Выбор профессии и будущего — сложнейшая задача

НаукаОбщество

Как студенту понять, чего же он хочет

Марина Калашникова

Традиционная система заточена под массовое образование, где единицей учебного плана является группа, а не человек. Фото: Getty Images

Сложившая в России система высшего образования видит вчерашнего школьника — своего первокурсника — как человека уже зрелого, который выбирает профессию осознанно, который пришел в университет, чтобы стать профессионалом и занять в недалеком будущем свое четкое место на рынке труда в строгом соответствии с полученной квалификацией, указанной в дипломе.

Трудно представить себе что‑то менее соответствующее реальности. Выбор профессии и будущего — сложнейшая задача. Школьник имеет весьма специфическое представление о мире профессий: его взгляд сформирован семьей, близким окружением и собственными фантазиями.

Образовательная труба и свободные науки

Традиционные программы высшего образования — так называемая образовательная труба: вход и выход предопределены четким учебным планом, вариативность реализуется на уровне отдельных курсов, специализации — в рамках кафедр одного факультета, не шире. И если студент передумал на втором курсе и решил, что социология, например, это не его, то не очень понятно, что ему делать дальше. Есть несколько вариантов: студент доучивается, потому что стыдно подвести родителей; у студента комплекс отличника, и он в принципе может хорошо учиться, даже если не нравится; студент кое-как дотягивает до диплома и заканчивает вуз, но не собирается работать по специальности; наконец, он вообще уходит из университета. Проблема в том, что российский университет в большинстве своем не ориентируется на студента как на человека. Система заточена под массовое образование, где единицей учебного плана является учебная группа, а не человек.

Иначе построены программы на принципах образовательной модели Liberal Arts and Sciences (LAS).

Слабым местом LAS считается недостаточная специализация и слабая фокусированность на серьезных «профессиональных» задачах. Так, психолог — выпускник LAS не так много изучил профессиональных курсов, как выпускник специализированной программы по психологии.

Но это разные по своим целям образовательные программы, и странно было бы спрашивать с них одинаково. Справедливости ради нужно добавить, что от критиков современного образования достается всем бакалаврским программам: неизменно подчеркивается недоученность любого бакалавра, которому место только в «Макдональдсе». Да, бакалавры — как бы «недоучки». И это нормально. После бакалавриата человек не будет и не должен быть «настоящим профессионалом».

Можно и нужно сказать, что LAS не для всех. Эта образовательная модель — для тех, кто хочет стать широко образованным, для тех, у кого сформирована такая персональная потребность. Цель современного образования — не профессия и не диплом. Образование со второй половины XX века становится частью человеческого существования. Описанный выше подход LAS — все еще инородное тело для российской системы образования, которая нам досталась от индустриальной эпохи и плановой экономики. Да и сам российский вуз нередко напоминает корпорацию. Студент — часть учебной группы. Декан факультета или директор программы руководствуется общим для всех учебным планом и образовательным подходом, а выпускники получают дипломы с одинаковой квалификацией.

В LAS вот это все отходит на второй план, в основе — внимание к каждому студенту. И конечно, у выпускников LAS могут быть и бывают трудности с выходом на рынок труда, особенно в РФ: работодатели часто не понимают, что у них за специальность. Но студент, прошедший школу LAS, умеет задавать самому себе жизненные вопросы вроде «Чем я на самом деле хочу заниматься?». С первого курса студенты учатся делать выбор, они знают, что выбор есть. И с этим же настроем и умением ориентироваться в проблемных ситуациях выпускники выходят на рынок труда. Это и есть та самая креативность, о которой много говорят в последнее десятилетие — если ты не хочешь встраиваться в систему или она тебя не принимает, создай свое пространство для деятельности.

Навык вопросов и ответов

В Liberal Arts and Sciences формируются несколько ключевых навыков.

Прежде всего это критическое мышление, то есть умение задавать вопросы. Не только вопросы почему и зачем, а более серьезные и глубокие. Вопросы о причинах и следствиях. Важно различать корреляции действий и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.

Другой навык — это умение смотреть на мир не только с собственной колокольни. Переключение оптики — очень важная вещь. В программах LAS студенту показывают разные оптики из разных дисциплинарных полей, показывают, что с разных точек зрения один и тот же объект выглядит по-разному. И разные точки зрения приводят к задаче начать диалог об этих различиях. Когда студенты в аудитории совместно пытаются ответить на сложные вопросы, то в этот момент они учатся слышать друг друга, понимать, что существуют иные точки зрения, и понимать, почему они существуют.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Саблезубые тигры. Находки в Крыму Саблезубые тигры. Находки в Крыму

В 2018 году в Крыму при прокладке трассы была открыта большая карстовая пещера

Наука и жизнь
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

С каждым годом майнинг биткоинов требует больше ресурсов, но не останавливается

ТехИнсайдер
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
«Актив на самом деле уникальный» «Актив на самом деле уникальный»

Кирилл Ершов — о развитии подконтрольной холдингу компании «Ростагро»

Агроинвестор
Пора сажать Пора сажать

Даже если на земле еще лежит снег, пора подумать о посадках

Добрые советы
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
«Отречение Карла V» «Отречение Карла V»

Драма отречения императора Карла V в картине Луи Галле, прославившей художника

Дилетант
Сельхозтехника тормозит Сельхозтехника тормозит

В России серьезно сократились производство и продажи сельхозтехники

Агроинвестор
Началась охота на дропперов Началась охота на дропперов

База данных Банка России позволит полиции эффективнее отлавливать дропперов

Монокль
Открыть в приложении