БИНТИ
Бюро иностранной научно-технической информации
Загрязнённый воздух сокращает жизнь
Новое международное исследование, охватившее 42 страны, позволило рассчитать, насколько загрязнение воздуха, которым мы дышим, сокращает жизнь. Учитывалось влияние частиц мельче 2,5 микрометра в поперечнике (это так называемая чёрная сажа). Они наиболее опасны, так как проникают через биологические барьеры и могут попасть даже в мозг.
Меньше всего таких частиц в воздухе Швеции, и потому они сокращают жизнь среднего шведа всего на 48 дней. Больше всего чёрной сажи в воздухе Бангладеш. Здесь люди, дыши они чистым воздухом, могли бы жить на 682 дня дольше, чем живут сейчас. Для России средний показатель сокращения жизни составляет 274 дня, хотя у нас содержание частиц чёрной сажи в воздухе постоянно измеряется лишь в немногих городах и очень сильно варьирует по стране.
На снимках, сделанных в Красноярске, наглядно виден уровень загрязнения воздуха при 4 и 119 мельчайших частиц на 1 м3 воздуха.
Почему ночью нельзя есть
Американские физиологи измеряли уровень метаболизма у семи человек, изолированных в лаборатории на пять недель и не занимавшихся физической активностью. Среди подопытных были мужчины и женщины в возрасте от 38 до 69 лет. Они не могли следить за временем суток, так как в экспериментальных помещениях не было ни окон, ни часов, ни телевизоров, ни телефонов и других средств связи. Оказалось, что после полудня и вечером энергетический обмен усиливается на 129 калорий (10% от средней нормы), а ночью падает. Максимальное сжигание калорий приходилось в среднем на 5 часов дня (разброс среди испытуемых — от 2 часов дня до 8 вечера), а минимальное потребление калорий — на 5 часов утра (от 2 часов ночи до 8 утра). Знать суточные изменения обмена веществ и энергии важно для того, чтобы не нарушать свой ритм неожиданными ночными перекусами. Съеденное «вне расписания» не расходуется в физиологических процессах, а накапливается в виде жира. Проблема особенно важна для работающих в ночную смену.
Грибок против комаров
Микроскопический грибок Metarhizium pinghaense вызывает гибель комаров, но делает это медленно и многие кровопийцы выживают. Американские биологи встроили в геном грибка ген яда тарантула. Одной-двух спор модифицированного грибка достаточно, чтобы убить комара, переносящего малярию. Опыты, проведённые в Буркина-Фасо (Западная Африка), показали, что за 45 дней в садке с 2500 комарами и диким грибком осталось 700 насекомых, а в садке с таким же количеством комаров и модифицированным грибком выжили только 13. В Буркина-Фасо свирепствует малярия, многие штаммы комаров не боятся инсектицидов, а местное законодательство о генно-модифицированных организмах позволяет их выпускать в природу. Но в большинстве других африканских стран новый способ борьбы с малярией вряд ли приживётся.
Больные водоросли влияют на погоду
Океанский нанопланктон более чем на 90% состоит из мельчайших одноклеточных водорослей, так называемых кокколитофорид, каждая из которых заключена в выработанный ею самой панцирь из известковых пластинок (см. фото). Итальянский биолог Роберто Дановаро утверждает, что эти пластинки, сброшенные водорослью, которую поразил определённый вирус, способствуют образованию облаков над морем. Прибой выбрасывает в воздух миллиарды этих пластинок. Их лёгкость и аэродинамические свойства позволяют им высоко подняться, и в верхних слоях атмосферы известковые пластинки служат центрами конденсации влаги. Вокруг них вырастают капли, которые постепенно образуют облака. Пока теория подтверждается только лабораторными экспериментами,