В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техникаHi-Tech

Возвращение «Метеора»

Александр Митрофанов

«Валдай 45Р». Источник: РИА Новости

В сентябре 2017 года в Нижегородской области на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р». Так началось возрождение таких популярных ранее в СССР и почти ушедших в забвение судов.

Хотя в СССР экспериментальные работы по судам на подводных крыльях начались еще в 1933 году, наибольших практических успехов добился выпускник кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института Р.Е. Алексеев. В его дипломной работе 1941 года «Глиссер на подводных крыльях» была представлена гидродинамическая схема торпедного катера на подводных крыльях и основные его чертежи и расчеты. Летом 1943 года был создан такой экспериментальный катер А-4. А в 1946 году катер под заводским наименованием А-5 с новой схемой подводных крыльев, оправдавшей себя по всем направлениям, был построен на заводе «Красное Сормово».

В дальнейшем работы по созданию торпедных катеров на подводных крыльях для ВМФ продолжились, за что в 1951 году группе специалистов во главе с Алексеевым была присвоена Сталинская премия.

В декабре 1954 года приказом Министерства судостроительной промышленности СССР на заводе «Красное Сормово» был создан филиал ЦКБ-19 (ныне Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева), начальником и главным конструктором которого был назначен Алексеев.

Р. Е. Алексеев. Источник: НГОБД. рф

Кроме катеров для ВМФ с 1956 года КБ Алексеева приступает к проектированию пассажирского судна на подводных крыльях (СПК). 25 августа 1957 года СПК «Ракета–1» вступило в опытную эксплуатацию на линии Горький – Казань. Всего до 1976 года для речного флота СССР и на экспорт было построено около 400 таких теплоходов четырех проектов. Кроме того, они производились в КНР по советской документации.

«Ракеты» со скоростью до 70 км/ час могли доставить 64–66 пассажиров на расстояние 600 км и пользовались огромной популярностью у населения. СПК этого типа активно эксплуатировались на большинстве судоходных рек СССР и постсоветских стран многие десятилетия и даже сейчас используются на реке Лене. Этому способствовала и малая осадка «Ракеты» в водоизмещающем режиме – всего лишь 1,8 метра.

Кроме того, на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе для белорусских рек строились СПК «Ракета–М» (51 единица) с уменьшенной до 1,2 м осадкой. А в Феодосии было построено десять пожарных судов «Ракета-П» с двумя стационарными лафетными стволами.

СПК «Ракета». Источник: Википедия

Более крупными и мореходными стали СПК «Метеор». Их проектирование началось в мае 1958 года, а уже в ноябре следующего года начались ходовые испытания первого экспериментального судна, в ходе которых при переходе через Азовское море оно попало в пятибалльный шторм, продемонстрировав хорошие мореходные качества. С 1961 года началось серийное производство «Метеоров» на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького в Татарстане. В 1961–1999 годах было построено более 400 (по другим данным около 350) таких СПК (проекты 342, 342Э, 342У), а также две единицы в 2006 году.

Суда этих проектов могли перевезти в комфортных условиях в трех пассажирских салонах от 78 до 123 человек (в зависимости от модификации) на расстояние до 600 км при скорости, достигающей 75–77 км/час. Один из «Метеоров» был экспериментально переделан в вариант с 50 каютами, аналогичными купе пассажирских железнодорожных вагонов.

«Метеоры» десятки лет эксплуатировались на крупных реках, водохранилищах и озерах не только СССР и постсоветских стран, но и в паре десятков зарубежных государств. Хотя большинство таких судов уже выведены из эксплуатации, около 60 из них после проведенной модернизации продолжают работать. При этом отечественные двигатели семейства М-401, которые отличались малой экономичностью, малым ресурсом и низкой надежностью, были заменены на двигатели фирмы MAN такой же мощности.

Выдающийся конструктор Р.Е. Алексеев думал и о морских СПК. В 1961 году на базе варианта «Метеора» 342Э был разработан проект 342МС «Комета». При этом корпус изготавливался из стойкого к коррозии в морской воде алюминиевого сплава, была изменена конструкция крыльевого устройства. СПК «Комета» серийно производилось в 1962–1992 гг. на Потийском судостроительном заводе в Грузии (39 судов) и в 1964–1981 гг. – на Феодосийском производственном объединении «Море» в Крыму (86 ед.), из них не менее 34 судов – на экспорт. Кроме прибрежных морских линий «Кометы» использовались и на крупных озерах (Ладожское, Онежское, Байкал). Часть этих судов эксплуатируются в России и в настоящее время. «Комета» может доставить размещенных в трех салонах 118 пассажиров на расстояние до 325 миль со скоростью 34 узла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь» Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь»

Актер Милош Бикович — о ностальгии и «ярмарке тщеславия»

VOICE
Вакуумный корабль Вакуумный корабль

Отличным грузовым транспортом могут стать дирижабли, наполненные вакуумом

ТехИнсайдер
Траты и возвраты: 16 историй предпринимателей, меняющих Россию Траты и возвраты: 16 историй предпринимателей, меняющих Россию

16 историй предпринимателей из регионов — в фоторепортаже Forbes

Forbes
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техника
Фильм начинается Фильм начинается

Небольшая студия с интерьером в стиле «Криминального чтива»

Идеи Вашего Дома
Сибирский Хогвартс Сибирский Хогвартс

Еще часа два я плутал среди гигантских сосен, пока не вышел к зданию ФМШ

ТехИнсайдер
Четверть — веха Четверть — веха

Несмотря на возраст, ТНТ продолжает искать новое и не боится экспериментировать

Правила жизни
Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности

Кристофер Робин часто задавался вопросом: что привело его отца к катастрофе?

Караван историй
Дельфины чувствуют электрические поля Дельфины чувствуют электрические поля

Дельфины используют «электрочувство» при охоте и навигации

ТехИнсайдер
Охота за Эйхманом Охота за Эйхманом

Адольф Эйхман вошёл в историю как «архитектор холокоста»

Дилетант
Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно

Когда естественный способ разрядки становится зависимостью?

Psychologies
В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей

Носовой комплекс кашалота работает как речевой аппарат у человека

ТехИнсайдер
Реальность под знаком рыбы Реальность под знаком рыбы

Она — рыбка-кормилица — без всякого преувеличения, поистине Золотая рыбка

Знание – сила
Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска

В Cybertruck есть гораздо больше, чем угловатый дизайн и невыполненные обещания

4x4 Club
А мы тебя ждали А мы тебя ждали

Как впустить в жизнь новое – разбираемся с психологом Еленой Голяковской

Новый очаг
Счастливая история! Японец не разговаривал с женой 20 лет, но они продолжали жить вместе Счастливая история! Японец не разговаривал с женой 20 лет, но они продолжали жить вместе

Почему этот японец не разговаривал со своей женой два десятка лет?

ТехИнсайдер
Выбирайте свой путь: 4 шага, чтобы поменять работу и найти цель жизни Выбирайте свой путь: 4 шага, чтобы поменять работу и найти цель жизни

Хотите освоить новую специальность, но не знаете, как действовать?

Psychologies
Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться» Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться»

Как нейросети повлияют на профессии и когда они станут привычным инструментом

РБК
9 вещей, которых мужчины боятся в женщинах 9 вещей, которых мужчины боятся в женщинах

Какие вещи в отношениях с женщинами пугают мужчин?

Psychologies
Упразднение города Н. Упразднение города Н.

Красный командир Яков Тряпицын воплотил фантасмагорию великого сатирика в жизнь

Дилетант
Кодекс постороннего Кодекс постороннего

Как Альбер Камю обнаружил, что жизнь не имеет смысла — и нашел, зачем стоит жить

Weekend
Все только по делу Все только по делу

Какой Chery выбрать для бизнеса

Автопилот
Сколько стоит адаптироваться к климату Сколько стоит адаптироваться к климату

Изменения погодных условий как один из драйверов инвестиций в перспективе

Агроинвестор
Соль Лондона Соль Лондона

Несколько картинок из жизни безумной лондонской квартирки и ее хозяйки

Seasons of life
Любви конец: как понять, что отношения подошли к логическому завершению Любви конец: как понять, что отношения подошли к логическому завершению

Как понять, что союз на грани разрыва? И можно ли избежать такого конца?

Psychologies
Плечо для внешней торговли Плечо для внешней торговли

Рост российского несырьевого неэнергетического экспорта — в числе приоритетов

РБК
Академик Евгений Чойнзонов: «Путь к онкологу должен быть коротким» Академик Евгений Чойнзонов: «Путь к онкологу должен быть коротким»

Томская онкология известна далеко за пределами России

Наука
Ужасная красавица Ужасная красавица

Плотный облачный покров долго скрывал от людей настоящий характер этой планеты

ТехИнсайдер
Не наркотик, или листья растения кока Не наркотик, или листья растения кока

Кока – страшный враг человека или друг и помощник?

Зеркало Мира
Открыть в приложении