Не думайте об оценках: как помочь ребенку освоиться в школе за границей
Многим детям, эмигрирующим из России вместе с родителями, приходится менять школу, а вместе с ней окружение и привычный уклад жизни. Основательница международной школы Exupery в Латвии Елена Буянова рассказывает, как облегчить ребенку переход в зарубежное учебное заведение и к чему готовиться на новом месте
Какие сложности возникают в первую очередь
Родителям нужно приготовиться к тому, что поначалу учеба серьезно просядет. Когда человек начинает учиться на другом языке, ему сложно дается буквально все. Российские дети приезжают с хорошими академическими знаниями по математике, физике, химии, но чаще всего в первые месяцы впадают в некий ступор. Учиться на чужом языке действительно сложно, даже если это английский, который ребенок изучал в России. И если вы отправляете ребенка в школу с тем же академическим уровнем, что и у прошлой, успеваемость, скорее всего, упадет. Для ребенка это может стать большой демотивацией, потому что перестает получаться то, в чем он был лучшим в «родной» школе. Поэтому иногда лучше повторить год, а не гнаться за остальным классом.
Я всегда предлагаю родителям рассматривать первый год как период, когда ребенок только встраивается в новую среду. Важно, чтобы, во-первых, обучение шло на знакомом языке, а во-вторых, чтобы в школе можно было разговаривать на русском хотя бы на переменах. Это облегчит адаптацию.
Чем младше ребенок, тем проще ему усваивать язык и адаптироваться к новой культуре. В средней и особенно старшей школе эта адаптация может занять много времени, поэтому психологи часто рекомендуют выбирать школы с возможностью проживания ребенка на территории — например, в кампусе. Это создает непрерывную среду и позволяет быстрее завести друзей. Классический подход к образованию также требует, чтобы и обучение, и общение в школе были на одном языке — так ребенок быстрее перейдет к уровню носителя.
Однако языковая среда влияет на обучаемость и способности школьника по всем предметам — речь не только о владении иностранным языком. Исследование американских профессоров Вирджинии Коллиер и Уэйна Томаса, которое они вели на протяжении 34 лет, доказывает, что билингвальное обучение хотя и может привести к снижению академического знания языка, зато на 30% повышает общую успеваемость по всем предметам к концу школы (по сравнению с детьми, которые учатся на одном языке). Поэтому, выбирая школу, важно понимать, что именно для вас и ребенка важнее — знание языка или общая успеваемость.
Чем международные школы отличаются от российских
Международные школы совсем не похожи на отечественные — и к этому нужно быть готовыми. Школа Exupery работает по системе IB (IB — учебная программа Международного бакалавриата, которая рассчитана на все школьные годы и имеет свой диплом), но базовые принципы работы во всех зарубежных школах схожи.
Родители из постсоветского пространства привыкли все контролировать и держать руку на пульсе, поэтому их часто шокирует то, что в школе может не быть оценок (в системе IB их не ставят до того, как ученикам исполнится 12 лет) или домашних заданий. Младшеклассникам ничего не задают на дом в принципе. Иногда учителя могут попросить что-нибудь прочитать дома или узнать у родителей. Но в целом учеба рассматривается как отношения, которые складываются между учителем и учеником — родители здесь лишнее звено. Российские родители часто бывают к такому не готовы. Они не понимают, что их задача — поддерживать ребенка, проводить с ним время за совместными занятиями и помогать увлечься учебой, а не делать вместе с ним уроки.