Названые братья
На Земле встречается немало похожих друг на друга живых существ, не связанных, однако, родственными узами. И названия у них часто похожи, поскольку отражают внешнее сходство. Почему же природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»? Ничего не бывает просто так, и в этом, несомненно, должен быть какой-то смысл.

Бывало, идёшь по улице и вдруг видишь своего хорошего приятеля. Кидаешься навстречу с распростёртыми объятиями. Но нет, ошибся, — чужой это человек, незнакомый. В самом деле, бывают на свете очень похожие люди, не связанные никаким родством. Да что там говорить, целые конкурсы двойников устраивают, причём модель и подражатель могут быть родом с противоположных концов планеты.
В дикой природе ситуация ничуть не хуже. Или не лучше? Биолог скорее выберет последний вариант — уж очень много путаницы вносит это природное шоу двойников. Сколько раз в истории науки из-за внешнего подобия животное или растение попадало в биологической системе на чужое место, то есть не к своей родне. Спишем сходство между людьми на причуды судьбы — больше-то и не на что. А вот случайно ли сходство у наших братьев меньших? Не просто неслучайно, а закономерно.
Природа — очень умелый конструктор, у неё достаточно времени, чтобы опробовать разные варианты и пустить «в серию» лучшие из них. Отсюда следует очевидный вывод: в схожих условиях и для схожих целей будут неизменно выходить однотипные образцы. Так, водоплавающие животные едва ли не поголовно обзаводятся ластами. Лягушка, морская черепаха, утка, пингвин, нутрия, тюлень — тому примеры. Или возьмём некий песчаный пейзаж — такие места найдутся на каждом континенте. Песок, как по своему опыту знает каждый, крайне неудобен для передвижения, ноги в нём так и вязнут. Насекомые, для которых каждая песчинка, что для нас булыжник, бегают по песку как по мостовой, а млекопитающему по песчаной поверхности проще скакать. И прыгающие пустынные животные вне зависимости от своих габаритов похожи, как близнецы.


Сумчатый кенгуру (Macropodidae), оттолкнувшись от грунта, совершает длинный прыжок, а затем скачет своеобразным рикошетом. Примерно так же, как кенгуру, только в миниатюре, выглядят американские грызуны, прозванные кенгуровыми крысами (Dipodomys spp.). Другое имя этих милых зверушек, звучащее как тушканчиковые прыгуны, «роднит» их, с одной стороны, с обитающими у нас тушканчиками (Dipodidae), а с другой — с насекомоядными прыгунчиками из Африки (Macroscelididae). Приспосабливаясь к одним и тем же условиям, все эти животные приобрели бросающееся в глаза сходство, а в таких случаях имена дают по образу и подобию. Так что наружность зверька можно без труда вычислить по одному только его названию — занятие сродни составлению фоторобота по словесному портрету.
К этой же компании можно причислить африканца долгонога (Pedetes capensis), напоминающего гигантского тушканчика. На австралийском континенте, помимо кенгуру и его ближайших родичей, водятся сумчатые тушканчики (Antechinomys laniger) и невероятно похожие на них грызуны — кенгуровые мыши (Notomys spp.), которые подчас даже занимают соседние норы. Как видим, и тут названия не блещут разнообразием и крутятся вокруг всё той же темы. По правде сказать, сумчатые (Marsupialia) заслуживают отдельного разговора. Эти современники динозавров долго удерживали лидирующие позиции среди млекопитающих, пока им на смену не пришли более совершенные звери (Placentalia). Австралия же отделилась от других материков раньше этих событий. Словно на гигантском острове древние сумчатые отправились в долгое плавание, всё больше удаляясь от остальной земли. Их самобытный мир не только уцелел, но и приумножился.