О чем пишут научно-популярные журналы мира
Молоко на воде
Нидерланды издавна известны своим сверхэффективным сельским хозяйством (см. «Наука и жизнь» № 4, 1988 г., стр. 78). Сейчас это второй (после США) крупнейший в мире экспортёр сельхоз-продуктов, хотя площадь страны в 250 раз меньше площади США. И страна была бы ещё меньше, если бы не отвоёвывала веками территории у моря, строя дамбы, засыпая прибрежные болота землёй… В расчёте на человека голландцы производят вдвое больше сыра, чем знаменитая своими сырами Франция. Средний тепличный комплекс для выращивания цветов, овощей или фруктов поспорит размерами с большим городом. При том что в сельском хозяйстве занято лишь 2,5% трудящихся.
Бурный расцвет этой отрасли принёс с собой и немалые проблемы. Так, крупнейший аэропорт страны (и один из самых больших в мире) Схипхол в Амстердаме вынужден скупать земли у фермеров, иначе невозможно расширять взлётно-посадочные полосы. Но есть ещё более серьёзная проблема: массивное применение азотных удобрений, в том числе навоза от гигантского поголовья коров, привело к насыщению грунтовых вод соединениями азота (это аммиак, нитраты и окислы азота). И в 2019 году высший суд страны принял строгое решение: каждая отрасль, так или иначе использующая азотные соединения (а среди них и прокладка дорог, и строительство домов), должна как можно сильнее урезать применение любых веществ, содержащих связанный азот. Поэтому разрешённый лимит скорости на автомагистралях снизили со 130 до 100 км/ч (ведь в выхлопах автомобилей есть окислы азота). В кабинете министров появилась новая должность: наряду с министром сельского хозяйства, природы и качества пищевых продуктов теперь есть министр природы и азотной политики. А недавно поставлена цель к 2030 году скупить 3000 крупных предприятий, выбрасывающих азотные соединения. Их намерены ликвидировать или перепрофилировать. Но фермеры протестуют, поскольку среди этих 3000 много животноводческих хозяйств.
А пока животноводство Нидерландов, кажется, нашло новый выход. Это морские фермы. Поголовье скота размещают на огромных баржах или понтонах, фактически плавучих островах. Один такой действует с 2019 года в порту Роттердама. Остров состоит из трёх этажей общей площадью 930 м2: на верхнем живут 40 бурёнок голландско-немецкой породы, и этот этаж накрыт солнечными панелями, поставляющими ферме энергию. Выход молока — более 750 литров в день, коров доят роботы. Человеческий персонал острова — 14 сотрудников. На среднем этаже молоко, поступившее с верхнего, превращают в масло, йогурт и сыр, а ниже ватерлинии, в полумраке, созревают до 1000 головок сыра трёх-четырёх сортов. Продаются эти продукты несколько дороже «сухопутных». Ещё один ценный побочный продукт — навоз, его перерабатывают в удобрение, сухие и ничем не пахнущие гранулы. Их охотно покупают местные футбольные стадионы, которым постоянно надо поддерживать газон в рабочем состоянии.