Назвала дочь в честь затонувшего судна: драматичные истории граждан Российской империи с «Титаника»
Самый большой корабль в мире, символ прогресса и олицетворение светлого будущего, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года пошел ко дну вместе с мечтами и надеждами тысяч пассажиров… Среди них было около 80 уроженцев Российской империи
«Я родом из России», — говорил, давая показания на следствии по делу о гибели «Титаника», Бенуа Пикар, он же выходец из еврейского квартала в Варшаве Берк Трембицкий. Российская империя в 1912 году была «понятием растяжимым»: в ее состав входили Великое княжество Финляндское, часть современной Польши, территории Украины, Белоруссии, стран Балтии и т. д.
Практически все уроженцы империи, оказавшиеся на борту «Титаника», этнически русскими не были. Не были они и богатыми: покупали билеты в скромные каюты второго и третьего класса. Этим пассажирам выжить в катастрофе оказалось непросто: спасательных шлюпок не хватало, места в них первыми занимали богатые путешественники с верхней палубы. «Вокруг света» собрал истории «российских подданных» с «Титаника» — и спасшихся, и сгинувших в темных водах Атлантики.
Лия Акс
Родилась в Варшаве, впоследствии жила в Лондоне. На «Титанике» 18-летняя Лия с 10-месячным сыном Фрэнком Филипом плыла в Штаты к мужу Самуэлю. Тот работал в Норфолке, штат Виргиния, портным; он еще никогда не видел сына.
Ночью с 14 на 15 апреля, когда на «Титанике» началась эвакуация, молодой матери, вероятно, посчастливилось найти проводника с нижних палуб, предназначенных для пассажиров третьего класса, на верхнюю, шлюпочную палубу, где женщин и детей сажали в лодки. В очереди на эвакуацию Мадлен, 18-летняя беременная супруга миллиардера Астора, обратила внимание на стоящую рядом бедно одетую ровесницу с ребенком на руках и отдала шаль, чтобы Лия завернула в нее сына, — ночь выдалась холодная.
В суматохе Филипа вдруг вырвали из рук матери и передали на шлюпку № 11, которую уже начали спускать. Лия кричала и рвалась к сыну, но ее оттеснили от борта, а потом посадили в лодку № 13. Оказавшись на борту парохода «Карпатия», который утром подобрал спасшихся с «Титаника», Лия бросилась искать ребенка.
Женщине показалось, что она видела Филипа на руках у одной итальянки, и Лия обратилась к капитану Артуру Рострону, чтобы тот помог ей вернуть сына. Тот разыскал итальянку с младенцем, удостоверился, что Лия его мать (по данному ею описанию родинок на теле мальчика), и вручил ей Филипа. Лия была так благодарна капитану Рострону за спасение, что впоследствии, произведя на свет дочь, решила назвать ее Сара Карпатия. Но сотрудницы больницы, где проходили роды, почему-то записали в свидетельстве о рождении: Сара Титаник.
Лия Акс умерла в Норфолке в 1967 году. Одеяло с «Титаника» и шаль миссис Астор, в которые был завернут Филип в ночь катастрофы, в наши дни хранятся в Музее моряка в Ньюпорт-Ньюсе (штат Виргиния).
Абрахам Джозеф Хаймен
Уроженец Российской империи, в Англию он уехал в молодости, видимо, спасаясь от антисемитских погромов. Поселился в Манчестере, где была процветающая еврейская община. Зарабатывал на жизнь поначалу изготовлением рам для картин, потом завел лавку. Женился на местной жительнице.
Собравшись к брату в Массачусетс, 34-летний Хаймен купил билет на «Титаник». Он плыл третьим классом и на верхнюю палубу выбрался к тому времени, когда началась паника и борьба за места в оставшихся спасательных шлюпках.
«Носовая палуба была битком набита людьми, — рассказывал Хаймен впоследствии корреспонденту New York Times. — Все они толкались, хватали и били друг друга. Я шагнул с палубы и ступил на край лодки, готовой к спуску, а потом сел на свободное место. Никто мне не препятствовал. Потом оставшихся мужчин выстроили в линию вдоль борта и велели расступиться, чтобы пропустить женщин и детей. Мужчин больше не пускали».
Хаймен спасся в складной шлюпке С. Супруга и пятеро детей отказались переезжать в США, и Абрахам вернулся в Англию. Он открыл в Манчестере лавку кошерной еды под названием «Титаникс». Лавка существует и в наши дни и все еще принадлежит семье Хаймен. Абрахама Хаймена местные прозвали «человек с «Титаника». Он дожил до 78 лет.
Юозас Монтвила
Родился в Литве, близ Мариямполе, в 1885 году. В 23 года окончил католическую семинарию, был посвящен в духовный сан и получил место приходского священника в одном из сел. Однако за тайную помощь униатам — грекокатоликам, преследуемым в царской России, молодой ксендз попал под суд. Его лишили места и запретили служить.
Отец Юозас стал зарабатывать на жизнь заметками и проповедями для католических газет, а также рисованием виньеток и иллюстрированием книг — он был одаренным художником. Но такое существование тяготило священника, и он решил эмигрировать в Штаты, где уже жили брат и сестра.
В английском порту Саутгемптон отец Юозас, пассажир второго класса, взошел на борт «Титаника». На корабле он каждый день проводил службы и читал проповеди. Когда стало известно, что «Титаник» обречен, ксендз даже не пытался занять место в спасательной шлюпке. Он до последнего утешал отчаявшихся людей, принимал исповеди на тонущем корабле.
Отец Юозас погиб, тело его не найдено. Священнику было 27 лет. Литовская церковь и родственники отца Юозаса неоднократно подавали в Ватикан прошение о его канонизации, но безрезультатно (для канонизации необходимы свидетельства о совершении чуда).
Элин Матильда Хаккарайнен
На «Титанике» было около дюжины пар молодоженов. 28-летний сталевар из Пенсильвании Пекка Пиетари Хаккарайнен и 24-летняя горничная из Массачусетса Элин Матильда Долк ездили на родину в Финляндию, чтобы сыграть свадьбу. Теперь супруги возвращались в США, пусть и третьим классом, но на самом большом корабле в мире…
Ночью 14 апреля чету Хаккарайнен разбудил громкий скрежет: айсберг пропорол дно «Титаника». Пекка вышел в коридор выяснить, что это за звук, и с тех пор Элин мужа не видела. Вскоре молодая женщина услышала, что соседи подняли тревогу, и Элин, как была в ночной рубашке, прихватив только спасательный жилет и сумочку, последовала за стюардом на шлюпочную палубу, где проходила эвакуация.
Наверху Элин попыталась найти супруга, но ей велели поторопиться: в шлюпке № 15 оставалось последнее свободное место. Лодку уже спускали, женщина прыгнула туда и едва не упала в воду.