Вести из институтов и экспедиций
Дарвин снова оказался прав!
Насекомые могли принимать участие в опылении задолго до появления цветковых растений. К такому неожиданному выводу пришли исследователи из Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН (ПИН РАН), тщательно изучив найденную в верхнеюрских отложениях Казахстана длиннохоботковую муху-шаровку Archocyrtus kovalevi. Длина хоботка мухи почти в два раза превышает длину её тела.
Возраст находки составляет примерно 160 млн лет. Но цветковые растения появились только спустя 40—45 млн лет, ближе к середине мелового периода, и поначалу имели невзрачные, маленькие цветы, которые явно не были рассчитаны на хоботок такой длины. Поэтому палеонтологи предполагают, что муха использовала свой хоботок для высасывания сладковатых выделений из шишек древних голосеменных растений — главным образом ныне вымерших беннеттитовых, внешне похожих на саговые пальмы. Обоеполые шишки некоторых беннеттитовых растений были окружены розеткой из видоизменённых листьев, которая напоминала околоцветник настоящего цветка. Десятки таких шишек, относящихся к виду Williamsoniella karataviensis, найдены в тех же слоях, что и длиннохоботковая муха. Толщина этих шишек приблизительно соответствует длине хоботка мухи-шаровки A. kovalevi (12 мм).
В наши дни шаровки с хоботками, которые по длине значительно превосходят тело, встречаются в Южной и Северной Америке и в Южной Африке. Все они высасывают нектар из цветов с глубоким венчиком, попутно опыляя их.
«Многие слышали, что Чарльз Дарвин блестяще предсказал существование на Мадагаскаре бабочки-бражника с очень длинным хоботком. Он сделал это предсказание, рассматривая мадагаскарскую орхидею, чей нектар скрывается на дне глубокого выроста околоцветника. Нам пришлось раскручивать эту цепочку рассуждений с другого конца. Сначала в наши руки попала муха с очень длинным хоботком, явно предназначенным для высасывания нектара, и затем мы стали думать, как же она могла его использовать в то далёкое время, когда цветковых растений не было и в помине», — рассказал старший научный сотрудник ПИН РАН Александр Храмов, один из авторов исследования.