Герой пьесы Чехова «Три сестры» постоянно напевает странную песенку. К чему она?

Наука и жизньКультура

Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета»

Иван Романович Чебутыкин — герой пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры» — постоянно напевает странную песенку «Та-ра-ра-бумбия». К чему она?

Доктор филологических наук Иван Пырков

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет актрисы и певицы Эмили-Мари Бушо. 1895 год. Музей искусства «Метрополитен», Нью-Йорк.

В драматургии Чехова сильны «подводные течения»: самое важное остаётся недосказанным. И, к сожалению, подтекстовый смысл несуразной чебутыкинской припевки современному читателю и нынешнему зрителю не очень понятен.

«Три сестры» поначалу приняли далеко не все читатели и зрители: фабулы практически нет, сюжет размыт, мотивировки героев не ясны. Почему, в самом деле, сёстры, стремящиеся вырваться из уездного города, просто не могут купить билет, сесть в поезд и поехать в столицу? Что им мешает? «Мы не видим реальной причины, — писал публицист и критик А. И. Богданович, — которая мешала бы им (сёстрам. — И. П.) осуществить свою мечту». Её не видят и такие театральные обозреватели, как И. П. Игнатов, М. С. Ольминский и многие другие. Выдающийся специалист в области психологии искусства Л. С. Выготский в знаменитой книге «Психология искусства» обобщил первые отклики на чеховскую пьесу, увидев в них попытку свести всю многомерность и художественную глубину «Трёх сестёр» к «драме железнодорожного билета». В самом деле, «Москва у Чехова — это образ мечты, это ”не станция ”Москва-пассажирская” или ”Москва-товарная”. Это — Москва-символическая… На такую станцию билетов… не продают».

Cёстры не едут «в Москву», они продолжают оставаться… чужими в своём собственном доме. Точно так же, если разобраться, как хозяева вишнёвого сада почему-то не продают его часть под дачи, чтобы спасти тем самым от полной вырубки… Антон Павлович видел в таких ситуациях, когда бездействие ведёт к драме, не драму как раз, а комедию или даже… водевиль. Только особый, «чеховский» водевиль, где на первый план выходит лирическое звучание темы.

Режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко сумели уловить тонкий настрой пьесы и создать особую чеховскую атмосферу в Московском Художественном театре, где 31 октября 1901 года и началась богатая сценическая история «Трёх сестёр». Они оба, независимо друг от друга, вспоминали, что Чехов называл пьесу «весёлой комедией» и «водевилем».

И тут самое время подробнее представить Ивана Романовича Чебутыкина — наиболее водевильного персонажа во всей пьесе. Ну кто бы ещё кроме Ивана Романовича придумал подарить Ирине серебряный самовар. Бывает, как мы знаем, «самоварное золото», а бывает — и самоварное серебро! Самовар — символ дома, очага, но Прозоровым их губернский дом не мил, и чебутыкинский жест оказывается прекрасно-бессмысленным. Доктор постоянно совершает неуклюжие поступки, говорит невпопад, не слышит или не хочет слышать собеседников. «Бальзак венчался в Бердичеве», — сообщает он собеседникам непонятно зачем и по какому поводу. Но фразы его не исчезают, а как бы зависают в невесомости разобщённости. Пластика его образа сродни танцу с неочевидным ритмом. Газетой в руках он отгораживается от повседневности и в то же время оказывается — волей или неволей — причастным к узловым эпизодам разворачивающейся драмы. Вот он неуместной репликой развенчивает монолог Ольги: «…радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно». Иван Романович (смеясь): «Чёрта с два!» Будто в неуклюжей попытке вырваться из силков времени, он роняет фарфоровые часы, которые немедленно разбиваются, и зачем-то при этом восклицает: «Вдребезги!» Кулыгин, учитель гимназии, муж Маши, подбирает осколки и журит Чебутыкина, как гимназиста: «Разбить такую дорогую вещь — ах, Иван Романыч, Иван Романыч! Ноль с минусом вам за поведение!» Ирина грустно замечает: «Это часы покойной мамы». Чебутыкин, как будто бы не улавливая грусти, произносит странную, непонятную до поры фразу: «Мамы так мамы. Может, я не разбивал, а только кажется, что разбил. Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет».

И раз за разом Иван Романович зачемто повторяет куплет: «Та-ра-ра-бумбия… Сижу на тумбе я…» Заметим: герой даже в драматических обстоятельствах остаётся ему верен:

Ольга (обнимает Ирину). Ужасный сегодня день… Я не знаю, как тебе сказать, моя дорогая…

Ирина. Что? Говорите скорей: что? Бога ради! (Плачет).

Чебутыкин. Сейчас на дуэли убит барон.

Ирина. Я знала, я знала…

Чебутыкин (в глубине сцены садится на скамью). Утомился… (Вынимает из кармана газету.) Пусть поплачут… (Тихо напевает.) Та-ра-ра-бумбия… сижу на тумбе я…»

Автор не в первый раз использует этот рефрен. Ещё в рассказе «Володя большой и Володя маленький» (1893) «Та-ра-рабумбия» звучит из уст сына очередного чеховского военного доктора. Видимо, для Чехова обращение к странной «…бумбии» не случайно, значит, здесь должен быть какой-то скрытый смысл.

Художник В. Г. Серебровский. Плакат к спектаклю «Три сестры». Театр им. Максима Горького, Магдебург (ГДР, 1979 год).

В примечаниях к Полному собранию сочинений и писем писателя приводится объяснение: «Возможно, это русская транскрипция припева известной французской песенки — своеобразного гимна парижского полусвета XIX века». Но почему именно Чебутыкин озвучивает в пьесе этот «гимн»?

Звучная «та-ра-ра-бумбия» восходит к имени балаганного актёра и солдата Таррара (1720—1798), прославившегося обжорством и цирковыми трюками. После смерти Таррара его имя закрепилось в звукоподражании «Таррар-бом-ди-эй», передающем раскаты фанфар, и было обыграно сначала в мюзиклах нью-йоркского Бродвея, а чуть позже в знаменитых куплетах англичанки Лотти Коллинз (Tivoli Music Hall, 1891 год), где припев повторялся восемь раз. После выступлений, имевших оглушительный успех, блистательную Лотти прозвали «мисс Та-ра-ра-бумбия». Ну а далее — Париж, песенку напевает Эмили-Мари Бушо, запечатлённая на картинах гениального Тулуз-Лотрека. Псевдоним у Эмили был красивый — Полер, Полярная звезда, она и правда была звездой парижского варьете «Фоли-Бержер» и зажигательно исполняла модную песенку: «Я девушка из хорошей семьи, с миленькой живой мордашкой, которая получила хорошее монастырское воспитание, — пела Полярная звезда и добавляла не без кокетства: — Меня прозвали сумасбродной, потому что вместо того, чтобы слушать урок и прилежно писать диктант, я, не стесняясь, повторяла: «Тама-ра-бум-ди-э!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Мел-палеогеновое вымирание увеличило мозг птиц Мел-палеогеновое вымирание увеличило мозг птиц

После гибели динозавров птицам потребовались значительные умственные способности

N+1
Погружение в Африку Погружение в Африку

Маршрут доктора Дэвида Ливингстона вглубь Африки спустя 160 лет

Вокруг света
5 способов избавиться от тревоги и уснуть 5 способов избавиться от тревоги и уснуть

Можно ли отключить беспокойство и вернуть здоровый сон?

Psychologies
Сидящие под дождём Сидящие под дождём

У насекомых и пауков особые взаимоотношения с окружающим миром

Наука и жизнь
Какая разница! Звездные пары, в которых женщина старше мужчины Какая разница! Звездные пары, в которых женщина старше мужчины

Некоторые думают, что большая разница в возрасте — однозначный минус

Cosmopolitan
Что такое альфа-гал и с чем его (не) едят Что такое альфа-гал и с чем его (не) едят

Укус клеща — неприятное событие, которое может стать для кого-то судьбоносным

Наука и жизнь
Будущее рядом: роботы из биологических тканей Будущее рядом: роботы из биологических тканей

Сокращением выращенных мышц удалось управлять с помощью спинного мозга крысы

Популярная механика
Великий и ужасный Великий и ужасный

Как Иосиф Сталин полюбил Ивана Грозного

Дилетант
«Твиттер, как передозировка, может пошатнуть ваше психическое здоровье» «Твиттер, как передозировка, может пошатнуть ваше психическое здоровье»

Пора разобраться, кто тут главный: вы или ваш смартфон

GQ
Мороз и засуха едины Мороз и засуха едины

Голод с большим количеством смертей в Европейской России 1891 года

Дилетант
Тренировка каннабиноидами повысила чувствительность к кокаину у крыс-подростков Тренировка каннабиноидами повысила чувствительность к кокаину у крыс-подростков

Такой опыт приводит к масштабным биохимическим изменениям в мозге

N+1
Двери сознания Двери сознания

Где прячется человеческое «я»

Вокруг света
«Нужно просто быть любопытным». Директор ярмарки Cosmoscow о том, как бросила работу в банке ради современного искусства «Нужно просто быть любопытным». Директор ярмарки Cosmoscow о том, как бросила работу в банке ради современного искусства

Что нам хотят донести молодые художники и как начать разбираться в их творчестве

Forbes
«Если учитель сейчас выступает в роли “говорящей головы”, значит, он и раньше ею был». Руководители школ о дистанционном обучении «Если учитель сейчас выступает в роли “говорящей головы”, значит, он и раньше ею был». Руководители школ о дистанционном обучении

Как школы адаптируются к новым условиям: дискуссия

СНОБ
Голубая дивизия и блокада Ленинграда Голубая дивизия и блокада Ленинграда

Отрывок из книги про блокаду Ленинграда

СНОБ
Сильная женщина не терпит измен. Судьба Ани Лорак Сильная женщина не терпит измен. Судьба Ани Лорак

В личной жизни Ани Лорак не все так прекрасно, как в ее карьере

Cosmopolitan
«Время работает на тебя»: Хавьер Бардем об актерской зрелости, честных эмоциях и долгих разлуках с Пенелопой Крус «Время работает на тебя»: Хавьер Бардем об актерской зрелости, честных эмоциях и долгих разлуках с Пенелопой Крус

Интервью с Хавьером Бардемом о силе жизненного опыта и актерской зрелости

Forbes
Астрономы обнаружили огромную ультрафиолетовую дугу в созвездии Большой Медведицы Астрономы обнаружили огромную ультрафиолетовую дугу в созвездии Большой Медведицы

В созвездии Большой Медведицы обнаружена область ультрафиолетового излучения

N+1
Право на обиду: почему ты никого не обязана прощать Право на обиду: почему ты никого не обязана прощать

Что за воду возят на обиженных?

Cosmopolitan
Пианист Риад Маммадов — о джазе, классике и образе рая Пианист Риад Маммадов — о джазе, классике и образе рая

Риад Маммадов рассуждает о скорости наших дней и классической музыке

РБК
Супер-ВАЗ: как в СССР создавали быстрые “Жигули” для КГБ Супер-ВАЗ: как в СССР создавали быстрые “Жигули” для КГБ

В конце1990-х в продаже появились ВАЗы с таинственной аббревиатурой РПД

Популярная механика
«Игра в приставку разрушает нашу семью» «Игра в приставку разрушает нашу семью»

37-летняя Алиса часто ссорится с мужем из-за его пристрастия к онлайн-играм

Psychologies
Не надо красить тонущий корабль. 10 советов хорошему менеджеру Не надо красить тонущий корабль. 10 советов хорошему менеджеру

Отрывок из книги «В главных ролях» Татьяны Рунге об управлении сотрудниками

Forbes
Диванный эксперт Диванный эксперт

Худейте, лёжа на диване

Худеем правильно
Третий после Alibaba и JD: китайский магазин Pinduoduo вырос вдвое за год благодаря группам охотников за экономией Третий после Alibaba и JD: китайский магазин Pinduoduo вырос вдвое за год благодаря группам охотников за экономией

Как устроен магазин с полумиллиардом клиентов

VC.RU
Окаменелости шлемоголового свистуна указали на теплое прошлое Антарктиды Окаменелости шлемоголового свистуна указали на теплое прошлое Антарктиды

В эоцене в части Антарктиды было достаточно тепло для этих амфибий

N+1
Технологии армрестлинга: правила, приемы, тактика Технологии армрестлинга: правила, приемы, тактика

Армрестлинг — идеальное сражение для небольшого помещения

Популярная механика
Что мешает голливудской улыбке? Развеиваем мифы о здоровье зубов Что мешает голливудской улыбке? Развеиваем мифы о здоровье зубов

Разоблачаем мифы о здоровье зубов и учимся ухаживать за ними с умом

Cosmopolitan
Почему взрываются звёзды? Почему взрываются звёзды?

На первый взгляд звёздное небо представляется неизменным многие века

Наука и жизнь
Открыть в приложении