Выбор профессии и будущего — сложнейшая задача

НаукаОбщество

Как студенту понять, чего же он хочет

Марина Калашникова

Традиционная система заточена под массовое образование, где единицей учебного плана является группа, а не человек. Фото: Getty Images

Сложившая в России система высшего образования видит вчерашнего школьника — своего первокурсника — как человека уже зрелого, который выбирает профессию осознанно, который пришел в университет, чтобы стать профессионалом и занять в недалеком будущем свое четкое место на рынке труда в строгом соответствии с полученной квалификацией, указанной в дипломе.

Трудно представить себе что‑то менее соответствующее реальности. Выбор профессии и будущего — сложнейшая задача. Школьник имеет весьма специфическое представление о мире профессий: его взгляд сформирован семьей, близким окружением и собственными фантазиями.

Образовательная труба и свободные науки

Традиционные программы высшего образования — так называемая образовательная труба: вход и выход предопределены четким учебным планом, вариативность реализуется на уровне отдельных курсов, специализации — в рамках кафедр одного факультета, не шире. И если студент передумал на втором курсе и решил, что социология, например, это не его, то не очень понятно, что ему делать дальше. Есть несколько вариантов: студент доучивается, потому что стыдно подвести родителей; у студента комплекс отличника, и он в принципе может хорошо учиться, даже если не нравится; студент кое-как дотягивает до диплома и заканчивает вуз, но не собирается работать по специальности; наконец, он вообще уходит из университета. Проблема в том, что российский университет в большинстве своем не ориентируется на студента как на человека. Система заточена под массовое образование, где единицей учебного плана является учебная группа, а не человек.

Иначе построены программы на принципах образовательной модели Liberal Arts and Sciences (LAS).

Слабым местом LAS считается недостаточная специализация и слабая фокусированность на серьезных «профессиональных» задачах. Так, психолог — выпускник LAS не так много изучил профессиональных курсов, как выпускник специализированной программы по психологии.

Но это разные по своим целям образовательные программы, и странно было бы спрашивать с них одинаково. Справедливости ради нужно добавить, что от критиков современного образования достается всем бакалаврским программам: неизменно подчеркивается недоученность любого бакалавра, которому место только в «Макдональдсе». Да, бакалавры — как бы «недоучки». И это нормально. После бакалавриата человек не будет и не должен быть «настоящим профессионалом».

Можно и нужно сказать, что LAS не для всех. Эта образовательная модель — для тех, кто хочет стать широко образованным, для тех, у кого сформирована такая персональная потребность. Цель современного образования — не профессия и не диплом. Образование со второй половины XX века становится частью человеческого существования. Описанный выше подход LAS — все еще инородное тело для российской системы образования, которая нам досталась от индустриальной эпохи и плановой экономики. Да и сам российский вуз нередко напоминает корпорацию. Студент — часть учебной группы. Декан факультета или директор программы руководствуется общим для всех учебным планом и образовательным подходом, а выпускники получают дипломы с одинаковой квалификацией.

В LAS вот это все отходит на второй план, в основе — внимание к каждому студенту. И конечно, у выпускников LAS могут быть и бывают трудности с выходом на рынок труда, особенно в РФ: работодатели часто не понимают, что у них за специальность. Но студент, прошедший школу LAS, умеет задавать самому себе жизненные вопросы вроде «Чем я на самом деле хочу заниматься?». С первого курса студенты учатся делать выбор, они знают, что выбор есть. И с этим же настроем и умением ориентироваться в проблемных ситуациях выпускники выходят на рынок труда. Это и есть та самая креативность, о которой много говорят в последнее десятилетие — если ты не хочешь встраиваться в систему или она тебя не принимает, создай свое пространство для деятельности.

Навык вопросов и ответов

В Liberal Arts and Sciences формируются несколько ключевых навыков.

Прежде всего это критическое мышление, то есть умение задавать вопросы. Не только вопросы почему и зачем, а более серьезные и глубокие. Вопросы о причинах и следствиях. Важно различать корреляции действий и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.

Другой навык — это умение смотреть на мир не только с собственной колокольни. Переключение оптики — очень важная вещь. В программах LAS студенту показывают разные оптики из разных дисциплинарных полей, показывают, что с разных точек зрения один и тот же объект выглядит по-разному. И разные точки зрения приводят к задаче начать диалог об этих различиях. Когда студенты в аудитории совместно пытаются ответить на сложные вопросы, то в этот момент они учатся слышать друг друга, понимать, что существуют иные точки зрения, и понимать, почему они существуют.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог

О несостоявшейся рабочей лошадке малой авиации в России – ТВС-2ДТС

Наука и техника
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Мастера маскировки Мастера маскировки

Козодои, вертишейки и гага: обычные птицы, которых так сложно найти в лесу

Наука и жизнь
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения

Простые тесты, которые помогут понять, насколько вы справляетесь со старением

ТехИнсайдер
Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты

Микролинзирование помогло обнаружить пару из красного и коричневого карликов

N+1
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Открыть в приложении