать разнообразные обликовые решения. Боевые ракеты замышлялись модульными в виде широкой линейки модификаций, поблочно собираемых из унифицированных агрегатов (боевых частей, несущих поверхностей, двигателей). Сейчас эта идея стала классической, но тогда она сильно опередила свое время, так и оставшись нереализованной.

Rb.310 с кольцевым воздухозаборником [1]

Испытательный полигон разместили вблизи города и крепости Карлсборг – узлового места в системе обороны страны, которое в военную пору становилось резервной столицей. «Роботы» стартовали с разнотипных пусковых установок в сторону озера Веттерн. Неподалеку базировался 1-й полк противовоздушной обороны (Lv 1), чьими силами обеспечивалось наблюдение за испытаниями. Они шли довольно успешно – до середины 50-х состоялось 190 пусков, то есть большинство ракет пережили по два-три полета. Весной 1950 г. офицеры различных родов войск даже прошли ознакомительный курс по данной системе. Она использовалась не только для экспериментов, но и в качестве мишени. Однажды на учениях ПВО было запущено сразу 6…8 ракет, а сбить не удалось ни одной. Оптимизма этот результат не внушал: дело явно было не в высоких характеристиках Rb.310, а в неопытности тех, кто «сами не летают и другим не дают».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лица «Народной Воли». Софья Перовская Лица «Народной Воли». Софья Перовская

О Софье Перовской — девушке, прервавшей жизненный путь Александра II

СНОБ
«Отряд Икс: Секретные еврейские коммандос во Второй мировой войне» «Отряд Икс: Секретные еврейские коммандос во Второй мировой войне»

Какая задача стояла перед секретными еврейскими коммандос в операции «Юбилей»

N+1
Нет у революции конца Нет у революции конца

Новый индустриальный переворот будет серьезно отличаться от всех предыдущих

РБК
Жадность города берет Жадность города берет

«Ненасытные люди»: черная комедия, подражающая братьям Коэн

Weekend
Кладовая России Кладовая России

Не обязательно иметь загранпаспорт, чтобы увидеть парящие горы Тяньцзи

Лиза
Убеждения нелюбимых детей: 7 типичных ошибок Убеждения нелюбимых детей: 7 типичных ошибок

С какими ошибочными установками растут нелюбимые дети?

Psychologies
7 вещей, которые нельзя мыть средством для окон, и 7, которые станут после него идеально чистыми 7 вещей, которые нельзя мыть средством для окон, и 7, которые станут после него идеально чистыми

Эта жидкость может больше, чем ты думаешь, но иногда ее лучше не использовать

VOICE
Убивают микробы и увлажняют воздух: какие домашние растения помогут вашему здоровью Убивают микробы и увлажняют воздух: какие домашние растения помогут вашему здоровью

Какие растения помогут поддерживать здоровье экосистемы под родной крышей

ТехИнсайдер
Сейчас напишут Сейчас напишут

Как бьюти-блогеры меняют индустрию красоты и за что им бывает стыдно

Новый очаг
«Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство «Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство

Фильм «Обе две»: душевный и откровенный разговор о том, что болит у многих

Forbes
Черные буквы и веревка: как две девушки сделали 14 млн рублей на модных гирляндах Черные буквы и веревка: как две девушки сделали 14 млн рублей на модных гирляндах

Как гирлянда превратилась в бизнес, за которым следит более 20 000 человек

Forbes
Ближний Дальний Восток Ближний Дальний Восток

Какие уроки истории стоит не забывать современным экономистам

Деньги
Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи

Андрей Шаповалов о том, почему шаманские ритуалы не такие, как думают обыватели

СНОБ
5 лучших ролей Мэгги Смит 5 лучших ролей Мэгги Смит

Вспоминаем самые яркие роли британской актрисы из культовых фильмов

Psychologies
Утро у ворот Лувра Утро у ворот Лувра

В1570 году Карл IX подписал Сен-Жерменский мир, прекративший Третью войну

Дилетант
Неподкупное содержание Неподкупное содержание

Искусствовед Сергей Попов — о диктате денег в современном арт-мире

СНОБ
«Записки сумасшедших»: как Дмитрий Крымов превращает свою и чужую боль в метафоры «Записки сумасшедших»: как Дмитрий Крымов превращает свою и чужую боль в метафоры

Какой получилась новая работа режиссера Дмитрия Крымова

Forbes
Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача? Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача?

«Джокер: Безумие на двоих»: фильм, который одновременно восхищает и раздражает

Правила жизни
Как наладить общение с родителями партнера: 6 правил Как наладить общение с родителями партнера: 6 правил

Как партнеру наладить контакт с вашей семьей?

Psychologies
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Домашняя палитра. Как правильно подобрать цвет стен для гармонии в интерьере Домашняя палитра. Как правильно подобрать цвет стен для гармонии в интерьере

Чтобы избежать ошибок, нужно учесть некоторые правила в подборе цвета интерьера

Лиза
5 увлекательных книг о мошенниках 5 увлекательных книг о мошенниках

Книги, которые объединяет то, что их главные герои — мошенники и аферисты

Maxim
Кончается наша кассета: в чем трагедия Жени Белоусова? Кончается наша кассета: в чем трагедия Жени Белоусова?

Что мы знаем про певца Женю Белоусова?

Правила жизни
Миллиард долгов: как бывший партнер Усманова пытается продать кризисный «Эвертон» Миллиард долгов: как бывший партнер Усманова пытается продать кризисный «Эвертон»

Долги «Эвертона» превысили 1 млрд фунтов, из-за чего его не могут продать

Forbes
Почему евреи мигрировали в США и стали важной частью американской культуры Почему евреи мигрировали в США и стали важной частью американской культуры

Миграция евреев в США оказала значительное влияние на развитие культуры

ТехИнсайдер
Быть женщиной Быть женщиной

Основательница бренда OLOLOL — как опыт в бизнесе помогает строить модный бренд

Grazia
Разговаривать с собой: нормально ли это? Разговаривать с собой: нормально ли это?

Может ли внутренний диалог принести пользу? Или наоборот — причинить вред?

Psychologies
Наука, способная предсказывать: как математика помогает бороться с глобальным потеплением Наука, способная предсказывать: как математика помогает бороться с глобальным потеплением

Какую фундаментальную роль математика играет для технологического прогресса?

Inc.
Скелеты в шкафу: почему так тяжело долго жить с тайной, о которой нельзя говорить Скелеты в шкафу: почему так тяжело долго жить с тайной, о которой нельзя говорить

Как секреты влияют на нашу жизнь и почему их так трудно хранить?

Forbes
Цена убеждений: почему глобальные кризисы разрушают дружбу и как пережить эту потерю Цена убеждений: почему глобальные кризисы разрушают дружбу и как пережить эту потерю

Почему нам так больно расставаться с друзьями?

Forbes
Открыть в приложении