Нобелевская премия 2020 года присуждена за открытие вируса гепатита C

Наука и жизньНаука

Поимка «тихого убийцы»

Нобелевская премия по физиологии и медицине 2020 года присуждена за открытие вируса гепатита C. Лауреатами стали Харви Алтер (Национальные институты здравоохранения, США), Майкл Хаутон (Университет Альберты, Канада) и Чарльз Райс (Рокфеллеровский университет, США).

Кирилл Стасевич

Вирус гепатита С снаружи одет липидной оболочкой с вкраплениями гликопротеинов. Под оболочкой находится белковое ядро вируса с геномной РНК внутри. Иллюстрация: BruceBlaus/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0

Вирус гепатита С называют тихим убийцей за то, что он может годами жить в теле человека, почти никак себя не проявляя. И подобно тому, как эта болезнь долгое время остаётся незаметной, сам вирус почти тридцать лет не давался в руки исследователям: к его поискам приступили в начале 70-х годов прошлого века, а закончили к концу 90-х.

Открытие болезни

Гепатит — это воспаление печени. Врач видит, что у больного температура, желтуха (то есть пожелтевшая кожа и белки глаз), сильная слабость, рвота, плохой аппетит, — и делает вывод, что у больного гепатит. Но от чего он возник? Например, от того, что печень долго страдала от алкоголя или каких-то других токсинов. Другая причина — плохое кровоснабжение печени. Ещё есть аутоиммунные гепатиты. Однако всё-таки в большинстве случаев причиной гепатита оказываются вирусы.

Сейчас мы, конечно, знаем, что есть несколько гепатитных вирусов. Но были времена, когда ни о каких вирусах и слыхом не слыхивали, а вот болезнь уже была. С эпидемиями желтухи тысячи лет назад сталкивались жители Вавилонского царства и Китая. В V веке до н. э. Гиппократ сообщал о вспышке желтухи на острове Тасос. Кстати, о том, что эта болезнь заразная, тоже начали догадываться сравнительно давно: в 751 году папа римский Захарий писал Святому Бонифацию, что не стоит подпускать к святому причастию больных желтухой до тех пор, пока не причастятся здоровые прихожане. Впрочем, одно дело — говорить о заразности болезни и совсем другое — понимать, что и как её передаёт.

Со временем у желтухи появились эпитеты «эпидемическая», а также «ротная» (от слова «рота») и «солдатская» — поскольку с XVII века стали замечать, что солдаты более, чем кто-либо, страдают от этой болезни. Решающую роль в понимании того, как передаётся и как развивается «эпидемическая желтуха», сыграли работы С. П. Боткина и тех врачей, которые лечили желтушных солдат во время войн XIX века и в Первую мировую войну. Гепатит признали инфекционным заболеванием, возбудитель которого попадает в организм через кишечник вместе с грязной водой и едой. Сейчас этот гепатит называют гепатитом А. (Позже к нему добавился гепатит Е со своим вирусом-возбудителем; оба относятся к энтеральным гепатитам, так как оба заражают человека через пищеварительный тракт.)

Но всё оказалось не так просто. В первой половине XX века врачи начали понимать, что гепатит — не одна, а несколько болезней. Всё чаще стали замечать, что у некоторых больных заболевание протекает иначе, хотя симптомы в общем схожи. Более того, этот другой гепатит приходил в организм явно не через кишечник. Например, было замечено, что он особенно часто встречается у людей, которым делали переливание крови.

И вот к концу 40-х годов XX века гепатиты поделили на две группы — А и В. Гепатиты В стали называть сывороточными, потому что заражались ими через кровь или через какую-то другую жидкость, из которой он может легко перейти в кровь. Сейчас мы знаем, что гепатиты В — это сам гепатит В плюс гепатит С. Их вирусы попадают в организм при переливании крови и почечном диализе, с грязных медицинских инструментов, при косметологических процедурах; ещё один путь заражения — половой контакт. Как было сказано, они протекают иначе, чем кишечные гепатиты. У гепатитов А и Е короткий инкубационный период и почти всегда бурная острая фаза, с температурой, болями, увеличением печени и пр.; от них излечиваются полностью, и тяжёлых последствий они обычно не оставляют. У сывороточных гепатитов инкубационный период длится заметно дольше, а острая форма болезни, как ни парадоксально, часто проходит незаметно — нет ни желтушности, ни болей, ничего, кроме недомогания и снижения работоспособности. И, что самое главное, дальше болезнь часто становится хронической: печень медленно, но верно слабеет, и всё заканчивается циррозом и/или злокачественной опухолью.

Во второй половине 1960-х годов Барух Бламберг и его коллеги открыли вирус гепатита В, создали метод диагностики и вакцину против него; в 1976 году Бламберг получил за открытие вируса гепатита В Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Казалось, что проблема сывороточных гепатитов, или гепатитов В, решена. Но тут выяснилось, что есть множество случаев гепатитов типа В, когда у больных нет никакого вируса гепатита В.

Харви Алтер, работавший с Бламбергом во время его эпохальных открытий, продолжил заниматься сывороточными гепатитами в системе Национальных институтов здравоохранения США. Алтер и его коллеги анализировали случаи, когда человек получал гепатит при переливании крови. К тому времени кровь в донорских центрах уже вовсю проверяли на вирус гепатита В. Однако такая проверка предотвращала лишь 20% заражений. А остальные 80% возникали по какой-то другой причине. Более того, у другого гепатита В были свои клинические особенности, отличавшие его от настоящего гепатита В. Вирус гепатита А здесь тоже был ни при чём, так что в итоге новый гепатит получил название «ни-А, ни Б» (в буквальном смысле — non-A, non-B hepatitis, NANBH).

Харви Алтер. Фото: NIH/Chiachi Chang/Wikimedia Commons/PD

Желтуха — один из характерных симптомов гепатита. Желтоватый цвет коже, слизистым оболочкам и склере глаз придаёт пигмент билирубин. Он появляется при разрушении гемоглобина и других белков, содержащих гем. В норме билирубин скапливается в печени и вместе с жёлчью выводится из организма. Если же билирубин накапливается в коже, значит, печень нездорова. Чаще всего желтуха случается при гепатите А, поэтому желтуха стала синонимом гепатита А. Однако стоит помнить, что в некоторых случаях гепатит А развивается без желтухи. Кроме того, при других гепатитах желтуха тоже случается, хотя и реже, чем при гепатите А. Наконец, пожелтение кожи из-за билирубина происходит и при некоторых других заболеваниях, не связанных с вирусами гепатита.

К 1975 году Харви Алтеру удалось доказать, что есть ещё один гепатит, который передаётся с каким-то инфекционным агентом через кровь. Алтер и другие исследователи также показали, что этот инфекционный агент размером не больше 80 нанометров и что он содержит много липидов. (То есть если раствор с потенциальным возбудителем пропускали через фильтр с порами меньше 80 нанометров, то после фильтрации он становился безопасным; то же самое случалось, если в раствор с возбудителем добавляли органические вещества, растворяющие липидные комплексы.) Предполагалось, что возбудитель принадлежит небольшим оболочечным вирусам, которые заимствуют липидную оболочку у клеток. Благодаря Алтеру стало ясно, что на свете есть ещё один гепатит с вирусным возбудителем. Именно за это Харви Алтер стал одним из трёх нынешних лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине. Но сам вирус долгие годы оставался в прямом смысле невидимым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любители подземной тишины Любители подземной тишины

Что может быть страннее белых растений!

Наука и жизнь
О чем вас не предупредят пластические хирурги? О чем вас не предупредят пластические хирурги?

Наша героиня делится своим опытом пластической хирургии

Psychologies
Этан, метан, азот и Титан Этан, метан, азот и Титан

Титан можно было бы даже сравнить с Землёй, если бы не одно «но»

Наука и жизнь
«Не со мной»: как мы реагируем на насилие по отношению к другим «Не со мной»: как мы реагируем на насилие по отношению к другим

Почему мы иногда замираем от ужаса, увидев ссору или драку?

Psychologies
Систему предсказания цвета глаз и волос по ДНК уточнили Систему предсказания цвета глаз и волос по ДНК уточнили

Генетики создали панель SNP маркеров для помощи криминалистам и палеогенетикам

Наука и жизнь
Тысячи дворцов и лучшие верблюды: на что тратят миллиарды самые богатые арабы Тысячи дворцов и лучшие верблюды: на что тратят миллиарды самые богатые арабы

Их жизнь похожа на восточную сказку, рассказанную Шахерезадой

Cosmopolitan
Три десятилетия Игнобеля: от памяти воды до чистящей слюны Три десятилетия Игнобеля: от памяти воды до чистящей слюны

Открытия, за которые в разные годы присуждали Игнобелевскую премию

Наука и жизнь
Влюбленность Елизаветы, жестокость Филиппа: правда и вымысел в сериале «Корона» Влюбленность Елизаветы, жестокость Филиппа: правда и вымысел в сериале «Корона»

Рассказываем, что в сериале «Корона» правда, а что — домыслы создателей

Cosmopolitan
«Мне не в чем оправдываться» «Мне не в чем оправдываться»

26 декабря 2020 года в возрасте 98 лет ушёл из жизни Джордж Блейк

Дилетант
Зачем мы навешиваем ярлыки на себя самих Зачем мы навешиваем ярлыки на себя самих

Кажется, что попытка всему дать название, все классифицировать — это тренд

Psychologies
Загадка, сэр! Загадка, сэр!

«Кэмпденское чудо» Англии

Дилетант
30 способов перезапустить свое тело 30 способов перезапустить свое тело

Полное руководство по тому, как выжать максимум из человеческого организма

kiozk originals
В Баргузинском заповеднике исчезают сурки В Баргузинском заповеднике исчезают сурки

Прибайкальский черношапочный сурок исчезает

Наука и жизнь
Братец Кролик и братец Лис Братец Кролик и братец Лис

Банкротство Прамода Миттала с долгом в сто тридцать миллионов фунтов

Tatler

Немецкий сериал "Варвары" — кровавый и пассионарный эпос о германском восстании

Esquire
Необычный запах: как эфирные масла влияют на мозг Необычный запах: как эфирные масла влияют на мозг

Почему ароматы действуют на людей по-разному?

Популярная механика
Тогда и сейчас: как выглядят первые и последние снимки планет Тогда и сейчас: как выглядят первые и последние снимки планет

Космические технологии не стоят на месте!

Популярная механика
В круге Дягилевом. Лица и судьбы В круге Дягилевом. Лица и судьбы

Сохранилось не так много собственных портретов Сергея Павловича Дягилева

СНОБ
3 простых и нереально вкусных блюда с пивом в качестве ингредиента 3 простых и нереально вкусных блюда с пивом в качестве ингредиента

Да, пиво можно не только пить

Playboy
Первая после 16 лет молчания книга Сюзанны Кларк «Пиранези». Публикуем первые главы Первая после 16 лет молчания книга Сюзанны Кларк «Пиранези». Публикуем первые главы

Отрывок из фантастического романа Сюзанны Кларк «Пиранези»

СНОБ
Дворцовая площадь Дворцовая площадь

Отель Badrutt’s Palace — замок посреди Швейцарских Альп

GQ
Кристоф Копен, директор мужской линии COS: «Людям всегда будет нужна одежда. Она неразрывно связана с образом жизни, который ты ведешь» Кристоф Копен, директор мужской линии COS: «Людям всегда будет нужна одежда. Она неразрывно связана с образом жизни, который ты ведешь»

Интервью с Кристофом Копеном, директором мужской линии COS

Esquire
Мадрид: от рассвета до заката Мадрид: от рассвета до заката

Давай отправимся в гастрономический марафон по испанской столице

Лиза
Люблю абсурд: почему стоит посмотреть фильм «Человек из Подольска» Люблю абсурд: почему стоит посмотреть фильм «Человек из Подольска»

Рецензия на абсурдистскую комедию «Человек из Подольска» Семена Серзина

РБК
Праздничный марафон Праздничный марафон

Новогодние праздники – серьёзное испытание для организма

Здоровье
«Около Руанды и позади Узбекистана»: почему необходимо поддерживать женское предпринимательство в России «Около Руанды и позади Узбекистана»: почему необходимо поддерживать женское предпринимательство в России

Новые ролевые модели для женщин и женское предпринимательство в России

Forbes
Напустил туман Напустил туман

Георгианский особняк в Лондоне и традиционный английский интерьер

AD
Минусовая степень Минусовая степень

Как ухаживать за кожей лица и тела после похудения?

Лиза
Cadillac XT4. В борьбе за европейские ценности Cadillac XT4. В борьбе за европейские ценности

Cadillac довольно осторожно, но всё же переходит на новый для себя уровень

4x4 Club
Дарья Мороз: “За четыре года я стала другим человеком” Дарья Мороз: “За четыре года я стала другим человеком”

Дарья Мороз и стереотипы — две несовместимые вещи

Psychologies
Открыть в приложении