«Не получилось, не Господь Бог»: как и почему стартап StudyFree задолжал сотрудникам
Более 50 бывших сотрудников образовательной платформы StudyFree, созданной одной из самых перспективных россиянок до 30 лет по версии Forbes Дарьей Крошкиной, остались в 2022 году без зарплат. Они оценивают суммарный долг перед ними в $100 000. Компания также задолжала средства подрядчикам и не выполнила обязательства перед клиентами. Forbes разобрался, как это произошло и что будет со стартапом и его сотрудниками дальше.
В январе 2022 года образовательная платформа StudyFree, которая помогает студентам поступить в зарубежные вузы со стипендией, оказалась в центре скандала: бывшие сотрудники компании обвинили основательницу платформы Дарью Крошкину в том, что ее стартап на протяжении нескольких месяцев не выплачивал им положенную заработную плату. К январю задолженность, по их оценкам, достигла $100 000.
Как выяснил Forbes, компания также задолжала средства подрядчикам и клиентам. Сейчас в Telegram есть две группы, посвященные этим проблемам. В одной из них под названием Work free for Studyfree состоят 57 сотрудников. Вторая, Studyfree collapse gathering (122 участников), помимо сотрудников, включает клиентов компании. По словам создателя второй группы и одного из клиентов StudyFree Юсе Хейке, 80–100 ее участников — пострадавшие клиенты. Сумму задолженности перед ними он оценить не смог.
Клиенты, сотрудники и подрядчики регулярно пытались связаться с Крошкиной в течение 2022 года, но та игнорировала их сообщения, рассказали Forbes сразу несколько человек. Сотрудники получили сообщения от Крошкиной только к концу года. В них она писала, что не хотела сдаваться, рассчитывала закрыть долги до конца года, но не смогла. «Не получилось, не Господь Бог. Не смогли», — писала Крошкина сотрудникам (скриншоты сообщений есть в распоряжении Forbes, предпринимательница подтвердила их подлинность). Сотрудники ждут выплат до сих пор.
До текущего скандала созданную в 2018 году StudyFree считали перспективным и стабильным образовательным проектом со стабильной бизнес-моделью. С момента основания компания получила более $5 млн инвестиций от международных венчурных фондов. В марте 2020-го Крошкина прошла сразу в два престижных американских акселератора — TechStars NYC и Berkeley SkyDeck. Тогда же она переехала в Кремниевую долину, а в 2021 году стала победительницей рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Предприниматели».
Forbes изучил анатомию кризиса в StudyFree, пообщался с самой Крошкиной, сотрудниками, клиентами и инвесторами стартапа и рассказывает, что с ним происходило в 2022 году и что будет дальше.
Потоп
В беседе с Forbes Дарья Крошкина вспоминает, что в 2021 году ее образовательная платформа StudyFree «летела как на ракете». По ее словам, в тот год стартап вырос почти в девять раз по выручке, поднял новый раунд на $3 млн и нанял «крутую команду» — на начало 2022 года в нем работало 156 человек. В 2021-м StudyFree также вышел на два новых рынка — Индии и Африки. До этого стартап работал только с российскими клиентами.
Крошкина отмечает, что среди новых сотрудников было много дорогих специалистов на позициях топ-менеджеров, компания агрессивно росла, вкладывая деньги в маркетинг. К началу 2022 года расходы выросли в разы по сравнению с 2021 годом, вспоминает предпринимательница. Но высокие траты ее не пугали: в феврале 2022-го Крошкина, по собственным словам, планировала поднять раунд А на $10–15 млн и уже получила несколько «коммитов» от зарубежных инвесторов. Какой убыток генерировал стартап в то время, Дарья не раскрыла.
Раунд не состоялся, сетует предпринимательница. После начала «спецоперации»* на Украине в феврале 2022 года инвесторы остановили переговоры. Крошкина уверяет, что тогда же американский банк заблокировал все операции по счету StudyFree из-за ее российского паспорта (предпринимательница не ответила на вопрос Forbes о принадлежащей ей доле в компании). Оттуда зарплата поступала на счета сотрудников. Выручка StudyFree также «практически обнулилась», говорит она. На тот момент, с ее слов, 60–70% средств приходило от российских клиентов, которые хотели поступить в зарубежные вузы. Но из-за санкций компания, зарегистрированная в США, не смогла принимать от них платежи. «Нас топило со всех сторон», — описывает ситуацию Крошкина.
Выручки, которую компания получала из Индии и Африки, не хватало на содержание разросшегося штата. Текущие инвесторы стартапа тоже отказывались его поддерживать, вспоминает Крошкина. Партнер инвестировавшего в StudyFree фонда Acrobator Ventures Бас Годска и Герман Каплун, директор по стратегическому развитию другого инвестора стартапа, фонда TMT Investments, от комментариев отказались.
О закрытии предыдущего раунда на $3 млн StudyFree объявил в декабре 2021-го. Однако Крошкина утверждает, что сделка была анонсирована значительно позже ее фактического завершения. По ее словам, $1,5–2 млн из этих средств стартап получил годом ранее, а оставшуюся часть — в конце лета 2021-го. Поэтому к началу 2022-го инвестиционные средства были на исходе.
«Оптимизация»
В ситуации падения доходов Крошкина, по собственным словам, решила «оптимизировать» расходы. Это в случае StudyFree означало, в первую очередь, сокращение штата. Так, в марте 2022-го стартап уволил 130 человек, признается предпринимательница. В команде осталось 26 «ключевых специалистов», включая разработчиков, продуктовых и клиентских менеджеров, которые вели коммуникацию с заказчиками.
Крошкина вспоминает, что решение о сокращении далось ей сложно: «Мы сделали это практически одним днем, когда поняли, что денег в ближайшее время не будет. Мы понимали, что надо людям сразу сказать [о проблеме], чтобы люди начали искать работу. Как это ни странно звучит, мы делали это, заботясь о сотрудниках».
Одна из уволенных сотрудниц, Надежда (она и другие работники предпочли не называть фамилии), дизайнер интерфейсов из отдела по продукту StudyFree, рассказывает, что людей увольняли «не разом», а постепенно в течение весны. По ее словам, первыми уволили сотрудников из отдела по контенту, которые писали тексты для платформы и соцсетей. Бывший дизайнер стартапа из отдела маркетинга Никита утверждает, что в конце апреля под увольнение попали сотрудники, которые отвечали за продукт. В стартапе остались команды маркетинга, поддержки клиентов и продаж. На них перевели задачи сокращенных отделов, говорят Никита и одна из сотрудниц клиентского отдела Наталья.
Дизайнер интерфейсов Надежда рассказывает, что ее уволили в середине апреля 2022-го: «Мне неожиданно пришел инвайт на встречу, и я сразу поняла, зачем. Мне было неприятно, но это было ожидаемо». К тому моменту сотруднице уже дважды не выплатили зарплату в $4500 (за февраль и за март).
Надежда вспоминает, что на встрече с ней присутствовали топ-менеджеры, но говорила на ней только Крошкина. Предпринимательница, со слов сотрудницы, рассказала о сложностях стартапа и необходимости снижать затраты. «Она вела себя очень искренне. И я была убеждена на тот момент, что она ни в чем не виновата. У меня было к ней много сочувствия. Было видно, что человек не спит, не ест», — делится впечатлением Надежда.