Новые космические бизнесы: Юсеф Хесуани
«В космосе ничего поправить в процессе уже нельзя. Нас мотивирует сложность задачи: чем она сложней, тем лучше для нас»
Руководит частной компанией, которая создала первый магнитный 3d-биопринтер, работающий на международной космической станции. Такой принтер умеет создавать ткани из живых клеток в условиях невесомости: благодаря этому изобретению можно будет не только решить медицинские задачи на земле, но и разнообразить питание людей в долгих космических полетах.
Мы планировали эксперимент за два года — это очень короткий срок для проекта, который отправится в космос. Американские коллеги совместно с NASA собирались запустить похожую конструкцию в конце 2018-го, и нам хотелось провести свой эксперимент заранее или хотя бы одновременно с ними. В итоге все удалось, и первые эксперименты по печати тканей инженерных конструкций, хряща человека и щитовидной железы грызунов были проведены в декабре 2018 года командиром отряда космонавтов Олегом Кононенко.
Подобные эксперименты нужно проводить в условиях микрогравитации. Делая их в космосе, мы развиваем сразу два направления: исследуем возможности печати тканей на орбите, в перспективе — для дальних космических полетов. При этом мы стараемся «приземлить» наши технологии для жизни на Земле: самый успешный эксперимент с керамическими материалами, которые мы научились стабильно получать сначала в космосе, был перенесен на Землю с использованием специальных центрифуг.
Надеюсь, «космические» материалы появятся в клиниках: они могут использоваться не только в хирургии или ортопедии, но и, например, для восстановления эмали зубов. Так продукт, который будет стоять на полках в магазинах, придет к нам из космоса.
Как отправить эксперимент частной компании на орбиту вместе с «Роскосмосом»? Вариант первый — получение государственного оборонного заказа. Второй, более быстрый, — вы, компания заказчика, полностью оплачиваете все виды работ. Мы оказались в такой ситуации, когда в первом случае нам не позволяет время, а во втором случае нам не позволяют ресурсы. Тогда коллеги из «Роскосмоса» идут нам навстречу, и рождается третий