Байкало-Амурская магистраль — детище русско-японской и последующих войн

НаукаИстория

Рельсы стратегического направления

80 лет назад началось движение по первой части БАМа — участку Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.

Николай Кульбака, кандидат экономических наук

Строительство БАМа началось еще в 1930-е годы. Кузнецов Александр / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) представляла собой не просто гигантский инфраструктурный проект, но и важнейший элемент советской стратегии развития восточных регионов страны. Ее строительство прошло через множество этапов, которые были тесно связаны с трагическими и героическими страницами последних двух веков жизни России.

Войны и железная дорога

Историю БАМа следует начать с того момента, когда в России возникла идея проложить железнодорожную магистраль до Владивостока. Идея Транссиба во многом состояла в том, чтобы соединить центр Российской империи со сравнительно недавно присоединенной территорией Дальнего Востока, где Россия к тому времени начала строить крупную военно-морскую базу — Владивосток.

Русско-японская война 1904–1905 годов убедительно показала, что надежное железнодорожное сообщение с бассейном Тихого океана является единственной гарантией прикрытия восточных рубежей Российской империи. А попытка использовать для снабжения Владивостока более короткую и удобную Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), проходящую по территории Манчжурии, показала, что железная дорога все-таки должна находиться в пределах страны.

К 1916 году Транссиб был окончательно размещен исключительно на землях, принадлежащих Российской империи.

Война показала, что пропускная способность Транссибирской магистрали недостаточна для потребностей огромных пространств Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, к северу от Транссиба лежала огромная неосвоенная территория, богатая лесом, зверем и полезными ископаемыми. Поэтому практически сразу после Русско-японской войны начались изыскательские работы на месте возможной железной дороги к северу от Байкала.

Однако этот многообещающий проект с началом Первой мировой войны и последовавшей за ней революцией 1917 года оказался забытым на долгий срок.

После завершения Гражданской войны советское правительство вновь вернулось к вопросу строительства альтернативного железнодорожного маршрута. Причиной этому послужили агрессивные действия Японии.

Осенью 1931 года японские войска вторглись в Маньчжурию, вышли к границам СССР и полностью перекрыли возможность использования КВЖД. Для связи с Дальним Востоком у Советской России оставалась одноколейная Амурская железная дорога с пропускной способностью в 10–12 пар поездов в сутки, причем проходила эта дорога вдоль границы, иногда подходя к ней на расстояние до 20 км. Перекрыть ее в случае военных действий было проще простого.

Поэтому было принято решение строить новую железную дорогу, которая проходила бы на значительном удалении от границы.

БАМЛАГ и его стройка

Кроме военно-стратегической необходимости строительство магистрали диктовалось и экономическими факторами. В первой половине XX века Советский Союз активно осваивал богатые природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока, но отсутствие надежной транспортной инфраструктуры серьезно сдерживало развитие региона.

БАМ должен был сыграть ключевую роль в транспортировке руды, леса, угля и других стратегически важных ресурсов. Районы, через которые проходила магистраль, обладали огромными запасами меди, угля, золота и других ценных полезных ископаемых.

Одной из целей строительства было обеспечение экономики страны необходимыми материалами и создание условий для дальнейшего развития добывающей и перерабатывающей промышленности в восточных регионах СССР.

Для этого 13 апреля 1932 года было принято постановление Совета народных комиссаров СССР №542 «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», где, в частности, говорилось следующее:

«Предложить НКПСу:

— немедленно приступить к подготовке и производству работ по постройке Байкало-Амурской железной дороги;

— представить к 1 августа 1932 г. на рассмотрение СТО стройфинплан этой дороги со всеми исчерпывающими данными;

— обязать Наркомтруд СССР отвести НКПСу районы вербовки необходимой рабочей силы для этого строительства».

Судя по всему, с вербовкой ситуация не заладилась, поэтому уже через полгода, 27 октября 1932 года, в постановлении СНК СССР №1650/340с «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» было сказано: «Возложить на ОГПУ строительство Байкало-Амурской железной дороги с использованием для этого строительства заключенных исправительно-трудовых лагерей ОГПУ».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выиграть жену Выиграть жену

Интеллектуальные игры сопровождали калмыков с детства

Вокруг света
Настоящий папа Настоящий папа

Как установить и зарегистрировать отцовство: инструкция и сложные случаи

Лиза
«Оправдываться не следует» «Оправдываться не следует»

Андропов был зол на тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике

Дилетант
Бидермейер нашего времени Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Weekend
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками

Вспоминаем крутые фильмы с горячими девушками

Maxim
У горных горилл насчитали шестьдесят три жеста У горных горилл насчитали шестьдесят три жеста

Ученые описали жестовый репертуар диких горных горилл

N+1
На двух софтах На двух софтах

Почему российские компании продолжают работать на смешанном софте

Ведомости
На Сахалине бамбук не курят На Сахалине бамбук не курят

Аккумуляторные батареи можно собрать из водорослей и высокорослых злаков

Наука
Ученые объяснили, как идеи становятся вирусными, и почему все знают про «рыбов» Ученые объяснили, как идеи становятся вирусными, и почему все знают про «рыбов»

Почему одни идеи становятся вирусными, а другие просто исчезают?

ТехИнсайдер
Цвет и эмоции: как палитра интерьера может изменить твою жизнь Цвет и эмоции: как палитра интерьера может изменить твою жизнь

Как цвета воспринимаются нашей психикой и как они работают в интерьере

VOICE
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
В полный голос В полный голос

Что же сообщает о нас голос и как жить в согласии с ним?

Psychologies
Со всей силой мягкости Со всей силой мягкости

Писатель Ги де Мопассан с трудом поддается введению в рамки

Weekend
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире

Какой вулкан считается самым высоким, самым большим, самым опасным, самым-самым?

ТехИнсайдер
«Клиенты из Москвы смотрели на нас с недоверием». Как региональному бизнесу пробиться на глобальный рынок: опыт IT-компании из Воронежа «Клиенты из Москвы смотрели на нас с недоверием». Как региональному бизнесу пробиться на глобальный рынок: опыт IT-компании из Воронежа

Почему ключевой актив — не локация, а стратегия бизнеса?

Inc.
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога

Что делать при солнечном ожоге, чтобы ускорить заживление кожи и облегчить зуд

ТехИнсайдер
Может, чайку? Может, чайку?

Русское чаепитие: легенды, правила и советы, которые пригодятся и сегодня

Лиза
Человек и мир агентов искусственного интеллекта Человек и мир агентов искусственного интеллекта

Три сценария для поддержания человеческой уникальности в мире ИИ

Наука
«Усиливать регулирование не нужно» «Усиливать регулирование не нужно»

Глава «Билайна» Сергей Анохин о направлениях роста бизнеса телеком-операторов

Эксперт
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Китайская четверка Китайская четверка

Как оценивают кредитный рейтинг России китайские агентства

Ведомости
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
Сергей Новиков: «Опера должна быть разной» Сергей Новиков: «Опера должна быть разной»

Сергей Новиков о том, как должна развиваться современная опера

СНОБ
Мистер Х Мистер Х

Холестерин постепенно возвращает себе доброе имя

Лиза
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Открыть в приложении