О чём пишут научно-популярные журналы мира
Заколдованный лес
Всем знакомы, хотя бы по фотографиям, скелеты давно вымерших динозавров, раскопанные палеонтологами на разных материках. Менее известны и значительно более редки окаменелости деревьев. Замечательно сохранились окаменелые стволы близ немецкого города Хемниц, о них знал ещё основатель геологической науки бургомистр Хемница Георгий Агрикола (1494—1555), автор многотомного труда «О природе окаменелостей». В 1752 году такие деревья доставили во дворец курфюрста Августа III на платформе, в которую были запряжены 28 лошадей. Судить о том, из каких именно деревьев этот лес состоит, в то время наука не могла, и один последователь Агриколы через полвека после первой находки написал, что «здесь окаменели дубы или буки». В середине XIX века немецкий ботаник Иоганн Генрих Роберт Гёпперт (1800—1884) определил, что это хвойные, и дал каменным деревьям научное название Megadendron saxonicum (огромное дерево из Саксонии). Уникальная сохранность стволов уже в наше время позволила очень много узнать не только о них, но и обо всей экосистеме. Датирование по изотопам урана в кристаллах циркона из окружающей породы показало, что деревья окаменели 291 миллион лет назад, плюс-минус два миллиона лет, в пермский период палеозоя. На каменных спилах видны даже годовые кольца. На одном из стволов сохранился след молнии, пробившей дерево с верхушки до корней, по годовым кольцам видно, что это произошло за 12 лет до извержения вулкана. Только лесной гигант успел залечить повреждения от молнии, и тут новая беда. В результате раскопок 2008—2011 годов найдены ещё 53 дерева.
![](https://cs.kiozk.ru/content/xye/e7d/7x9/cny5npz5kw4hhmdzxigoapm/art/96199/rrnvj1k6.jpg?v=1&temp_url_sig=uGCdf4SyeF_8Y18uCJpCsw&temp_url_expires=1738914724)
Ход извержения вулкана 291 миллион лет назад удалось довольно подробно реконструировать. Сначала на окружающий лес посыпался тонкий пепел, убивший всё живое. Затем вулкан взорвался, и взрывная волна повалила все деревья в округе корнями к жерлу кратера, кроной от него. Каким образом некоторые деревья и древовидные папоротники сохранились «стоймя», хотя и в перевёрнутом виде, корнями вверх, верхушкой вниз, остаётся непонятным. А в расщелинах и трещинах коры, изучая её на тонких спилах, в наши дни нашли целый зоопарк: огромную сколопендру длиной 2,5 м и весом, по оценкам палеонтологов, в центнер, нескольких скорпионов длиной по 10—12 см и даже мелких предков млекопитающих. Надо учитывать, что 291 миллион лет назад эта местность находилась вблизи экватора, и только дрейф континентов принёс её вместе с каменным лесом в ту часть Европы, которая позже стала Германией.
Как варить макароны по-научному
Макаронные изделия, можно сказать, национальное блюдо итальянцев. Они даже утверждают, что макароны не привезены в их страну из Китая путешественником Марко Поло, а возникли на месте. И в это легко поверить, узнав, что в Италии насчитывается порядка 1300 видов макаронных изделий, и нечто подобное макаронам знал ещё Древний Рим. Но строгие специалисты выделяют среди разнообразия итальянских макаронных изделий всего 310 разновидностей, просто в разных городах и провинциях один и тот же сорт называют по-разному. Так, то, что мы варим и едим как «ракушки», имеет в разных городах Италии 28 местных названий, и каждый город настаивает на своём.
Недавно разгорелся спор между двумя итальянцами — нобелевским лауреатом по физике 2021 года Джорджо Паризи и знаменитым шеф-поваром, владельцем высококлассного ресторана в Риме Антонелло Колонна. Физик нашёл новый способ варки макаронных изделий (нет, Нобелевскую премию он получил не за это, а за «открытие взаимодействия хаоса и флуктуаций в физических системах от атомарных до планетарных масштабов», как сказано в решении Нобелевского комитета). Паризи показал в эксперименте, что если снять кастрюлю с конфорки в середине обычного срока варки и оставить макароны дозревать в горячей воде под крышкой, вкус нисколько не пострадает, а энергия и деньги сэкономятся. Шеф-повар с возмущением отверг эту идею, указав, что восхитительное блюдо превратится при этом в нечто резиновое на вкус. И в своём ресторане он никогда не допустит ничего подобного, а будет по-прежнему варить пасту в большом котле на открытом огне дровяной печи. Спор вышел на страницы газет, и вопросом заинтересовались